Занятие 10. Литературное движение 1840–1850-х годов
1. Особенности русского Романтизма второй трети XIX века ( Ф.И. Тютчев).
2. Новые тенденции в литературе: актуализация реального и возвращение к соотношению реального и идеального ( Н.А. Некрасов).
3. Становление «натуральной школы». Роль В. Г. Белинского в обосновании ее программ и целей.
4. Эстетическая критика о художественности литературных произведений.
Литература:
Тютчев Ф.И. Полн. Собр. стихотворений. Л., 1957.
Некрасов Н.А. Петербургские углы // Физиология Петербурга. М., 1984. С. 132 – 155.
Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полн. Собр. соч. М., 1956. Т. 10. С. 279 – 359.
Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность Белинского. М., 1982. 175 с. Или:
Кийко Е.И. В.Г. Белинский. М., 1972. 176 с.
Занятие 11. Лирика Н.А. Некрасова 1840-1850-х годов
1. История создания сборника стихотворений 1856 года.
2. Драматизм стихотворений «В дороге», «Тройка», «Внимая ужасам войны».
3. Характер переживаний лирического героя в стихах о жизни города («Еду ли ночью», «На улице»).
4. Средства выражения авторского сознания в сатирических стихотворениях («Филантроп», «Современная ода», «Нравственный человек»).
5. Понимание Некрасовым роли поэта («Замолкни, муза мести и печали», «Муза», «Блажен незлобивый поэт»).
Литература: Н.А. Некрасов. Лирика
Григорьев А. Стихотворения Н. Некрасова // Григорьев А. Литературная критика. М., 1967. С. 442 – 494.
Рез З.Я. Город в лирике Некрасова. Некрасов о поэте и поэзии // Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении. М., 1982. С. 17 – 37, 58 – 76.
Бойко М. Лирика Некрасова. М., 1977.
Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. М., 1998.
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1962.
Занятие 12. Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
1. История создания поэмы.
2. Особенности жанра и композиции произведения.
3. Своеобразие характера и облика главной героини.
4. Трагедийное звучание произведения.
Литература: Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос
Лебедев Ю.В. Человек и природа в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» // Н.А. Некрасов и русская литература. Кострома, 1974. Вып. 38. С. 33 – 57.
Сапогов В.А. Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Псков, 1999.
Лебедева Е.Я. Эпос и лирика в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» // Н.А. Некрасов и русская литература. Ярославль, 1977. Вып. 4. С. 48 – 57.
Занятие 13. Денисьевский и панаевский циклы в лирике Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова
1. Лирический цикл как жанровое образование. Особенности
2. Цикл Ф.И. Тютчева:
а) особенности героя;
б) сущность концепции любви;
в) сложность характера и облика героини;
г) средства раскрытия внутреннего мира героев.
3. Цикл Н.А. Некрасова:
а) содержание драмы лирического героя;
б) нравственный облик героини, отличие ее от героини Тютчева;
в) концепция любви и средства ее раскрытия.
4. Сходное и различное в циклах.
Литература: Тютчев Ф.Н. О, как убийственно мы любим. Предопределение. Не говори: меня он, как и прежде, любит. О, не тревожь меня укорой справедливой. Чему молилась ты с любовью. Последняя любовь. Она сидела на полу. Весь день она лежала в забытьи. Есть и в моем страдальческом покое. Вот бреду я вдоль большой дороги.
Некрасов Н.А Тяжелый крест достался ей на долю. Если мучимый страстью мятежной. Да, наша жизнь текла мятежно. Я не люблю иронии твоей. Мы с тобой бестолковые люди. Зачем насмешливо ревнуешь. Прости.
Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.
Дарвин М.Н. Русский лирический цикл. Красноярск, 1988.
Скатов Н.Н. Еще раз о «двух тайнах русской поэзии» // Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. С. 100 – 151.
Занятие 14. Творчество А.А. Фета.
1. Биографична ли лирика Фета?
2. Особенности стихотворений о любви и природе.
3. Характер эволюции творчества поэта.
4. А.А. Фет и национальное искусство 1850 – 1870-х годов.
Литература: Фет. А. А. Полн. собр. стихотворений.
Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета. Спб., 1856 // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1985. С. 84 – 99.
Добролюбов Н. А. (О стихотворениях Фета) // Собр. соч.: В 9-ти т. М.; Л., 1961. Т.1. С.309.
Салтыков-Щедрин М.Е. Стихотворения А.А. Фета // Собр. соч.: В 20-ти т. М., 1956. Т.5. С. 383 – 387.
Муратов А.Б. Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 162 – 171.
Алексеев А.Л. Тема весеннего обновления в русской поэзии, живописи и музыке XIX в. // Типология русского реализма второй половины XIX века. М. 1979. С. 35 – 78.
Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» Фета. М., 1975.
Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1974.
Эйхенбаум Б. Фет // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.
ГЛОССАРИЙ
Романтизм – культурная эпоха, начавшаяся в искусстве Нового времени и характеризующаяся ощущением и осознанием двойственности вещи и явления, противоречивости мира и личности, реального и идеального, личного и общего и – стремлением к творческому воссозданию гармоничного и непротиворечивого художественного мира.
Литературные общества, кружки, салоны– формы художественной, научной и общественной жизни России первой трети XIX века, когда несколько поэтов, писателей, критиков, ученых, живописцев, политиков объединялись на основе общности взглядов, целей, программ. Их совместная критическая, а нередко и творческая деятельность была практическим осуществлением представлений романтиков о целостном характере творчества и мирового художественного процесса.
