Причастия прошедшего времени

основа прош. вр. + /\
Действительные -вш-, -ш-

Страдательные -енн-

-нн--т-

345. Образуйте (если это возможно) действительные и страда­
тельные причастия настоящего и прошедшего времени.

Нести, принести, вести, писать, написать, читать, счи­тать, идти, гулять, думать.

От каких глаголов можно образовать причастия и настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные, а от каких нельзя образовать те или иные формы? Почему?

346. Составьте пять предложений с необособленными причастны­
ми оборотами и пять — с обособленными, используя следующие
существительные и причастия.

Смеющийся ребенок, распустившиеся ландыши, мерца­ющие звезды, поющий скворец, подрезавший кусты садов­ник, блестящие глаза, летящий самолет, протертые ябло­ки, пролитое молоко, увядающие розы, взъерошенный ко­тенок, изданная книга, говорящий попугай, остывшая еда, увиденная картина.

Суффикс -енн- или -«к- пишется, если причастие:

1)имеет приставку (кроме не): скошенная трава;

2) имеет зависимые слова: жаренная в духовке ку­рица;

3) совершенного вида: решенная задача;

4) образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-(ирова): маринованные опята.

347.Образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Рубить, срубить, не рубить, печь на углях, печь карто­фель, купить, продать, тушить, заквасить, премировать, гранулировать, осмыслить, прочитать, конкретизировать, прессовать, конвертовать, сортировать, атаковать, цемен­тировать, мешать, ранить, поранить.

348. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени,
запишите их во множественном числе, в полной и краткой форме.




Организовать, отремонтировать, отрезать, завершить, приделать, узнать, привлечь, поджечь, решить, продать, собрать, отдать, разгрузить, отметить.

349. Запишите сначала словосочетания с прилагательными,
затем с причастиями.

Испечен(?)ый картофель, испечен(?)ы блины, осен(?)ий день, подрублен(?)ый куст, мышин(?)ый хвост, бетониро­ванный участок, бездон(?)ая бочка, соломен(?)ый бычок, революционное движение, закален(?)ая спортсменка, кож..н(?)ый портфель, нефт..н(?)ой фонтан, соловьин(?)ая трель, варен(?)ый картофель, сварен(?)ый суп, рассе-ян(?)ый человек, се..н(?)ый весной, сеанс одновременной игры, новорожден(?)ый ребенок, доверху нагружен(?)ый, перегруж..н(?)ый автомобиль, до блеска чищен(?)ый, дав­но нечищен(?)ый, начищ..н(?)ые туфли.

350.Запишите, группируя слова по частям речи. Объясните на­
писание слов, выделите в них морфемы, определите способ об­
разования.

Варен(?)ый, сварен(?)ый, сварен(?)ы, варен(?)ый в пе­чи, дистанцион(?)ый, обветрен(?)ый, ветрен(?)ый, дан(?)ый, кожан(?)ый, гусин(?)ый, свин(?)ой, син(?)ий, весен(?)ий, юн(?)ый, юн(?)ость, ран(?)о, ран(?)ий, гостин(?)ый, гос-тин(?)ая, гостин(?)ица, серебрян(?)ый.

351. Перепишите словосочетания, рядом с каждым запишите
оборот, в котором приведенное причастие писалось бы с не раз­
дельно. Дайте полную морфологическую характеристику причас­
тий.

Недостроенный дом, незащищенная девушка, незакон­ченная книга, недогоревший костер, неукрощенный зверь, неиспользованное время, нераскрашенная картина, не­оконченная повесть, нераспахнутое окно.

Частица не с деепричастиями пишется раздельно.

352.Прочитайте отрывок из романа «Золотая цепь» А. Грина.
Подчеркните деепричастия и выделите запятыми деепричастные
обороты.

Доктор прош..л между нами взяв руку Ганувера.

— Еще минута воспоминаний, — сказал он, — тогда
завтрашний день испорчен. Уйдите, прошу вас!

Дюрок хлопнул по колену рукой и встал. Все подошли к девушк.. — веселой или грустной? — трудно было по­нять, так тосковало мгновен(?)о осв..щаясь улыбкой или становясь вн..запно рассе..н(?)ым ее подвижн..е лицо. Прощаясь я сказал:

— Молли, если я вам понадоблюсь, рас(?)читывайте на
меня!.. — и, (н..)дожидаясь ответа, быстро выск..чил пер­
вый почти (н..)помня как холодная рука Ганувера стисну­
ла мою крепким пожати..м.

Не пишется слитно:

1) со словами, которые не употребляются без не;

2) с существительными, прилагательными, наречия­ми на -о, -е, если их можно заменить синонимами без не и нет противопоставления;

3) с отрицательными и неопределенными местоиме­ниями без предлога;

4) с полным причастием без зависимых слов.
В остальных случаях — чаще всего раздельно.

353. Запишите словосочетания. Объясните слитное и раздельное написание не.

