Образуйте наречия от указанных слов.
I. Прежний, пустой, далекий, редкий, крутой, частый,
верный, аккуратный.
II. Низ, верх, даль, ширь, круг.
III*. Далеко, редко, откуда, куда, всюду, сюда.
110. Выявите разницу в правописании примеров, записанных через тире. Прокомментируйте написания.
I. 1. (Кое)кому — (кое)(к)кому. 2. (Светло)зеленый, (русско)немецкий, (северо)западный — (обще)народный, (железно)дорожный, (ново)сибирский, (пяти)летний.
3. (Светло)розовый — (светло)волосый, (темно)бровый.
4. Как(никак), подобру(поздорову) — (полным)полно, честь(честью), чудак(чудаком), герой(героем). 5. (Пол)Москвы — (пол)города. 6. (Пол)арбуза, (пол)аршина, (пол)Америки — (пол)ведра, (пол)года. 7. (Пол)листа — (полу)лист.8. (Пол)литра, (пол)литровый — (полу)литровый, (полулегальный. 9. (Унтер)офицер, генерал(майор) — трех(тонка).10. (Во)первых, (во)вторых, (в)пятых — (в)пятых классах.
П. 1. (В)пятых, (в)десятых — (в)пятером, (в)десятером. 2. (По)русски — (по)русскому языку. 3. Жить (по)прежне-му — действовать (по)прежнему плану. 4. (В)верх — (в)верх дома. 5. (В)глубь — (в)глубь моря. 6. (В)дали — (в)дали голубой. 7. (В)низ — (в)низ стены. 8. (В)близи, (в)волю, (в)доволь, (в)займы, (в)переди, (в)последствии, (в)просак, (в)разброд, (в)слух, (за)муж, (из)нутри, (на)изусть, (на)прямик, (на)стежь, (по)зади, (с)зади — (без)конца, (до)поры, (до)времени, (без)сомнения, (без)тол-ку, (без)спросу, (без)устали. 9. Держать (в)тайне. — (В)тайне его (ни)чего (не)было тайного. 10. Вернулся (на)утро. — (На)утро не надейся. 11. Рубить (с)плеча. — Сумка упала (с) плеча.
Синтаксис
1. Что изучает синтаксис?
2. Назовите основные виды словосочетаний. Приведите
примеры.
3. В чем отличие простого предложения от сложного?
4. Что такое грамматическая основа предложения? Чем она отличается от словосочетания?
5. Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.
6. Какие виды сказуемых вам известны?
7. Расскажите о способах выражения сказуемого.
8. Назовите второстепенные члены предложения. Какими частями речи они могут быть выражены?
9. Назовите группы односоставных предложений. Приведите примеры.
10. Что такое неполное предложение?
11. Что такое простое осложненное предложение? Чем оно может быть осложнено?
12. Назовите основные виды сложных предложений. Приведите примеры.
13. Какие виды связи между частями сложного предложения вы знаете?
14. Вспомните основные виды придаточных предложений.
15. В чем отличие прямой речи от косвенной?
111. С каждым из существительных, приведенных в скобках, составьте словосочетание с подходящим по смыслу прилагательным — паронимом.
Доверительный — доверчивый (человек, интонация, просьба, разговор); лирический — лиричный (стихотворение, тенор, настроен., е); командированный — командировочный (человек, удостоверение); нестерпимый — нетерпимый (поступок, боль, холод).
112*. Постройте словосочетания, учитывая разницу в лексическом значении данных слов. Подберите к этим словам синонимы и антонимы (где возможно).
Удачный — удачл..вый, наследие — наследство, целый — цельный, ярый — ярос(?)ный, советник — советч..к.
113. Прочитайте текст, постарайтесь с помощью нужной интонации выразить чувства автора к России; спишите. Выделите грамматическую основу предложений, укажите, чем она выражена.Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.
Рос(?)ия не только государство... Она — (сверх)государство, океан стихия которая еще не оформилась не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и огранен(?)ых понятиях в своем своеобразии как начинает в брил(?)..анте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях в бесконечных ж..ланиях и бесконечных органических возможностях.
Россия это океан земель размахнувшейся на целую шестую часть света и держащий в к..саниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лесов ковры лугов ветреных и цветущих.