Вдохновение, воображение, мечтательность– основные понятия эстетики ранних русских романтиков, связанные с восприятием художественного творчества как выражения особых свойств и способностей творческой личности.
Кудесник, жрец, пророк –наиболее значимые определения поэта в творчестве русских романтиков. Их использование объясняется восприятием романтиками поэта, писателя и их творений как предопределенных божественной волей.
Рационализм – проявление в эстетике и практике романтиков традиций искусства Просвещения и тенденций, характерных для эволюции человеческих знаний и представлений. Следствием увлечения рациональным стало нарушение соотношения реального и идеального в творчестве поэтов-декабристов.
Историческая элегия – один из характерных для русских романтиков, и особенно Пушкина, синкретичных жанров, в котором лирическая содержательность усложнена лиро-эпической и эпической.
Трагикомедия – разрабатываемая в творчестве Пушкина жанровая форма, осмысленная им как характерная для искусства Нового времени и связанная в его творчестве с высокими образцами древней и современной поэту сатиры. Парадоксальное соединение в ней разноречивых жанровых свойств приводит к созданию гротескных образов, к инвективам, обличению пороков и страстей общества, переживающего кризис.
Зеркальная композиция, открытый финал, гармония – особенности построений, образов и интонаций произведений Пушкина, связанные с его оптимистичным мироощущением.
Романтический историзм – объединение в художественном образе и произведении романтиков реального и идеального, фактического и мифологического, но выверенного осознанием реальных фактов и их типологии, подобно тому, как это происходит в фольклоре, ставшем образцом для искусства Нового времени.
Романтическая мифология –совокупность образов и произведений романтиков, которая, по определению Шеллинга, представляет собой мифологию второго рода, в отличие от древних мифологий; она явится результатом творческой деятельности поколений многих выдающихся поэтов и писателей и этим будет сходна с творчеством Гомера. К процессу ее формирования прикосновенны все значительные русские романтики первой трети XIX века.
Натурализм– одна из форм воплощения эстетической программы романтиков. Характеризуется актуализацией первой части антитезы реального и идеального, что приводит к преобладанию в образном мире произведений предметности, фактологии, к нарушению гармоничности мироощущения автора, и потому в творчестве писателей-«натуралистов» главенствуют критические, трагедийно-сатирические сюжеты и интонации.
«Натуральная школа»– сформировавшееся на основе практики русских писателей и критической деятельности В.Г. Белинского литературное творческое объединение. Участники его имели общие эстетические и художественные принципы, свой печатный орган, они издали сборники очерков и рассказов. Школа распалась, выразив тенденции, но не став самостоятельным явлением.
Поэты-традиционалисты –поэты 1840–1860-х годов, активно развивавшие в своем творчестве традиции русской поэзии Золотого века и в связи с этим не утратившие эстетической полноты творений, мифологизма образов, сюжетов, жанров, религиозного и социального звучания – свойств, присущих поэзии ранних романтиков.
Рационализм – проявление в эстетике и практике романтиков традиций искусства Просвещения и тенденций, характерных для эволюции человеческих знаний и представлений. Следствием увлечения рациональным стало нарушение соотношения реального и идеального в творчестве поэтов-декабристов, а затем – писателей, поэтов и критиков демократического и революционно-демократического направления.
Философская повесть – один из прозаических жанров, развивавшийся в творчестве В.Ф. Одоевского и А.И. Герцена и отличавшийся повышенной символикой образов, продуманностью композиции, трагическими интонациями, наличием философской сентенции, иногда высказываемой непосредственно. В отличие от известного истории литературы философского романа, например, эпохи Просвещения, философичность повести романтиков не умаляет ее художественности.
Литературная сказка – один из характерных для русских романтиков, в том числе и ранних, синкретичных жанров, в котором осуществляется соединение свойств фольклорной сказки и основанного на фантастике и вымысле рассказа, создаваемого писателем или поэтом. В этом жанре с особой полнотой выявляются свойства романтической мифологии как данности искусства Нового времени.
Мифологическая содержательность образа – обязательное для художественного образа свойство, восходящее, во-первых, к архаическому впечатлению человека о взаимосвязи создаваемых им плясовых, драматически-игровых, рисованных, скульптурных, и словесных образов с предстоящей ему Вселенной, во-вторых, – к традиции мифотворчества античности и средневековья, и предстающее, кроме того, в соотносимых с традицией и конкретно-историческим и биографическими реалиями новыми мифологемами, создаваемыми поэтами и писателями эпохи Романтизма.
Образ лишнего человека – проявление типологизирующей способности художественного мышления романтиков, выразившейся и в творчестве Тургенева. Художественные размышления о судьбе личности привели к пониманию трагедии ее нереализованности, напоминающей переживания героя трагедии Шекспира «Гамлет». В создании этого типа получил выражение новый кризис романтического мироощущения, вызванный обострением противоречий между личностью и обществом.
Трагедийность, интеллектуальность, типологизация, метаморфизм, комедийная метафора, контраст, гротеск, комедийное сравнение, пародия, – свойства образов и интонаций произведений, связанные с особенностями мироощущения поэтов и писателей второй трети XIX века.
Романтический историзм – объединение в художественном образе и произведении романтиков реального и идеального, фактического и мифологического, но выверенного осознанием реальных фактов и их типологии, подобно тому, как это происходит в фольклоре, ставшем образцом для искусства Нового времени.