Романа М.Булгакова “Мастер и Маргарита”»
План:
1. История создания и публикации романа “Мастер и Маргарита”. Реальная основа произведения. Проблема прототипов.
2. Проблематика романа. Вечные темы и историзм “Мастера и Маргариты”.
3. Литературные и фольклорные традиции в романе “Мастер и Маргарита”.
4. Особенности поэтики романа (своеобразие композиции; фантастическое и реальное).
Вопросы и задания:
1. Проследите эволюцию замысла, историю создания и публикации романа Булгакова. Выделите основные редакции булгаковского романа.
2. Составьте список исторических и литературных источников романа Булгакова.
3. На основе работы Б.М. Гаспарова («Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»), определите основной круг мотивов романа Булгакова.
Литература:
1. Вулис А. Литературные зеркала. М., 1991.
2. Галинская И.Л. Загадки известных книг: [О Д.Сэлинджере и М.Булгакове]. М.,1986.
3. Гаспаров Б.М. // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М., 1993. С.28-82.
4. Джулиани Р. Жанры русского народного театра и роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита” //М.Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. М., 1988. С.312-334.
5. Злочевская А.В. «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова – оригинальная версия русского метаромана ХХ в. //Рус. словесность. 2001. №2. С.5-10.
6. Золотоносов М. “Сатана в нестерпимом блеске...”: о некоторых новых контекстах изучения “Мастера и Маргариты” //Литературное обозрение. 1991. №5. С.100-107.
7. Йованович М. Об источниках “Мастера и Маргариты” //Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1992. №1. С.60-72
8. Кораблев А.А. Тайнодействие в “Мастере и Маргарите” //Вопросы литературы. 1991. №5. С.35-55.
9. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. М., 1991. – 175 с.
10. Сухих И. Евангелие от Михаила. 1928-1940. «Мастер и Маргарита». Булгаков. //Сухих И. Книги ХХ века: русский канон: Эссе. М., 2001. С.313-347.
Семинарское занятие №12
Тема: «Проблематика и поэтика романа М.Шолохова “Тихий Дон”»
План:
1. История создания и публикации романа “Тихий Дон”. Вопрос об авторстве романа.
2. Жанровые особенности произведения.
3. Концепция личности в “Тихом Доне” и судьба Григория Мелехова. Различные точки зрения на природу трагедии Григория Мелехова.
4. Проблема человека на переломе истории в романе М.Шолохова. Смысл финала произведения.
Вопросы и задания:
1. Как решается вопрос об авторстве романа «Тихий Дон» в современном шолоховедении?
2. Какова роль эпиграфов в романе Шолохова «Тихий Дон»? Используя текст романа, раскройте многогранность образа «тихого Дона».
3. Проанализируйте точки зрения исследователей относительно образа Григория Мелихова. Как в Григории Мелихове преломились родовые черты характера? Почему в исследовательской литературе Григория Мелихова называют «трагическим героем»? Существуют ли в литературе ХХ века образы, родственные герою Шолохова?
4. Приведите примеры из текста романа, где пейзажная зарисовка противостоит описанию человеческой жизни. Определите смысловую нагрузку подобных пейзажей.
Литература:
1. «Тихий Дон”: Загадки мнимые и реальные //Вопросы литературы. 1989. №8.
2. Ермолаев Г.С. О “Стремени Тихого Дона” //Русская литература. 1991. № 4.С.34-45.
3. Кацис Л. Шолохов и «Тихий Дон»: Проблема авторства в современных исследованиях: (К 70-летию первой публикации романа) //Новое лит. обозрение. 1999. №36. С.330-351.
4. Макаров А.Г., Макарова С.Э. “А власть эта не от бога”. “Соавторская” обработка художественного текста в “Тихом Доне” //Новый мир. 1993. №11. С.206-229.
5. Макаров А.Г., Макарова С.Э. К истокам “Тихого Дона” //Новый мир. 1993. №5. С.209-226. № 6. С.189-223.
6. Макаров А.Г., Макарова С.Э. Цветок-Татарник: В поисках автора «Тихого Дона»: от Михаила Шолохова к Федору Крюкову. М., 2001.
7. Семанов С.Н. О некоторых обстоятельствах публикации “Тихого Дона” //Новый мир. 1988. №9. С.265-269.
8. Тамарченко Е.Д. Идея правды в “Тихом Доне” //Новый мир. 1990. № 6. С.237-248.
9. Тахо-Годи А.А. Солнце как символ в романе Шолохова “Тихий Дон” //Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1977. №2. С.3-12.
10. Шолоховский вопрос: Продолжение разговора //Вопросы литературы. 1989. №8.//Вопросы литературы. 1991. № 2.С.3-81.
11. Якименко Л.Г. Избранные работы. В 2-х т. Т.2. М., 1982.
Семинарское занятие №13
Тема: «Целостный анализ поэмы «Реквием» А. Ахматовой».
План:
1. Творческая судьба поэта.
2. Основные темы, мотивы, образы в лирике А. Ахматовой.
3. История создания и публикации поэмы «Реквием».
4. Поэтика поэмы: споры о жанре, особенности композиции, авторское «я» в произведении.
5. Библейские мотивы в поэме.
6. Фольклорные и литературные традиции в поэме.
Литература
1. Абелюк Е. Читательский комментарий: замысел и воплощение… // Лит. в шк. 1989. № 3.
2. Архангельский А. Час мужества // Лит. обозрение. 1988. №1.
3. Добин Е.С. Поэзия А .Ахматовой. Л., 1987.
4. Жирмунский В. Творчество А. Ахматовой. Л., 1973.
5. Кацис Л. «И если когда-нибудь в этой стране…» // Лит. обозрение. 1996. № 5-6.
6. Кудасова В.В. «Реквием» А.А. Ахматовой (К проблеме жанра) // Пути и формы анализа художественного произведения. Владимир, 1991.
7. Михеева С.А. Автобиографизм и эпическое мышление в «Реквиеме» А.Ахматовой // Автор. Жанр. Сюжет. Калининград, 1991.
8. Небольсин С. О двух «памятниках» из наследия А. Ахматовой // Поэзия: Альманах. Вып.53. М., 1989.
9. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М.,1991.
10. Ростовцева И. Между словом и молчанием. М., 1989. С.133-174.
11. Руденко М. Религиозные мотивы в поэзии А. Ахматовой // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1995. №4.
Семинарское занятие №14
Тема: «Сплав миров» в «Поэме без героя» А. Ахматовой.
План:
1. История создания поэмы. Преобразование и углубление первоначального замысла.
2. Художественно-смысловая активность композиции. Интерпетация посвящений.
3. Главные герои «Поэмы без героя». Проблема прототипов.
4. «Поэма без героя» и «Реквием»: жанровое своеобразие.
Задание:
1. Составить список прототипов к поэме.
2. Выявить и проанализировать фольклорные и литературные источники персонажей «Поэмы…» (составить таблицу).
Литература
1. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Книга 1. 1938—1941. М., 1989.
2. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991.
3. Герштейн Э. …Слышите, как время идет // Литературная газета. 01.05.1996.
4. Ефимов Е. «Большая ответственность: не создавать легенд» // Вопросы литературы. 2001. ноябрь-декабрь.
5. Кац Б. Дальнее эхо // Литературное обозрение. 1989. №5.
6. Гончарова Н. «Я пишу для Артура либретто (Балетные либретто и «Поэма без героя») // Вопросы литературы. 1999. сентябрь-октябрь.