Образуйте наречия от указанных слов.

I. Прежний, пустой, далекий, редкий, крутой, частый,
верный, аккуратный.

II. Низ, верх, даль, ширь, круг.

III*. Далеко, редко, откуда, куда, всюду, сюда.

110. Выявите разницу в правописании примеров, записанных через тире. Прокомментируйте написания.

I. 1. (Кое)кому — (кое)(к)кому. 2. (Светло)зеленый, (русско)немецкий, (северо)западный — (обще)народный, (железно)дорожный, (ново)сибирский, (пяти)летний.

3. (Светло)розовый — (светло)волосый, (темно)бровый.

4. Как(никак), подобру(поздорову) — (полным)полно, честь(честью), чудак(чудаком), герой(героем). 5. (Пол)Москвы — (пол)города. 6. (Пол)арбуза, (пол)аршина, (пол)Америки — (пол)ведра, (пол)года. 7. (Пол)листа — (полу)лист.8. (Пол)литра, (пол)литровый — (полу)литровый, (полуле­гальный. 9. (Унтер)офицер, генерал(майор) — трех(тонка).10. (Во)первых, (во)вторых, (в)пятых — (в)пятых классах.

П. 1. (В)пятых, (в)десятых — (в)пятером, (в)десятером. 2. (По)русски — (по)русскому языку. 3. Жить (по)прежне-му — действовать (по)прежнему плану. 4. (В)верх — (в)верх дома. 5. (В)глубь — (в)глубь моря. 6. (В)дали — (в)дали голубой. 7. (В)низ — (в)низ стены. 8. (В)близи, (в)волю, (в)доволь, (в)займы, (в)переди, (в)последствии, (в)просак, (в)разброд, (в)слух, (за)муж, (из)нутри, (на)изусть, (на)прямик, (на)стежь, (по)зади, (с)зади — (без)конца, (до)поры, (до)времени, (без)сомнения, (без)тол-ку, (без)спросу, (без)устали. 9. Держать (в)тайне. — (В)тайне его (ни)чего (не)было тайного. 10. Вернулся (на)утро. — (На)утро не надейся. 11. Рубить (с)плеча. — Сумка упала (с) плеча.



Синтаксис

1. Что изучает синтаксис?

2. Назовите основные виды словосочетаний. Приведите

примеры.

3. В чем отличие простого предложения от сложного?

4. Что такое грамматическая основа предложения? Чем она отличается от словосочетания?

5. Назовите основные способы выражения подлежащего. При­ведите примеры.

6. Какие виды сказуемых вам известны?

7. Расскажите о способах выражения сказуемого.

8. Назовите второстепенные члены предложения. Какими час­тями речи они могут быть выражены?

9. Назовите группы односоставных предложений. Приведите примеры.

10. Что такое неполное предложение?

11. Что такое простое осложненное предложение? Чем оно может быть осложнено?

12. Назовите основные виды сложных предложений. Приве­дите примеры.

13. Какие виды связи между частями сложного предложения вы знаете?

14. Вспомните основные виды придаточных предложений.

15. В чем отличие прямой речи от косвенной?

111. С каждым из существительных, приведенных в скобках, со­ставьте словосочетание с подходящим по смыслу прилагатель­ным — паронимом.

Доверительный — доверчивый (человек, интонация, просьба, разговор); лирический — лиричный (стихотворе­ние, тенор, настроен., е); командированный — ко­мандировочный (человек, удостоверение); нестерпимый — нетерпимый (поступок, боль, холод).

112*. Постройте словосочетания, учитывая разницу в лексиче­ском значении данных слов. Подберите к этим словам синони­мы и антонимы (где возможно).

Удачный — удачл..вый, наследие — наследство, це­лый — цельный, ярый — ярос(?)ный, советник — советч..к.

113. Прочитайте текст, постарайтесь с помощью нужной интона­ции выразить чувства автора к России; спишите. Выделите грам­матическую основу предложений, укажите, чем она выражена.Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

Рос(?)ия не только государство... Она — (сверх)государство, океан стихия которая еще не оформилась не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и огранен(?)ых понятиях в своем своеобра­зии как начинает в брил(?)..анте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях в бесконечных ж..ланиях и бесконечных органических возможностях.

Россия это океан земель размахнувшейся на целую шестую часть света и держащий в к..саниях своих рас­крытых крыльев Запад и Восток.

Россия это семь синих морей; горы, увенчанные белы­ми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лесов ковры лугов ветреных и цветущих.

