Произведите орфографический разбор всех случаев слитного и раздельного написания не.
371. Составьте словосочетания на основе данных слов в роли
главных.
Мастер (чего, на что). Необходимость (чего, в ком). Непримиримость (к кому, к чему). Несогласие (в чем, с кем, с чем). Несоответствие (в чем). Обида (на кого, на что). Объявление (чего, о чем). Объяснение (чего, чему). Ответственность (чего, за что, перед кем). Отказ (в чем, от чего). Отметка (за что, по чему).
372. Составьте словосочетания, подсказанные вопросами.
Благодаря (кому, чему). Близкий (кому, чему, к кому,
к чему). Вблизи (чего, от чего). Взаимодействие (кого, чего, между кем, между чем, кого с кем, чего с чем). Взаимосвязь (чего, между чем). Вклад..вать (что-либо куда, что-либо во что, что-либо где).
373*. Запишите существительные в нужном падеже с данными предлогами.
За счет. Ввиду. Вследствие. Вблизи. В — за (указание времени). В — на (указание местонахождения). В — по (указание пространства и времени). В — при (указание обстоятельств). Из-за — от (при обозначении обстоятельств).
374. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.
ПРАВИЛА
Я достал лист бумаг., и прежде всего хотел приняться за расписание обязанностей и занятий на следующий год. Надо было разлиновать бумагу. Но так как л..нейки у меня (не)нашлось я употр..бил для этого латинский лексикон. Кроме того что пров..дя пером вдоль лексикона и потом от..двинув его ок..залось что вместо черты я сделал на бумаг., продолговатую лужу чернил, — лексикон (не)хватал на всю бумагу и черта загнулась по его мягкому углу. Я взял другую бумагу и передвигая лексикон разл..новал (кое)как. Разд..лив свои обяз..н(?)ости на три рода на обязанности к самому себе к блилсним и к Богу я начал писать первые но их оказалось так много и столько родов и подразделений что надо было прежде написать «Правила жизни» а потом уже принят(?)ся за расписание. Я взял шесть листов бумаги сшил тетрадь и написал сверху Правила жизни. Эти два слова были написаны так криво и неровно что я долго думал не переписать ли и долго мучился глядя на разорв..н(?)ое расписание3 и это уродл..вое заглавие. Зачем все так прекрасно ясно у меня в душе и так без..бразно выходит на бумаге и вообще в жизни когда я хочу применять к ней что(нибудь) из того что думаю? (Л. Толстой.)
Перечитайте III, V и VI главы повести Л. Толстого «Юность». С какими его жизненными правилами вы согласны, с какими не согласны? Составьте свои «Правила жизни», употребляя, где это уместно, причастные и деепричастные обороты.
Обособление — это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им некоторую самостоятельность в предложении, увеличить их смысловую нагрузку. Обособляются:
1)обстоятельства, уточняющие место или время действия;
2) дополнения, присоединяемые словами кроме, помимо;
3) распространенные определения и приложения, стоящие после определяемого слова, в особенности если оно выражено личным местоимением или перед ним уже есть определение.
375. Преобразуйте простые предложения в сложносочиненные с союзом и, запишите их рядом с простыми.
1. Начался дождь и ветер. 2. С двух сторон дороги — хмурые суровые сосны и ели. 3. Тучи бежали по небу и быстро рассеивались. 4. Хотелось проводить друга и засветло вернуться домой.
376*.Составьте простые или сложные предложения с градационными союзами (вспомните, что такое градация): если не — то; не столько — сколько; не то чтобы — но; не только — но и.
377*.Подберите или составьте в форме сложных бессоюзных предложений: 1) две пословицы с тире между частями; 2) два афоризма с двоеточием между частями.
Основные правила замены прямой речи косвенной.
1. Косвенная речь всегда следует после авторских слов.
2. Косвенная речь передается в форме придаточного предложения.
3. Придаточные предложения, включающие косвенную речь, присоединяются к главному с помощью союзов и союзных слов что, чтобы, ли. Чтоиспользуется, если прямая речь выражена повествовательным предложением, чтобы — если прямая речь представляет собой побудительное предложение.