Россия это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <...>
Россия страна неслыханных, богатейших сокровищ которые... таятся в ее глухих недрах.
Россия есть страна византийских куп..лов звона и синего лад..на, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима — Византии, Второго Рима. И придают России неслыханную2 красоту запечатленную в рус(?)ком искус(?)тве. (Н. Рерих.)
1. Разберите словосочетания в последнем предложении, пользуясь планом (в приложении).
2. Разберите по членам четвертое предложение первого абзаца.
3*. Каким членом предложения является союзное слово который (во всех случаях)?
114. Подготовьтесь к письму под диктовку. Произведите синтаксический разбор предложений.
Между тем вместе с вечером надвигалась гроза. Уже с полудня парил., и (в)отдалении все погрохат..вало но вот широкая туча далеко лежавшая свинц..вой пеленой на СА
мой черте небосклона стала расти и показываться из(за) вершин деревьев я(?)ственнее нач..л вздрагивать душный воздух все сильнее и сильнее потрясаемый приближавшимся громом ветер поднялся прошумел порыв..сто в листьях замолк опять зашумел продолжительно загудел угрюмый сумрак побежал над землею быстро сгоняя последней отблеск зари сплошные обл..ка как(бы) сорвавшись поплыли вдруг пон..елись по небу дождик закапал молн..я вспыхнула красным огнем и гром грянул тяжк.. и сердито. (И. Тургенев)
Произведите интонационный анализ текста: обозначьте логические ударения, укажите паузы, понижение и повышение голоса. Проследите, как взаимосвязаны интонация и пунктуация.
115*. Подберите и запишите по две пословицы или поговорки в форме односоставных неопределенно-личных предложений со сказуемыми, выраженными глаголами: во 2-м лице единственного числа; 2-м лице множественного числа; 3-м лице множественного числа.
116*. Составьте диалог, в котором были бы уместно использованы неполные предложения (с пропуском подлежащего, сказуемого, второстепенных членов, нескольких членов предложения).
117*. Спишите, укажите простое осложненное и сложное предложения. Составьте их схемы, сравните. Из простого осложненного предложения выпишите все словосочетания, произведите их разбор. Из последнего предложения выпишите сказуемые, определите, чем они выражены.
Ш..повник стоял повернувш..сь большими цветами к со(?)нцу нарядный совершенно праз(?)ничный, покрытый множеством острых бутонов. Цв..тение его совпадало с самыми короткими ноч..ми — нашими русскими (не)много северными ноч..ми когда солов..и гр..мят в рос. всю ноч(?) (на)пролет зеленоватая з..ря (не)уходит с горизонта и в самую глухую пору ноч.. так светло что на неб., хорошо видны горные верш..ны облаков. Кое(где) на их снеговой крутизне можно заметить розоватый отблеск солнечного света. И серебряный рейсовый самолет идущий на большой высоте сверка..т над этой ночью как медлен(?)о
летящая звезда потому что там на той высоте где пролегает его путь, уже светит со(?)нце.4 (К. Паустовский.)
118. Сначала внимательно прочитайте про себя, определите авторский смысл каждой стихотворной строки в каждом из четверостиший (они по своему содержанию очень разные), вникните в переживания автора, выраженные поэтическим языком, после чего отрывки из стихотворений прочитайте выразительно вслух. Объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы.
1. О доблестях о подвигах о слав..
Я забывал на горес(?)ной земле
Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе.
2. Не знаю1 где приют своей гордый.,
3. Ты милая ты нежная нашла...4
Я крепко сплю мне снится плащ твой синий
В котором ты в сырую ночь ушла...
3. Да так любить как люб..т наша кровь
Никто из вас давно не люб..т!
Забыли вы что в мире есть любовь
Которая и жж..т и губит!
(А. Блок.)
4. Пишут мне что ты тая тревогу
Загрустила ши..ко обо мне
Что ты часто ход..шь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(С. Есенин.)
5. В туче солнце заступающей, Прокатился гулкий гром
Ангел радугой сияющ..й
Золотым взмахнул крестом...