Разбил (не)чаянно вазу; сказал (не)впопад; (не)лепо; (не)истребимый; (не)редко плакал; поступил (не)хорошо; (не)красивый берет; злой (не)друг; (не)кого встречать; (не)чего делать; (не)кто постучал; (не)что принес; (нерас­крытый портфель; (не)сваренный борщ; (не)говорящий по­пугай; (не)видимый сразу пейзаж; (не)хороший гриб; далеко (не)хороший гриб; плакал (не)редко, а часто; вовсе (не)редко; (не)друг, а враг; (не)кого спросить; (не)(у)кого спросить; (не)чего ожидать; (не)(от)чего отказываться; (не)кому сказать; (не)(к)кому пойти; узнал (не)что хоро­шее; ухватиться (не)(за)что; (не)раскрытый зонтик; зонтик (не)раскрыт; зонтик я (не)раскрыл; (не)раскрытый мною зонтик; еще (не)говорящий попугай; (не)видимый; никем (не)видимый мир.






После шипящих на конце наречий пишется под ударением о, без ударения е: горячо, свежо, певуче, неуклюже. На конце наречий после ш и ч и в слове на­стежь пишется ь.

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а: издалека, досуха, слева; с приставками е-, на-, за- пишется о: влево, заново, направо (как у существительного окно с аналогичными предлогами: из окна, с окна, в окно, на окно, за окно).

354. Распределите слова в таблице в соответствии с правилом написания ъ после шипящих в разных частях речи.

Мягкий знак Без мягкого знака
Глагол Сущ. 3-го скл. Наречие
       

Прилеч(?), горячая печ(?), ноч(?), меч(?), грош(?), идеш(?), нож(?), сплош(?), бреш(?), молодеж(?), еж(?), чи-таеш(?), задумаеш(?)ся, не плач(?), детский плач(?), не плач(?)те, товарищ(?), извлеч(?), мощ(?), хвощ(?), луч(?), много туч(?), сто тысяч(?), отреж(?)те, свеж(?), еш(?), мо-жеш(?), тиш(?), растолоч(?), мыш(?), стереч(?), сторож(?), проч(?), назнач(?)те, реч(?), невмоч(?), много груш(?), грош(?), пахуч(?), печ(?), печ(?)ка, печ(?)ной, картеч(?), вещ(?), мощ(?)ный, навзнич(?), жгуч(?), мелоч(?), глуш(?), чуш(?), сто душ(?), ландыш(?), лиш(?), настеж(?), от-реж(?), замуж(?), падеж(?), упряж(?), рубеж(?), чертеж(?), придеш(?), смееш(?)ся, падёж(?).

355. Запишите наречия, устно определяя, каким способом они образованы: если суффиксально-префиксальным (с помощью суффикса и приставки одновременно), то действует приведенное выше правило, если же суффиксальным, то с помощью суффик­са -о: издалека (от далекий), но изрядно (от изрядный).

Изумленн.., изредк.., изначальн.., докрасн.., доско-нальн.., досух.., добровольн.., сдержанн.., сгоряч.., с лев.., спокойн.., издавн.., недавн.., нередк.., подавн.., дочист.., начнет.., добел.., набел.., налев.., снов.., занов.., сначал.., справ.., направ.., досыт.., надолг.., задолг.., снов.., неод-нократн.., самостоятельн.. .

Причастия прошедшего времени - student2.ru Причастия прошедшего времени - student2.ru 356. Образуйте наречия с суффиксами -ски, -цки, -ически, -ому
(-ему), -ых (-их); где необходимо, добавьте приставку.

Друг, брат, артист, романтик, факт, теория, зверь, хищник, мать, мастер, критика, царь, новый, первый, приятельский, осенний.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются с дательным паде­жом: вопреки мнению, благодаря хорошей погоде.

В предлогах в течение, в продолжение, вслед­ствие пишется на конце е. Не путайте их с существи­тельными течение, продолжение, следствие, у которых в предложном падеже пишется и: в течении реки и т. д.

357. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные
буквы.

(В)течени.. двух часов, (в)следстви.. усталости, (в)про-должени.. всего лета, (в)виду бурной погоды, согласно план., эвакуации, (не)смотря на (не)погоду, (по)отношени.. к другу, (в)целях улучшения здоровья.

Различайте не и ни:

1) непередает отрицание, ни усиливает отрицание

(не пришел никто);

2) в отрицательных местоимениях и наречиях
в безударном положении пишется ни {нечего — ничего);

3) ни может усиливать утвердительный смысл при­даточного предложения {Куда ни посмотрю, везде зеле­неют леса); неможет употребляться в вопросительном и восклицательном предложениях, не имеющих отрица­тельного значения {Где он только не бывал!), в прида­точном времени с союзом пока {Будем ждать, пока не перестанет дождь);

4) в сказуемом со словами не мог, нельзя употребля­ется двойное отрицание — предложение приобретает утвердительный смысл {Не могу не отметить = дол­жен отметить).