Если прямая речь является вопросительным предложением, то при замене косвенной она передается косвенным вопросом с частицей ли или без нее с помощью союзных слов который, какой, что.
Не забывайте, что в некоторых случаях заменить прямую речь косвенной нельзя, и тогда смысл прямой речи передается другими конструкциями.
378. Прочитайте отрывок из рассказа А. Чехова «Толстый и тонкий», передайте интонацией внутреннее состояние персонажей. Проведите наблюдение над знаками препинания в диалоге. Какова их синтаксическая и стилистическая роль в рассказе?
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом6 и флердоранжем6. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. —
Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг
детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
— Милый мой! — начал тонкий после лобызания. —
Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня
хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же ду
шонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат?
Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Лу
иза, урожденная Ванценбах... лютеранка... А это мой сын,
Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг мо
его детства! В гимназии3 вместе учились.
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. —
Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом
за то, что ты казенную книжку папироской прожег5, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урожденная Ванценбах... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, а я портсигары приватно6 из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились... Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
— Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с!
Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вель-
можи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! - поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут чинопочитание!
— Помилуйте... Что вы-с, — захихикал тонкий, еще более съеживаясь. — Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
1. Обратите внимание, как меняется поведение Нафанаилаво время диалога тонкого и толстого. Выпишите эти предложения, сделайте вывод.
2. Сравните описание тонкого в начале и в конце встречи с толстым: его речь, поведение. Выпишите глаголы, характеризующие эти изменения.
3. Определите функцию каждого из употребленных в тексте знаков препинания. Укажите единичные и парные знаки препинания.
4. Передайте разговор двух приятелей из рассказа А. Чехова, заменяя прямую речь косвенной или дополнением, слова автора, где это необходимо, вводными словами или же заменяя прямую речь описательным оборотом.
379*. 1. Прочитайте высказывания писателей и ученых, разграничивая тембром голоса речь разных лиц в одном и том же отрывке.
2. Два-три высказывания по вашему выбору сделайте цитатами, добавляя свои слова и располагая их или в начале высказывания, или в середине, или в конце таким образом, чтобы ясно было, где ваши слова, а где слова писателя, ученого, и чтобы легко было читать текст с цитатой. Знаки препинания — как при прямой речи.
3. Изложите содержание нескольких высказываний в виде косвенной речи с заменой местоимений и личных форм глагола (там, где это необходимо). Например: Короленко писал, что он трижды перечитывал «Войну и мир» и с каждым разом это произведение Толстого казалось ему «все более великим».
1. Перечитываю «Войну и мир». Это уже третий раз, и с каждым разом это произведение Толстого кажется мне все более великим, и новые стороны все продолжают выступать там, где прежде внимание скользило равнодушно. Теперь, в моем почти болезненном настроении, великая, правдивая, спокойная эпопея действует на меня глубоко умиротворяющим2 образом, как сама природа. Никто не писал с такой захватывающей2 правдой... Это — широко, свободно, искренно, правдиво. Какое изумительное обилие
образов, какая волна жизни, эти образы одухотворяющая. (В. Короленко.)
2. ...Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня. (Л. Толстой.)
3. ...Спешу в нескольких словах изложить мое мнение о драме «Гроза». Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие. (И. Гончаров.)
4. Академик Д. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет: «Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо».
5. Л. Ландау, обращаясь к молодежи, однажды сказал: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика... Я, например, в нее не верю».
6. Лирика Анны Ахматовой — неотъемлемая часть нашей национальной культуры, одна из живых и не утрачивающих2 свежести ветвей на древе великой русской поэзии. (А. Твардовский.)
7. Как ни говори, а родной язык всегда остается родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдет, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело. (Л. Толстой.)
8. Чем гибче, чем богаче, чем многообразнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нем нашу мысль. (Ф. Достоевский.)
9. О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха... Боясь смеха, человек удерживается от того, от чего бы не удержала его никакая сила. (Н. Гоголь.)
10. Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они тверже «держат текст и не дают ему рассыпаться». (К. Паустовский.)