6. То разрастаясь то слабея
Гром за уса(ть, дь)бой грохотал
Шумела тополей ал(?)ея
На стекла сумрак набегал.
(И. Бунин.)
7. И нужно мне под русским небом
Чтоб каждый день и каждый миг
Л..дони пахнущ..е хлебом
Я чу..л на плечах моих.
(Н. Рыленков.)
1. Охарактеризуйте предложения: а) по цели высказывания; б) по эмоциональной окраске. Определите вид односоставных предложений.
2*. Укажите средства художественной выразительности языка.
119. Спишите пословицы, выделите грамматические основы. Опре-
делите вид простых предложений, в том числе в составе сложных.
1. Что посе..шь то и пожнешь.4 2. Ц..плят по осени сч..тают. 3. Без труда нет отдыха. 4. Одному в поле — горе а вместе — всем раздолье. 5. Что написано пером не выруб..шь топором. 6. В лес дров не возят. 7. Чужую беду руками разведу а к своей ума не приложу. 8. Что имеем не храним пот..рявши плач..м. 9. На чужой стороне и сокола зовут в..роною. 10. За один раз дерево не сруб..шь. 11. От бес(?)он(?)ицы трудом лечатся. 12. И лютого зверя укрощают терпением и любовью.
1. Из предложений 9 и 12 выпишите все словосочетания и произведите их разбор.
2. Составьте схемы предложений 1 и 7.
120. Прочитайте и запишите один из отрывков романа И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Подчеркните ряды однородных членов,
дайте их графические схемы, обозначьте как члены предложения.
I. Солнце уже за домом, за садом, пустой, широкий двор в тени а я (совсем, совсем один в мире) лежу на его зеленой холоде..щей траве глядя в бездонное синее небо как в чьи(то) дивные и родные глаза, в отчее лоно свое.4 Плывет и круглясь медленно меняет очертания тает в этой вогнутой син..й бездне высокое, высокое белое облако... Ах, какая томящая красота! Сесть бы на это облако и плыть, плыть на нем в этой жуткой высоте, в поднебесном простор.., (в)близости с Богом и белокрыл..ми ангелами, обитающими где-то там, в этом горнем мире! Вот я за усадьбой, в поле. Вечер как будто все тот(же) — только тут еще блещ..т низкое солнце — и все так(же) одинок я в мир.. .
Вокруг меня куда н.. кинь взгляд колосистые ржи овсы, а в них, в густой чащ., склоненных стеблей, — затаенная жизнь пер..пелов. Сейчас они еще молчат, да и все молчит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запутавшейся в колосьях хлебный рыж..й жуч..к. Я освобождаю его и с жадностью, с удивленьем разглядываю: что это такое кто он, этот рыжий жук, где он живет куда и (за)чем летел что он думает и чувствует? Он сердит, серьезен: возится в пальцах, шуршит жесткими надкрыль..ми, из(под) которых выпущено что(то) тончайшее, палевое, — и вдруг щитки этих надкрыл..й разделяются, раскрываются, палевое тоже распускается, — и как изящно! — и жук подымается в воздух гудя уже с удовольствием с облегчением, и (на)всегда покидает меня теряется в небе обог..щая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки...
II. А не то вижу я себя в доме, и опять в летн..й вечер, и опять (в)одиноч..стве. Солнце скрылось за притихший сад покинуло пустой зал пустую гостиную где оно радостно бл..стало весь день: теперь только последний луч одиноко красне..т в углу на п..ркете, меж высоких нож..к какого-то старинного столика, — и, Боже, как мучительна его безмолвная и печальная прелесть! А поз(?)ним вечером когда сад уже чернел за окнами всей своей таинственной ночной чернотой а я лежал в темной спальн.. в своей детской кроватке все глядела на меня в окно, с высоты, какая-то тихая звезда... Что надо было ей от меня Что она мне без слов говорила куда звала о чем напоминала
Объясните стилистическую роль риторических вопросов.
121. Спишите. Выделите главные члены в предложениях. Определите вид односоставных предложений (в том числе и в составе сложного). Назовите типы сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное; постройте их схемы и дайте пояснения.