Россия это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки плат­ки русских женщин, снега, из-под которых нежными вес­нами выходят темные фиалки, синие подснежники. <...>

Россия страна неслыханных, богатейших сокровищ ко­торые... таятся в ее глухих недрах.

Россия есть страна византийских куп..лов звона и си­него лад..на, которые несутся из великой и угасшей на­следницы Рима — Византии, Второго Рима. И придают России неслыханную2 красоту запечатленную в рус(?)ком искус(?)тве. (Н. Рерих.)

1. Разберите словосочетания в последнем предложении, пользуясь планом (в приложении).

2. Разберите по членам четвертое предложение первого абзаца.

3*. Каким членом предложения является союзное слово кото­рый (во всех случаях)?

114. Подготовьтесь к письму под диктовку. Произведите синтаксический разбор предложений.

Между тем вместе с вечером надвигалась гроза. Уже с полудня парил., и (в)отдалении все погрохат..вало но вот широкая туча далеко лежавшая свинц..вой пеленой на СА



мой черте небосклона стала расти и показываться из(за) вершин деревьев я(?)ственнее нач..л вздрагивать душный воздух все сильнее и сильнее потрясаемый приближа­вшимся громом ветер поднялся прошумел порыв..сто в листьях замолк опять зашумел продолжительно загудел угрюмый сумрак побежал над землею быстро сгоняя по­следней отблеск зари сплошные обл..ка как(бы) со­рвавшись поплыли вдруг пон..елись по небу дождик зака­пал молн..я вспыхнула красным огнем и гром грянул тяжк.. и сердито. (И. Тургенев)

Произведите интонационный анализ текста: обозначьте логические ударения, укажите паузы, понижение и повы­шение голоса. Проследите, как взаимосвязаны интонация и пунктуация.

115*. Подберите и запишите по две пословицы или поговорки в форме односоставных неопределенно-личных предложений со сказуемыми, выраженными глаголами: во 2-м лице един­ственного числа; 2-м лице множественного числа; 3-м лице мно­жественного числа.

116*. Составьте диалог, в котором были бы уместно использова­ны неполные предложения (с пропуском подлежащего, сказуе­мого, второстепенных членов, нескольких членов предложения).

117*. Спишите, укажите простое осложненное и сложное пред­ложения. Составьте их схемы, сравните. Из простого осложнен­ного предложения выпишите все словосочетания, произведите их разбор. Из последнего предложения выпишите сказуемые, оп­ределите, чем они выражены.

Ш..повник стоял повернувш..сь большими цветами к со(?)нцу нарядный совершенно праз(?)ничный, покрытый множеством острых бутонов. Цв..тение его совпадало с са­мыми короткими ноч..ми — нашими русскими (не)много северными ноч..ми когда солов..и гр..мят в рос. всю ноч(?) (на)пролет зеленоватая з..ря (не)уходит с горизонта и в самую глухую пору ноч.. так светло что на неб., хо­рошо видны горные верш..ны облаков. Кое(где) на их сне­говой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнеч­ного света. И серебряный рейсовый самолет идущий на большой высоте сверка..т над этой ночью как медлен(?)о

летящая звезда потому что там на той высоте где проле­гает его путь, уже светит со(?)нце.4 (К. Паустовский.)

118. Сначала внимательно прочитайте про себя, определите автор­ский смысл каждой стихотворной строки в каждом из четверо­стиший (они по своему содержанию очень разные), вникните в переживания автора, выраженные поэтическим языком, после чего отрывки из стихотворений прочитайте выразительно вслух. Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.

1. О доблестях о подвигах о слав..

Я забывал на горес(?)ной земле

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе.

2. Не знаю1 где приют своей гордый.,

3. Ты милая ты нежная нашла...4

Я крепко сплю мне снится плащ твой синий

В котором ты в сырую ночь ушла...

3. Да так любить как люб..т наша кровь
Никто из вас давно не люб..т!
Забыли вы что в мире есть любовь
Которая и жж..т и губит!

(А. Блок.)

4. Пишут мне что ты тая тревогу
Загрустила ши..ко обо мне
Что ты часто ход..шь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

(С. Есенин.)

5. В туче солнце заступающей, Прокатился гулкий гром

Ангел радугой сияющ..й

Золотым взмахнул крестом...

6. То разрастаясь то слабея

Гром за уса(ть, дь)бой грохотал

Шумела тополей ал(?)ея

На стекла сумрак набегал.