358. Не ошибитесь! Объясните не и ни в данных предложениях
и словосочетаниях.

1. (Н..)чего делать, (н..)чего (н..)делает, (н..)(к)чему стремиться, (н..)(к)чему (н..)стремится, (н..)кто пришел,



(н..)кто (н..)пришел. 2. Где он только (н..)бывал! 3. Всю­ду где(бы) он (н..)бывал, о нем оставались хорошие воспо­минания. 4. Как (я..)хитри, а жизнь (н..)перехитришь. 5. Пока (н..)созреют условия, наш рынок (н..)станет циви­лизованным. 6. (Н..)могу (н..)признаться в своих ошибках. 7. Чего (н..)поищешь, того и (н..)найдешь. 8. Во что бы то (н..)стало, откуда (н..)возьмись, ему все (н..)почем, остать­ся (н..)(с)чем, (н..)то (н..)сё, (н..)рыба (н..)мясо.

359. Подготовьтесь к записи текста под диктовку. Объясните на­писание не и ни, постановку недостающих знаков препинания. Составьте графические схемы предложений с однородными чле­нами; укажите, чем соединены однородные члены и чем они яв­ляются в предложении.

К. А. ТИМИРЯЗЕВ

Эта жизнь была пламенным5 подвигом. (В)изумлении останавливаешься перед (н..)исч..рпаемой огромностью того что сделал Тимирязев.

(Н..)укр..тимый борец ученый-гражданин пед..гог вос­питавший (н..)сколько поколений замечательных иссле­дователей эксп..р..ментатор прол..гавший новые пути в лабораторной практик., «патриарх русской агрономии» действительный и почетный член четырех десятков акаде­мий университетов научных обществ всего мира...

Работа до краев наполняла эту жизнь.

Но те кто лично знал Тимирязева сохранили нам об­раз (н..)педанта углублен(?)ого в свои микр..скопы в свои книги, но человека открытого всем живым радостям ми­ра. Он страс(?)но любил природу путешествия далекие экскурсии. С ним был (н..)разлуч(?)но фотоаппарат и об(?)ектив его направляла чаще всего (н..)рука ботан..ка но рука влюблен(?)ого в жизнь человека.

Была в нем подтянутость2 пр..витая еще в родитель­ском дом., и сохранившаяся на всю жизнь как (н..За­висть ко всякой внешней и внутренней распущен(?)ости и (н..)ряшливост.. как уважение к труду и умение работать.

Страс(?)ное г..рение этой жизн.. (н..Прекращалось (н..)(на)день. Но это было внутрен(?)..е кипение которому стр..жайшая дисциплина воли (н..)позволяла прорват(?)ся наружу. Джентльменски к..рректным говоривш..м ровно

(н..)спешно чеканными фразами таким запомнили Тими­рязева знавшие его.

В Тимирязев., (не)было ровно (н..)чего от «ученого чудака». Он (н..)страдал (н..)рассе..ностью (н..)забыв-ч..востью. Наоборот во всем до мелочей он был пунктуаль­но точен.

В спор., он (н..)когда (н..)кричал и никогда не говорил грубостей. Но он умел так уничтожить противника что то­му до конца дней своих было уже (н..)забыть «разноса» уч..ненного ему Тимирязевым.

Науку он изображал (н..)как (не)кий (н..)дос..гаемый храм в котором облечен(?)ые чудесным вс.знанием жрецы совершают таинствен(?)ые обряды пр..открыв только кра-еш..к завесы для (н..)посвящен(?)ых.4 Нет Тимирязев (н..)уставал повторять (Н, н)аука это мастерская учись ра­ботать тебе найдет(?)ся место в ней! (В. Сафонов.)

360. Вспомните и примените правила употребления дефиса.

I. Кто(то), что(либо), где(нибудь), (кое)как. П. (Темно)синий, (ярко)красный, (голубовато)зеленый, (бледно)розовый, (красно)желтый, (русско)японский.

III. Чуть(чуть), еле(еле), как(никак), крепко(накрепко).

IV. (Северо)восток, (юго)запад, (пол)Москвы, (пол)Евро-пы, (пол)яблока, (экс)чемпион, (вице)президент, (контр)ад-мирал, генерал(майор).

V. Москва(река), река(Москва).

VI. (Во)первых, (во)вторых, (по)русски, (по)прежнему,
(по)видимому.

361. Подготовьтесь к записи пословиц под диктовку. Примени­
те правила: о слитном и раздельном написании слов; о правопи­
сании суффиксов наречий.

1. Чье правое дело тот говори смел.. . 2. Умей (во)вре-мя сказать (во)время смолчать. 3. Лучш.. (н..)договорить чем переговорить. 4. Долг.. рас(?)уждай да скор., делай. 5. Мног.. говор..но3 да мал., сказ..но. 6. Говорит (на)прав.. а гл..дит (на)лево. 7. Плети пл..тень нын.. твой день.

Наши рекомендации