I. Тяжелы первые впечатления провинциала6 в Петербург.. . Ему дико грустно; его (н..)кто (н..)замеча..т; он потерялся здесь; (н..)новости, (н..)разнообразие (н..)толпа (н..)развлекают его. Провинциальный эг..изм его объявляет войну всему что он вид..т здесь и чего (н..)вид..л у се-
бя. Он задумывается и мыслен(?)о переносит(?)ся в свой город. Какой отрадный вид! Один дом с остроконечной крыш.,й и с п..лисадничком из акац..й. На крыш.. надстройка приют голубей купец Изюмин охотник гонять их для этого он взял да и выстроил голубятню на крыш.. и по утрам и по вечерам в к..лпаке6 и в халате с палкой к концу которой привязана тр..пица стоит на крыш., и посвист..вает размах..вая палкой. Другой дом точно фонарь со всех четырех сторон весь в окнах и с плоской крыш..й, дом давней постройки кажется того и гляди развалится или сгорит от сам..возгорания тес принял какой(то) (светло)серый цвет.
П. Страшно жить в таком доме но там живут. Хозяин иногда правда посмотрит на скосивш..йся потолок и пок..чает головой примолвив Простоит до весны? Авось! Скаж..т потом и продолжает жить опасаясь (н..)за себя а за свой к..рман. Подле него к..кетливо красует(?)ся дикенький дом лекаря раскинувшейся (полу)кружием, с двумя похожими на будки флиг..лями6 а этот весь спрятался в зелен., тот обернулся на улицу задом, а тут на две версты6 тянется забор, из(за) которого выглядывают с деревьев румяные яблоки искушение мальчишек. От ц..рквей домы отступили на почтительное расстояние. Кругом их растет густая трава лежат надгробные плиты. Прису(?)ствен(?)ые6 места — так и видно что присутственные места близко (без)надобности никто не подход..т. А тут в столице их и не отл.лишь от простых домов да еще срам сказать и лавочка6 тут же в доме. А пройдешь там в городе две три улицы уж и чу..шь вольный воздух начинаются плетни за ними огороды а там и чистое поле с яровыми6. А тишина а (не)подвижность а скука — и на улиц., и в людях тот же благодатный6 застой! И все живут вольно (на)распашку (ни)кому (н..)тесно даже куры и петухи свободно расхаживают по улицам козы и коровы щ..плют траву реб..тишки пускают змей.4 (И. Гончаров.)
122. Спишите один из отрывков. Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения, обозначьте их в тексте.
Если предложение осложнено, укажите чем. Обособленные члены предложения подчеркните соответствующей линией.
I. Солнце склонялось к западу и к..сыми жарк..ми лучами (не)выносимо жгло мне шею и щеки (не)возможно было дотронуться до раскаленных краев брички густая пыль поднималась по дорог., и наполняла воздух. Не было ни малейш..го ветерка который бы относил ее. Впереди нас на одинаковом расстоянии мерно покачивался высокий запыленный кузов к..реты из(за) которой виднелся (из)редка кнут которым помах..вал куч..р его шляпа и фура..ка Якова. Я не знал куда деваться ни ч..рное от пыли лицо Володи дремавшего подле меня ни движения спины Филиппа ни длинная тень нашей брички под косым углом бежавшая за нами не доставляли мне развлечения.<...>
До ближайш..й5 деревн.. оставалось еще верст десять а большая (темно)л..ловая туча взявш..яся бог знает откуда без малейшего ветра но быстро подвигалась к нам. Солнце еще (не)скрытое обл..ками ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы которые от нее идут до самого г..р..зонта. Изредка2 (в)дал..ке вспых..вает молн..я и слып..тся слабый гул постепенно усиливающейся и переходящий в пр..рывистые раскаты обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички кучера надевают арм..ки и при кажд..м ударе грома снимают шапки и крест..тся; лошади настораживают уши раздувают ноздри как будто принюхиваясь к свеж..му воздуху которым пахн..т от приближающейся тучи и бричка скорее катит по пыльной дорог.. .