(И. Бунин.)




7. И нужно мне под русским небом

Чтоб каждый день и каждый миг

Л..дони пахнущ..е хлебом

Я чу..л на плечах моих.

(Н. Рыленков.)

1. Охарактеризуйте предложения: а) по цели высказывания; б) по эмоциональной окраске. Определите вид односос­тавных предложений.

2*. Укажите средства художественной выразительности языка.

119. Спишите пословицы, выделите грамматические основы. Опре-­
делите вид простых предложений, в том числе в составе сложных.

1. Что посе..шь то и пожнешь.4 2. Ц..плят по осени сч..тают. 3. Без труда нет отдыха. 4. Одному в поле — го­ре а вместе — всем раздолье. 5. Что написано пером не выруб..шь топором. 6. В лес дров не возят. 7. Чужую бе­ду руками разведу а к своей ума не приложу. 8. Что име­ем не храним пот..рявши плач..м. 9. На чужой стороне и сокола зовут в..роною. 10. За один раз дерево не сруб..шь. 11. От бес(?)он(?)ицы трудом лечатся. 12. И лютого зверя укрощают терпением и любовью.

1. Из предложений 9 и 12 выпишите все словосочетания и произведите их разбор.

2. Составьте схемы предложений 1 и 7.

120. Прочитайте и запишите один из отрывков романа И. Буни­на «Жизнь Арсеньева». Подчеркните ряды однородных членов,
дайте их графические схемы, обозначьте как члены предложения.

I. Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зеленой холоде..щей траве глядя в бездонное синее небо как в чьи(то) дивные и родные глаза, в отчее лоно свое.4 Плывет и круглясь медленно меняет очертания тает в этой вогнутой син..й бездне высокое, высокое белое облако... Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в поднебесном прос­тор.., (в)близости с Богом и белокрыл..ми ангелами, обита­ющими где-то там, в этом горнем мире! Вот я за усадьбой, в поле. Вечер как будто все тот(же) — только тут еще блещ..т низкое солнце — и все так(же) одинок я в мир.. .

Вокруг меня куда н.. кинь взгляд колосистые ржи овсы, а в них, в густой чащ., склоненных стеблей, — затаенная жизнь пер..пелов. Сейчас они еще молчат, да и все мол­чит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запу­тавшейся в колосьях хлебный рыж..й жуч..к. Я освобож­даю его и с жадностью, с удивленьем разглядываю: что это такое кто он, этот рыжий жук, где он живет куда и (за)чем летел что он думает и чувствует? Он сердит, серьезен: во­зится в пальцах, шуршит жесткими надкрыль..ми, из(под) которых выпущено что(то) тончайшее, палевое, — и вдруг щитки этих надкрыл..й разделяются, раскрываются, пале­вое тоже распускается, — и как изящно! — и жук поды­мается в воздух гудя уже с удовольствием с облегчением, и (на)всегда покидает меня теряется в небе обог..щая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки...

II. А не то вижу я себя в доме, и опять в летн..й ве­чер, и опять (в)одиноч..стве. Солнце скрылось за притих­ший сад покинуло пустой зал пустую гостиную где оно ра­достно бл..стало весь день: теперь только последний луч одиноко красне..т в углу на п..ркете, меж высоких нож..к какого-то старинного столика, — и, Боже, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть! А поз(?)ним вечером когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной спальн.. в своей дет­ской кроватке все глядела на меня в окно, с высоты, какая-то тихая звезда... Что надо было ей от меня Что она мне без слов говорила куда звала о чем напоминала

Объясните стилистическую роль риторических вопросов.

121. Спишите. Выделите главные члены в предложениях. Опре­делите вид односоставных предложений (в том числе и в соста­ве сложного). Назовите типы сложных предложений: сложносо­чиненное, сложноподчиненное, бессоюзное; постройте их схемы и дайте пояснения.