Слова, обороты и целые предложения, отражающие точку зрения автора высказывания, выделяются кавычками, если в них не заменены, не опущены какие-либо слова, не изменены их формы. Пропуск того или иного слова, оборота, предложения в тексте, взятом в кавычки, обозначают многоточием в квадратных или рубленых скобках ([...] или <...>).
380. Прежде чем записать текст и правильно расставить знаки препинания в нем, внимательно прочитайте его, осмыслите интонацию каждого предложения, найдите слова, в устной речи выделяемые логическим ударением (подчеркните их), синтаксические паузы (укажите их вертикальной чертой). В предложениях с тире между главными членами подчеркните грамматическую основу, укажите, чем она выражена.
В мир., есть (не)только нужное полезное но и красив..е. С того времен., как человек стал человеком с того мгновения когда он засмотрелся на лепестки цветка и ве-черн..ю зарю он стал всматриват(?)ся в самого себя. Человек постиг красоту.
Красота это глубоко человеческое. Красота существует (не)завис.мо от нашего сознания и вол., но она открывает(?)ся человеком им пост..гается живет в его душ.. (не)было(бы) наш..го сознания не было бы и красоты. <...>
Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому(что) увидел глубину лазурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й з..ри прозрачною дымку степных просторов багровый закат перед ветр..н(?)ым днем треп..тание марева над горизонтом синие тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом неб.. отражение солнца в мириадах капель утр..н(?)ей росы серые нити дождя в пасмурный день фиолетовое облако на с.реневом кусте нежный стеб..лек и голубой колокольчик подснежн..ка увидел и изумлен(?)ый пош..л по земл.. создавая новую красоту.
Остановись и ты в изумлени.. перед красотой и в твоем сердц.. расцв..тет благ..родство. Перед человеком от-
крыл..сь радость жизни (по)тому что он услыш..л Ш..ПОТ листьев и песню кузнеч..ка журчанье весен(?)его ручейка и переливы серебр..н(?)ых колокольчиков жав..ронка в горяч., м летнем неб., шуршанье снежин..к и стон м..тели ласковое пл..еканье волны и торжественную тишину ноч.. услышал и зат..ив дыханье слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее. (Б. Сухомлинский.)
381*. Прочитайте тексты. Проанализируйте их: найдите неправильно поставленные знаки препинания. Исправьте ошибки.
I. Знаете ли вы что многие, птицы получили свое на
звание по их крику, или по цвету, оперения? Иногда об
этом нетрудно догадаться только, надо немного подумать,
над словом иногда посмотреть, в словаре внимательно по
смотреть, на перышки птиц.
II. Недавно шел, первый снег и все в природе находи
лось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло,
снегом мягко, хрустел снег; земля, крыши, деревья,
скамьи, на бульварах — все было мягко, бело, холодно, и
от этого, дома выглядели иначе чем вчера фонари горели,
ярче воздух был, прозрачный экипажи стучали глуше, и
в душу вместе со свежим, морозным воздухом просилось
чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег...
III. Допевают свои весенние песни, соловьи еще сохра
нились в защищенных местах, одуванчики и, может быть
где-нибудь, белеет ландыш.
Итоговое повторение
382. Спишите тексты, применяя правила правописания. Проанализируйте структуру предложений и их лексический состав. Определите стилистическую принадлежность текстов.
I. По моему глубочайш..му убеждению XXI век должен быть веком гуманитарной культуры. Ее доминанта6 обязательна. Техник., должна быть определ..на четко служебная роль.
Ведь пр..рода мил(?)ионы лет сама управлялась со своими трудностями рождала жизнь в любых условиях. Природа чудо из чудес.4
И человек высшая точка в развити.. природы. Он не должен бесконечно испытывать терпение своей матери требовать у природы всего и немедленно. Наконец есть долг человека перед природой. Человек как наиболее сознательное явлен..е мироздания обязан помогать животным птицам растениям даже «неживой природе».4 Помогать не ожидая немедлен(?)ой награды. (Д. Лихачев.)