II. Мне становит(?)ся жутко и я чу(?)ствую как кровь быстрее обращает(?)ся в моих жилах. Но вот передовые об лака уже начинают закрывать со(?)нце вот оно выглянуло в последний раз осв..тило (страшно)мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрес(?)ность вдруг изменяет(?)ся и принимает мрачный характер. Вот задр..жала осиновая роща листья становятся какого(то) (бело)мутного цвета ярко выдающегося на лиловом фон., тучи шумят и вертят(?)ся макушки больших берез начинают раскач..ват(?)ся и пучки сухой травы летят через дорогу.
Стриж., и бел..грудые ласточки (как)будто с намерени..м остановить нас реют вокруг брички и пролетают под самой грудью лошадей галки с растрепан(?)ыми крыльями как(то) боком летают по ветру края кожан(?)ого фартука которым мы застегнулись начинают подн..мат(?)ся пропус
кать к нам порывы влажного ветра и размахиваясь бит(?)ся о кузов брички. Молния вспыхива..т как(будто) в самой бричк.. ослепля..т зрение и на одно мгновение осв..щает серое сукно и пр..жавшуюся в углу фигуру Волод.. . В ту же секунду над самой головой раздает(?)ся велич..ствен(?)ый гул который (как)будто поднимаясь все выше и выше шире и шире по огромной сп..ральной лини., постепенно усиливает(?)ся и переход..т в оглушительный треск невольно заставляющей тр..петать и одерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простой народной мысл..!(Л. Толстой.)
Начертите схемы выделенных предложений и произведите их синтаксический разбор.
123*. Составьте или найдите в литературе (учебной, научно-популярной, художественной) сложноподчиненные предложения с союзными словами который, какой, чей, кто, куда, откуда, где, когда; определите, какими членами предложения являются союзные слова (подчеркните их). Постройте схемы этих предложений.
124*.Придумайте и запишите сложные предложения с указательными словами в главном: тот, такой, туда, так, столько; определите вид придаточных предложений и каким членом предложения будут являться указательные слова.
125*.Составьте: а) сложноподчиненные предложения с союзом что и союзным словом что; б) простые предложения со сравнительным оборотом; в) сложное со сравнительным придаточным предложением, присоединенным союзом как.
126.Подберите или постройте по одному простому и одному сложному предложению со следующими составными союзами: как — так; не только — но; хотя — но; если — то.
127.Составьте три варианта предложения с прямой речью из указанных частей так, чтобы прямая речь стояла после слов автора, перед словами автора и разделялась словами автора на две части.
Разбуди меня завтра пораньше; я пойду на рыбалку; попросил Вася брата,
Сравните знаки препинания и употребление прописной буквы во всех трех случаях. Один из вариантов перестройте в предложение с косвенной речью. Какое из всех полученных предложений наиболее эмоционально, выразительно?
Текст. Виды его преобразования
Признаки текста
Текст(от лат. textus — ткань; связь, соединение) —это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.
Основные признаки текста:тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.
Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой («Война и мир», «Отцы и дети»), а может и не указывать на тему («Евгений Онегин»), Во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.
Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д. Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
Различают цепную и параллельную связь предложений. При параллельной связипредложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,
соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. Единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. (Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги?.. (А. Пушкин.) Здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
В цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий (ситуаций) посредством употребления глаголов в форме совершенного вида.
Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения.
Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
Вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. В описаниив центре внимания словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности, перечисление его признаков. Особенность рассуждения в том, что в нем объясняется какое-то положение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.
Однако в чистом виде названные типы речи используются редко. Обычно один из типов в тексте является преобладающим и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,
описание — с повествованием и наоборот. Главным, определяющим являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.
128*. Прочитайте в учебнике по истории (или другому предмету) параграф, изучаемый вами в настоящее время, и понаблюдайте над связью предложений в тексте. Определите тип связи между предложениями. В чем эта связь выражается? Назовите языковые средства связи. Найдите ключевые слова, выделите микротемы.
129. Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л. Толстого «Война и мир».
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки. <...>
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорается и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили, С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой-то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед. <...>
Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею все чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись2, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер.
1. В первом абзаце найдите все глаголы-сказуемые. В какой форме они употреблены, что общего в их форме и какую это играет роль для связи между предложениями в тексте? Как называется такой способ связи?
2. Сохраняется ли этот способ связи предложений в следующем абзаце? Подтвердите свой вывод.