I. Тяжелы первые впечатления провинциала6 в Петер­бург.. . Ему дико грустно; его (н..)кто (н..)замеча..т; он по­терялся здесь; (н..)новости, (н..)разнообразие (н..)толпа (н..)развлекают его. Провинциальный эг..изм его объявля­ет войну всему что он вид..т здесь и чего (н..)вид..л у се-




бя. Он задумывается и мыслен(?)о переносит(?)ся в свой город. Какой отрадный вид! Один дом с остроконечной крыш.,й и с п..лисадничком из акац..й. На крыш.. надстройка приют голубей купец Изюмин охотник гонять их для этого он взял да и выстроил голубятню на крыш.. и по утрам и по вечерам в к..лпаке6 и в халате с палкой к концу которой привязана тр..пица стоит на крыш., и посвист..вает размах..вая палкой. Другой дом точно фо­нарь со всех четырех сторон весь в окнах и с плоской крыш..й, дом давней постройки кажется того и гляди раз­валится или сгорит от сам..возгорания тес принял какой(то) (светло)серый цвет.

П. Страшно жить в таком доме но там живут. Хозяин иногда правда посмотрит на скосивш..йся потолок и пок..чает головой примолвив Простоит до весны? Авось! Скаж..т потом и продолжает жить опасаясь (н..)за себя а за свой к..рман. Подле него к..кетливо красует(?)ся дикенький дом лекаря раскинувшейся (полу)кружием, с двумя похожими на будки флиг..лями6 а этот весь спря­тался в зелен., тот обернулся на улицу задом, а тут на две версты6 тянется забор, из(за) которого выглядывают с деревьев румяные яблоки искушение мальчишек. От ц..рквей домы отступили на почтительное расстояние. Кругом их растет густая трава лежат надгробные плиты. Прису(?)ствен(?)ые6 места — так и видно что присутствен­ные места близко (без)надобности никто не подход..т. А тут в столице их и не отл.лишь от простых домов да еще срам сказать и лавочка6 тут же в доме. А пройдешь там в городе две три улицы уж и чу..шь вольный воздух начинаются плетни за ними огороды а там и чистое поле с яровыми6. А тишина а (не)подвижность а скука — и на улиц., и в людях тот же благодатный6 застой! И все жи­вут вольно (на)распашку (ни)кому (н..)тесно даже куры и петухи свободно расхаживают по улицам козы и коровы щ..плют траву реб..тишки пускают змей.4 (И. Гончаров.)

122. Спишите один из отрывков. Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения, обо­значьте их в тексте.

Если предложение осложнено, укажите чем. Обособленные члены предложения подчеркните соответствующей линией.

I. Солнце склонялось к западу и к..сыми жарк..ми лу­чами (не)выносимо жгло мне шею и щеки (не)возможно было дотронуться до раскаленных краев брички густая пыль поднималась по дорог., и наполняла воздух. Не бы­ло ни малейш..го ветерка который бы относил ее. Впереди нас на одинаковом расстоянии мерно покачивался высокий запыленный кузов к..реты из(за) которой виднелся (из)редка кнут которым помах..вал куч..р его шляпа и фура..ка Якова. Я не знал куда деваться ни ч..рное от пыли лицо Володи дремавшего подле меня ни движения спины Фи­липпа ни длинная тень нашей брички под косым углом бежавшая за нами не доставляли мне развлечения.<...>

До ближайш..й5 деревн.. оставалось еще верст десять а большая (темно)л..ловая туча взявш..яся бог знает откуда без малейшего ветра но быстро подвигалась к нам. Солн­це еще (не)скрытое обл..ками ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы которые от нее идут до самого г..р..зонта. Изредка2 (в)дал..ке вспых..вает молн..я и слып..тся слабый гул постепенно усиливающейся и пе­реходящий в пр..рывистые раскаты обнимающие весь не­босклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички кучера надевают арм..ки и при кажд..м уда­ре грома снимают шапки и крест..тся; лошади насторажи­вают уши раздувают ноздри как будто принюхиваясь к свеж..му воздуху которым пахн..т от приближающейся тучи и бричка скорее катит по пыльной дорог.. .

II. Мне становит(?)ся жутко и я чу(?)ствую как кровь быстрее обращает(?)ся в моих жилах. Но вот передовые об­ лака уже начинают закрывать со(?)нце вот оно выгляну­ло в последний раз осв..тило (страшно)мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрачный характер. Вот задр..жала осиновая роща листья становятся какого(то) (бело)мутного цвета ярко выдающегося на лиловом фон., тучи шумят и вертят(?)ся макушки больших берез начинают раскач..ват(?)ся и пучки сухой травы летят через дорогу.
Стриж., и бел..грудые ласточки (как)будто с намерени..м остановить нас реют вокруг брички и пролетают под са­мой грудью лошадей галки с растрепан(?)ыми крыльями как(то) боком летают по ветру края кожан(?)ого фартука которым мы застегнулись начинают подн..мат(?)ся пропус




кать к нам порывы влажного ветра и размахиваясь бит(?)ся о кузов брички. Молния вспыхива..т как(будто) в самой бричк.. ослепля..т зрение и на одно мгновение осв..щает серое сукно и пр..жавшуюся в углу фигуру Волод.. . В ту же секунду над самой головой раздает(?)ся велич..ствен(?)ый гул который (как)будто поднимаясь все выше и выше шире и шире по огромной сп..ральной лини., постепенно усиливает(?)ся и переход..т в оглу­шительный треск невольно заставляющей тр..петать и одерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простой народной мысл..!(Л. Толстой.)

Начертите схемы выделенных предложений и произведите их синтаксический разбор.

123*. Составьте или найдите в литературе (учебной, научно-попу­лярной, художественной) сложноподчиненные предложения с со­юзными словами который, какой, чей, кто, куда, откуда, где, когда; определите, какими членами предложения являются союз­ные слова (подчеркните их). Постройте схемы этих предложений.

124*.Придумайте и запишите сложные предложения с указа­тельными словами в главном: тот, такой, туда, так, столь­ко; определите вид придаточных предложений и каким членом предложения будут являться указательные слова.

125*.Составьте: а) сложноподчиненные предложения с союзом что и союзным словом что; б) простые предложения со сравни­тельным оборотом; в) сложное со сравнительным придаточным предложением, присоединенным союзом как.

126.Подберите или постройте по одному простому и одному сложному предложению со следующими составными союзами: как — так; не только — но; хотя — но; если — то.

127.Составьте три варианта предложения с прямой речью из указанных частей так, чтобы прямая речь стояла после слов автора, перед словами автора и разделялась словами автора на две части.

Разбуди меня завтра пораньше; я пойду на рыбалку; попросил Вася брата,

Сравните знаки препинания и употребление прописной буквы во всех трех случаях. Один из вариантов перестройте в предложение с косвенной речью. Какое из всех полученных предложений наиболее эмоционально, выразительно?

Текст. Виды его преобразования

Признаки текста

Текст(от лат. textus — ткань; связь, соединение) —это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, об­разующие высказывание, речевое произведение.

Основные признаки текста:тематическое и компози­ционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная закон­ченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.

Заключенная в тексте информация представляет со­бой содержание, выраженное в словесной форме. Содер­жание соотносится с темой. Тема — это то, о чем по­вествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рас­суждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»), Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.

Предложения в тексте связаны по смыслу и грамма­тически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.

Смысловые отношения между предложениями раз­личны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третье­го — смысл второго и т. д. Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по опреде­ленным правилам.

Различают цепную и параллельную связь предложе­ний. При параллельной связипредложения не сцепля­ются одно с другим, а сопоставляются, при этом благо­даря параллелизму конструкций возможны сопоставле­ния или противопоставления. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,



Образуйте наречия от указанных слов. - student2.ru соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. Единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложе­ния в определенном отрезке текста. (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой кни­ги?.. (А. Пушкин.) Здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.

В цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синони­мом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последова­тельности действий (ситуаций) посредством употребле­ния глаголов в форме совершенного вида.

Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же це­лях часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), дееприча­стные обороты, придаточные предложения.

Параллельная связь между частями текста может со­четаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цеп­ной связи иногда используются элементы связи парал­лельной, которые в этом случае тоже носят частный ха­рактер.

Вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествова­ние— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. В описаниив центре внимания словесное изоб­ражение какого-либо предмета, явления действитель­ности, перечисление его признаков. Особенность рас­суждения в том, что в нем объясняется какое-то поло­жение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.

Однако в чистом виде названные типы речи исполь­зуются редко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,

описание — с повествованием и наоборот. Главным, оп­ределяющим являются целевая установка, замысел ав­тора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.

128*. Прочитайте в учебнике по истории (или другому предме­ту) параграф, изучаемый вами в настоящее время, и понаблю­дайте над связью предложений в тексте. Определите тип связи между предложениями. В чем эта связь выражается? Назовите языковые средства связи. Найдите ключевые слова, выделите микротемы.

129. Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир».

К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попа­дали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали это­го; со всех сторон слышался веселый говор и шутки. <...>

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, пос­ле каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.

Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, раз­горающегося огня.

Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интере­совался знать о том, что там делалось: он весь был погло­щен в созерцание этого, все более и более разгорающего­ся огня, который точно так же (он чувствовал) разгорает­ся и в его душе.

В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди ба­тареи в кустах и по речке Каменке, отступили, С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергать­ся выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее бата­реи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. <...>




Через несколько минут толпы раненых и носилок про­шли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хло­потливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами пере­ходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись2, еще старательнее командо­вал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.

Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.

1. В первом абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и ка­кую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется такой способ связи?

2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.

3. Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.

4*. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите слова-связки.

Абзац

Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац. Сло­во абзац имеет два значения: 1) отступ в начале стро­ки, красная строка; 2) часть текста между двумя таки­ми отступами. Абзац во втором значении представляет для нас главный интерес.

Наименьшая составная часть общей темы называет­ся микротемой, а часть текста, в которой раскры­вается микротема, называется микротекстом.

Абзац служит для выделения микротемы, для пере­хода от одной микротемы к другой. Предложения в аб­заце тесно связаны между собой логически и граммати­чески. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап

Образуйте наречия от указанных слов. - student2.ru в развитии действия, ту или иную характерную особен­ность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, в доказательстве. Бы­вают абзацы, состоящие из одного предложения.

Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту часть абзаца на­зывают абзацным зачином,который выделяется инто­нацией. Последующие предложения — комментиру­ющая часть:она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении. Абзацные за­чины текста должны быть логически однородными, вза­имно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не полу­чается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

С абзаца нередко пишется прямая речь, а также текст, следующий за ней.

130.Проанализируйте строение нескольких абзацев из главы ро­мана И. Тургенева «Отцы и дети». Найдите абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из приведенных ниже абзацев.

Базарову становилась хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и по­нимал, что ему говорили; он еще боролся. «Не хочу бре­дить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколь­ко выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчишники к желудку... кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающе­го», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила мо­литься; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ни­чего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Один­цовой.



Ночь была нехороша для Базарова... Жесткий жар его мучил. К утру ему полегчало. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю. Василий Иванович оживился немного. <...>

Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились. Василий Иванович сидел подле Базарова. Казалось, какая-то особенная мука терзала ста­рика. Он несколько раз собирался говорить — и не мог.

В чем выражается логическая связь между абзацными зачинами данного текста?

131. Составьте небольшой текст из трех-четырех абзацев на ин­тересующую вас тему, соблюдая правила построения абзаца. Устанавливайте логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами. Текст озаглавьте.

Сокращение текста. План. Тезисы

Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конс­пекта, реферата, аннотации.

Сокращать текст можно разными способами: 1) ис­ключить отдельные его части (соответствующие опреде­ленным пунктам плана); 2) сократить изложение каж­дой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующе­го порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумай­тесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые молено сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходи­мо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

Работу с текстом начинают с объяснения непонят­ных слов и выражений. Не понимая их, можно упус­тить самое главное.

Образуйте наречия от указанных слов. - student2.ru План— наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразова­ния содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных пред­ложений.

Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглав­ливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облег­чающее работу с текстом по любому предмету. Не ме­нее важно для успешной работы с любой книгой и уме­ние озаглавливать. Озаглавить — это значит уви­деть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобще­ние в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и исполь­зовать полученную информацию.

Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобще­ния, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесо­образно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы — один из наиболее сложных видов сокра­щения текста. Правильно составленные тезисы облегча­ют работу над докладом, рефератом.

132. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Ко­ни о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части:



в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.

Мне трудно припомнить2 все наши разговоры и все узо­ры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, кото­рыми было полно все, что говорил Толстой. Во время дол­гих послеобеденных прогулок он обращался2 часто к сво­им воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литератур­ного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабь­им голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны анг­лийского парка перемежались с французскими замыслова­тыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом це­лесообразно направленной мысли. И опять иное впечатле­ние производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, соч­ными красками, с одинаковою тщательностью изобража­ющею и широкие очертания целого, и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Дос­тоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лес­кова, потому что ни один из них не оставлял цельного впе­чатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклон­ную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего

положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глу­бокое дно...

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохрани­лись2 в моем дневнике и подтверждаются во многом по­следующими его письмами. Многое из этого, в перерабо­танном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произве­дения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произве­дении, — говорил он, — надо отличать три элемента. Са­мый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает из­вестного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущно­сти, немного содержания в произведениях, но большая лю­бовь к своему предмету и великолепная техника. Наобо­рот, у Достоевского

Наши рекомендации