3. Какие еще средства связи между предложениями и абзацами используются в этом тексте? Прочитайте внимательно текст и подумайте.
4*. Проследите, как в тексте подчеркивается единство темы: ход времени и нарастание события. Найдите и выпишите слова-связки.
Абзац
Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац. Слово абзац имеет два значения: 1) отступ в начале строки, красная строка; 2) часть текста между двумя такими отступами. Абзац во втором значении представляет для нас главный интерес.
Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом.
Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап
в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, в доказательстве. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения.
Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту часть абзаца называют абзацным зачином,который выделяется интонацией. Последующие предложения — комментирующая часть:она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении. Абзацные зачины текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.
С абзаца нередко пишется прямая речь, а также текст, следующий за ней.
130.Проанализируйте строение нескольких абзацев из главы романа И. Тургенева «Отцы и дети». Найдите абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из приведенных ниже абзацев.
Базарову становилась хуже с каждым часом; болезнь приняла быстрый ход, что обыкновенно случается при хирургических отравах. Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся. «Не хочу бредить, — шептал он, сжимая кулаки, — что за вздор!» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Василий Иванович ходил как помешанный, предлагал то одно средство, то другое и только делал, что покрывал сыну ноги. «Обернуть в холодные простыни... рвотное... горчишники к желудку... кровопускание», — говорил он с напряжением. Доктор, которого он умолил остаться, ему поддакивал, поил больного лимонадом, а для себя просил то трубочки, то «укрепляющего-согревающего», то есть водки. Арина Власьевна сидела на низенькой скамеечке возле двери и только по временам уходила молиться; несколько дней тому назад туалетное зеркальце выскользнуло у ней из рук и разбилось, а это она всегда считала худым предзнаменованием; сама Анфисушка ничего не умела сказать ей. Тимофеич отправился к Одинцовой.
Ночь была нехороша для Базарова... Жесткий жар его мучил. К утру ему полегчало. Он попросил, чтоб Арина Власьевна его причесала, поцеловал у ней руку и выпил глотка два чаю. Василий Иванович оживился немного. <...>
Перемена к лучшему продолжалась недолго. Приступы болезни возобновились. Василий Иванович сидел подле Базарова. Казалось, какая-то особенная мука терзала старика. Он несколько раз собирался говорить — и не мог.
В чем выражается логическая связь между абзацными зачинами данного текста?
131. Составьте небольшой текст из трех-четырех абзацев на интересующую вас тему, соблюдая правила построения абзаца. Устанавливайте логическую и грамматическую связь между предложениями и абзацами. Текст озаглавьте.
Сокращение текста. План. Тезисы
Существует несколько видов преобразования, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать текст можно разными способами: 1) исключить отдельные его части (соответствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми.
При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка: 1) внимательно прочитайте текст, вдумайтесь в его содержание, определите его тему, найдите ключевые слова, выражающие главное и облегчающие деление текста на части; 2) составьте подробный план и наметьте части (пункты), которые молено сократить; 3) в каждой части выделите главное, то, что необходимо оставить; 4) сделайте более короткими предложения. Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.
Работу с текстом начинают с объяснения непонятных слов и выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.
План— наиболее простой, но при работе с книгой наиболее важный вид сокращения текста, преобразования содержащейся в нем информации. Это логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.
Планы бывают простые, состоящие из нескольких пунктов, и сложные, в которых некоторые или все пункты имеют подпункты.
Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру — это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить — это значит увидеть и выделить главное, это значит обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию.
Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.
Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.
Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.
132. Составьте сложный план отрывка из воспоминаний А. Кони о Л. Толстом. Разделите страницу тетради на две части:
в левой, значительно меньшей, записывайте пункты плана, в правой — тезисы.
Мне трудно припомнить2 все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогулок он обращался2 часто к своим воспоминаниям, и тут мне приходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком искусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английского парка перемежались с французскими замысловатыми стрижеными аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тропинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и широкие очертания целого, и мелкие подробности частностей. Я не стану говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, поддельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструкции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно заключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего
положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно...
Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 году Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились2 в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его позднейшие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении, — говорил он, — надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент — техника — достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевского