Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта.
Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к самым острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.
«Звезда полей»
Стихотворение «Звезда полей» — одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Воло-годчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство. Для самого автора это произведение, безусловно, было программным, так как один из его поэтических сборников также носит это название.
Центральный образ стихотворения несет в себе социальную окрашенность. Лирическому герою важно, что «звезда полей» горит «для всех тревожных жителей земли». Поэт подчеркивает статический характер образа, символизирующий вечность и незыблемость существующего миропорядка.
Звезда полей привносит в жизнь лирического героя мир и покой. Она гасит тревогу жителей земли, касаясь их городов приветливым лучом. Но только «во мгле заледенелой», вдали от больших городов эта звезда «восходит ярче и полней».
В последней строфе стихотворения лирический герой подчеркивает, что это звезда его полей. Таким образом, образ звезды соотносится с библейской путеводной звездой.
Интересно, что в первоначальном варианте текст стихотворения звучал несколько по-иному. В нем глубже была подчеркнута тема родины. Звезда полей горела «над родственным пределом». В окончательном варианте Н.М. Рубцов заменил фрагмент строки «над родственным пределом» на словосочетание «во мгле заледенелой», что еще раз подчеркнуло кольцевую композицию произведения и одновременно усилило в стихотворении аллитерацию «л», которая придает плавность и мелодичность поэтическому тексту. Также образ «мглы заледенелой» необходим Н.М. Рубцову для создания контрастной пейзажной зарисовки.
Образ «звезды полей», озаряющий землю доброй энергией света подчеркнут анафорическим повтором («Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром») и повтором внутри строки («Горит, горит звезда моих полей...»). Этот ключевой для стихотворения образ подчеркивает необъятные земные просторы, драгоценную красоту природы («золото осеннее», «зимнее серебро»). В первоначальном варианте стихотворения описание просторов было более развернутым и пространным. В итоговом тексте Н.М. Рубцов сделал его емким, но лаконичным.
Звезда — традиционный образ классической поэзии. Издревле звезды покровительствовали поэтам, которые, в свою очередь, посвящали им лучшие стихотворения. Однако Н.М. Рубцову удалось творчески продолжить существующую традицию, создав поэтичный образ звезды полей, содержащий в своем значении нерасторжимую связь земного и небесного начал. Этот образ символизирует содержание художественного мира поэта, его визитную карточку на небосклоне поэтических светил.
А.А. ВОЗНЕСЕНСКИЙ
«Судьба, как ракета, летит по параболе...»
Стихотворение А.А. Вознесенского «Судьба, как ракета, летит по параболе...» воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения — личность человека, прокладывающего свой жизненный путь. Его отличает атмосфера творческого поиска, преодоления трудностей, жизненных невзгод.
В основе сюжета стихотворения лежит прием антитезы. Противопоставляются два разных жизненных пути: путь по прямой (так проще и короче идти) и путь по параболе (через творческие муки и поиски собственного «я»). В качестве примера судьбы с интересной траекторией автор приводит биографию художника Гогена, который сначала был торговым агентом, а потом пробился в мир высокого искусства.
Символом признания таланта художника в стихотворении становится Лувр. А.А. Вознесенский подчеркивает, что у Гогена была возможность войти в профессию через «главный порог»: по традиционному академическому пути, копируя «райские кущи», как это сделали многие художники, ибо библейские сюжеты щедро оплачивала церковь, делая дорогие заказы. Но Гоген предпочел рисовать то, что хотел, и жить, как хотел. Отстранившись от цивилизации, он много лет прожил среди простых людей и рисовал их портреты и чудесную, непривычную для европейского глаза экзотическую природу.
Однако истинного творца всегда ожидает признание, поэтому Гоген все равно попал в Лувр (символ ведущих музеев мира в данном случае), «параболой гневно пробив потолок!».
От судьбы Гогена А.А. Вознесенский обращается к жизни лирического героя — своего молодого современника, который уезжает то в Грузию, то в Сибирь вместо того, чтобы устроить свою личную судьбу, жениться и обрести тихое семейное счастье. Но строя свою жизнь и судьбу, герой думает и о своей возлюбленной, которая, возможно, устала уже ждать, поэтому парабола, которая так превозносилась в первой части, уже вдруг становится дурацкой. Символом разлуки в стихотворении становятся «простывшие плечики» и «земные и озябшие» позывные любимой женщины.
В эпоху космических открытий образ летящей по параболе ракеты, заявленный в первой строке произведения, несомненно, выглядел модным и актуальным. Однако во второй части намечается новая антитеза: «полет» и «приземление». Любовь, земное чувство, заставляет лирического героя мечтать о приземлении рядом с любимой.
Сюжет стихотворения чрезвычайно динамичен. Неслучайно в произведении доминируют глагольные формы, обозначающие движение («летит», «унесся», «уносился», «срывающий», «пробив», «уехал», «лечу», «несутся», «уезжает»).
Вместе с лирическим героем в едином жизненном потоке несутся те ценности, во имя которых он вершит свой маршрутпо параболе: это искусство, любовь и история. Искусство при этом выдвигается на первое место как высочайшая жизненная доминанта. Этим живым, динамичным образам противопоставлены статичные и на века закрепленные, инертные позиции: «каноны, прогнозы, параграфы».
Динамизм сюжету, несомненно, придают риторические вопросы, восклицания и обобщения. В финале стихотворения звучит провокационный вопрос: «А может быть, все же прямая — короче?». Читателю предлагается самому сделать правильный выбор, но совершенно очевидно, что для лирического героя произведения нет и не может быть другого пути.
В стихотворении много «неточных рифм» («параболе» — «радуге», «Гоген» — «агент», «храбро» — «параболе»). Вместе с тем ключевой символ произведения «парабола» четыре раза выносится в конец стихотворной строки, что помогает сделать его более выразительным и ударным. А.А. Вознесенский, всегда склонный к звуковой игре, намеренно подбирает созвучия к этому слову: «правда», «парадное», «параграфы». Кроме того, образ «параболы» подкреплен в начале стихотворения аллитерацией «р» («Судьба, как ракета, летит по параболе Обычно — во мраке и реже — по радуге»), а также звуковым удвоением («ракетой ревущей»), затем «п» и «р» («Прости мне дурацкую эту параболу. Простывшие плечики в черном парадном...»).
В стихотворении А.А. Вознесенского ярко воплотились особенности шестидесятничества как мировоззрения. Образ ветра ассоциируется с ожиданием общественных перемен. Важна здесь также активная жизненная позиция лирического героя — романтика и искателя приключений.
«Первый лед»
Стихотворение А.А. Вознесенского «Первый лед» — небольшая элегическая зарисовка из жизни обычной молодой девушки. Влюбленная девочка мерзнет в автомате. Через все произведение проходит тема холода. Ее подчеркивает ряд художественных деталей: «зябкое пальтецо», «пальцы — льдышки», «ледяная улочка», «мерзлый след на щеках» и, наконец, вынесенный в название и трижды повторенный в тексте стихотворения ключевой образ произведения — «первый лед». На протяжении развития сюжета этот образ переосмысливается. Сначала он воспринимается как обычное погодное явление. Но затем метафора «первый лед телефонных фраз» подсказывает, что в стихотворении важен не холод приближающейся зимы, а лед, просочившийся в душу лирической героини через ледяные нотки в голосе любимого, которые девушка услышала по телефону. Финальные строки стихотворения завершают созданный автором образ на логической ноте: «Мерзлый след на щеках блестит — Первый лед от людских обид».
Девочка только вступает во взрослую жизнь. Сережки и губная помада являются символами пробуждения в ней женского начала, потребности любить и быть любимой.
В стихотворении много назывных предложений, что придает сюжету определенную недосказанность, фрагментарность. Столкновение детской наивности с обманом больно ранит не только душу лирической героини, но и сердце автора, который, с одной стороны, сочувствует своей героине, а с другой — не может изменить сюжет и сделать ее счастливой, ибо тогда он погрешит против правды — суровой правды жизни.
Образ первого льда соотносится в стихотворении с темой горя и одиночества. Между строк в стихотворении видна авторская досада на то, что, столкнувшись с обидой, трогательное и наивное существо очерствеет душой. Эпитет «первый» постоянно напоминает о том, что таких любовных разочарований может быть много на жизненном пути.
Стихотворение заставляет вспомнить о ценности доверительных человеческих отношений, о том, что легко разрушить их, но порой невозможно восстановить.
«Елка»
Стихотворение А.А. Вознесенского «Елка» отличает праздничное новогоднее настроение. Атмосфера обновления, ожидания чуда и просто веселье вечеринок перемежаются в нем с любовной темой. Новый год традиционно отмечается как семейный праздник. Его всегда хочется встретить с любимыми людьми: «Любовь всегда—кануны. В ней — Новый год души».
Автор считает, что елка современной эпохи похожа немного на ракету: у нее реактивные крылья и огненные шары. На фоне новогоднего праздника рисуется лирическая героиня — девчонка с мандолиной и рыжей челкой, похожей на кожуру мандарина.
Праздничная атмосфера, устремленность в будущее подчеркивается восклицательной интонацией, назывными предложениями, звуковыми повторами («буйство» — «будущее» — «бусы» (аллитерация «б»). В стихотворении есть интересные находки в области рифмы («пророчатся» — «непорочности», «с мандолиной» — «мандарином», «журя» — «кожура», «буйство» — «в бусах»).
Воплощая тему обновления в канун новогодних праздников, когда все люди загадывают желания и пытаются хоть на миг заглянуть в будущее, узнать, что ожидает в следующем году, А.А. Вознесенский стремится и форму произведения сделать новаторской. Отсюда обилие риторических вопросов, необычный ритмический рисунок, неполные предложения. Сюжет стихотворения развивается динамично. Однако наряду с оригинальными творческими находками в произведении имеются и явные просчеты. Например, если мандарины — традиционный атрибут убранства праздничного стола, то образ мандолины явно нужен Вознесенскому только для звуковой игры ( «с мандолиной» — «мандарином»). На фонетическом уровне восприятия текста эта рифма действительно выглядит творческой удачей, настоящей находкой. А вот в образном плане мандолина явно выбивается из контекста. Ведь это не слишком популярный в молодежной среде инструмент. Обычно в компаниях в качестве аккомпанемента используется гитара. Образ мандолины мог привнести в новогоднее стихотворение тему карнавала, но тогда он должен быть подкреплен другими (например, масками и карнавальными костюмами). А.А. Вознесенский в своем воображении добавляет последние штрихи и детали. Его поэтические зарисовки пронизаны духом творческой фантазии и эксперимента.
B.C. ВЫСОЦКИЙ
«Мерцал закат, как блеск клинка...»
Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспоминаниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистично удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (известной также под названиями «Военная песня» и «Альпийские стрелки») был написан для кинофильма «Вертикаль», как и «Вершина», «Песня о друге», «Прощание с горами» и другие.
Произведение переносит нас в далекие сороковые годы — годы Великой Отечественной войны. Действие происходит в горах. Сюжет разворачивается динамично.
Уже первая строфа «Мерцал закат, как блеск клинка» вводит в военную тему. Метафора «Свою добычу смерть считала» передает атмосферу экстремальных условий, в которых ведутся военные действия.
Горы в творчестве B.C. Высоцкого — устойчивый символ, символ преодоления жизненных невзгод, то художественное пространство, на фоне которого лучше всего раскрывается человеческий характер, проверяются такие понятия, как дружба, взаимовыручка, да и просто элементарная человеческая порядочность. Однако в этом стихотворении описывается не спортивное альпинистское восхождение, совершаемое с целью испытать себя. Для взвода наших войск отхол по перевалу — единственная возможность выжить иподготовиться к следующему бою. Солдаты верят, что горы помогут им победить, ведь они воюют на своей земле. В этом смысле горы выступают как своеобразный оберег. По-военному четко звучит припев: «Отставить разговоры. Вперед и вверх...».
Второй куплет песни переносит читателя в довоенное время, когда немецкий парень вместе с нашим покоряли вершины. Тогда они шли в одной связке («Он падал вниз, но был спасен»). А теперь (во время войны), может быть, он «свой автомат готовит к бою».
В третьем куплете противопоставлены по настроению наши бойцы и альпийские стрелки — захватчики. Среди первых царит воодушевленная решимость ринуться в бой, а вторые «что-то не в ударе». B.C. Высоцкий метко подчеркивает, что стрелки из «Эдельвейс» внутренне понимают, на чьей стороне правда. Многим из них совершенно не нужна навязанная Гитлером война, и это сказывается и на их настрое, и на отношении к ним гор, которые покровительствуют нашим бойцам по праву справедливости.
Для пришедших на нашу землю врагов действует иной кодекс чести, чем для туристов-альпинистов, некогда приезжавших с миром и дружбой. Стрелков будут безжалостно убивать и сбрасывать с перевала.
Мастерство B.C. Высоцкого в этом стихотворении состоит в том, что он показывает войну через мысли и переживания самих бойцов. И моральные мучения и тревоги оказываются при этом не менее тяжелыми, чем физические. Ведь совсем не просто выстрелить в солдат противника, зная, что среди них находится твой недавний товарищ, с которым ты покорял вершины этих же гор в одной связке.
Цикл песен B.C. Высоцкого, написанный для кинофильма «Вертикаль», представляет собой школу мужества, аккумулирует те нравственные ценности, которые поэт завещал свято беречь потомкам. А баталии Великой Отечественной войны воспринимаются B.C. Высоцким как самые настоящие уроки мужества и героизма.
«Песня о земле»
«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли. Не отнять, как не вычерпать моря».
Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою правоту в споре со скептиками и слабыми духом людьми.
Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение («Кто сказал, что земля умерла», «...Она почернела от горя», «Обнаженные нервы земли Неземное страдание знают» и т.д. ). Земля, таким образом, выступает в произведении как живое существо, которое способно петь и страдать. Образ земли воплощает душу России, которую нельзя покалечить, как ее многострадальный лик, изуродованный, израненный воронками и траншеями.
Земле изначально присуще материнство как неотъемлемое и естественное качество. Все попытки уничтожить на ней жизнь тщетны и несостоятельны. Одновременно с этим подчеркивается целительная сила времени.
Примечательно, что B.C. Высоцкий изначально не разделяет землю на свою и чужую. Хотя речь в стихотворении идет прежде всего о судьбе измученной войной родины, в произведении проявляется в определенной степени и планетарное мышление поэта, которого волнует любое человеческое горе на свете.
В финальной строфе поэт выражает непоколебимую уверенность в том, что земля «вынесет все, переждет». Он спорит с теми, кто не верит в будущее и думает, что земля «замолчала навеки». Особое значение в этой связи в финале приобретает образ песни, воплощающий идею духовного возрождения, веру в лучшее будущее и преодоление невзгод, связанных с войной.
Создавая образ израненной земли, B.C. Высоцкий вместе с тем изображает войну как «неземное страдание» и величайшее из бедствий. Обобщенный образ страдания земли невольно проецируется на судьбу каждого ее жителя, познавшего боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непременно нужно преодолеть для того, чтобы жизнь на земле вновь пошла обычным чередом, чтобы воплотилось животворное начало в народной песне, к которой, несомненно, восходят истоки творческого таланта B.C. Высоцкого.
«Песня о друге»
«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для флибустьерского духа эпохи шестидесятничества.
B.C. Высоцкий выступает в «Песне о друге» как тонкий знаток человеческих душ, понимающий разницу между тем образом, который хочет создать человек в глазах окружающих, и его истинной сущностью, которая порой бывает совершенно иной.
До конца раскрывается человек и его способность на самоотверженные поступки только в экстремальных ситуациях, например в горах, где от поведения одного альпиниста, идущего в общей связке, напрямую зависит жизнь его товарищей. Здесь лучше всего проверяется такое понятие, как друг. Если в сложный момент человек готов подставить свое плечо, то он заслужил право называться другом, ему можно доверять.
Наряду с основной сюжетной линией произведения звучат рассуждения о социальном явлении, при котором человек выглядит как «и не друг, и не враг, а — так». Люди общаются, доверяют друг другу свои мысли, делятся мечтами и радостями. Но как только человеку становится нужна реальная помощь и поддержка, дружеский настрой в отношениях куда-то исчезает.
Весьма резко, даже, можно сказать, жестко звучит вердикт, вынесенный B.C. Высоцким во второй строфе по отношению к парню, который «сразу раскис» в горах: «Ты его не брани — гони: Вверх таких не берут, и тут Про таких не поют». Дружеское отношение нужно заслужить своими личными качествами. Для людей, которые не достойны этого, B.C. Высоцкий находит красноречивое определение: «чужой». Здесь же возникает образ песни, которой достойны только настоящие друзья. Наказанием же для трусов и слабых духом нытиков будет изгнание и забвение, как, например, был изгнан из племени людского эгоистичный Ларра в «Старухе Изергиль» A.M. Горького. Но Ларра совершил преступление: он убил отказавшую ему девушку. Он достоин своей участи. Герой же B.C. Высоцкого, который не смог справиться с малодушием, может быть, еще попытался бы преодолеть свой страх и стать настоящим человеком. Однако поэт не оставляет ему второй попытки. В этом есть определенная категоричность и жесткость авторской позиции. Но такой уж он максималист по духу — лирический герой поэзии B.C. Высоцкого. Для него не существует полутонов: в мире есть лишь добро и зло. белое и черное, а то, что кажется серым, всегда может почернеть в любую минуту.
Однако несмотря на подлость и предательство, нередко поджидающие человека в жизни, поэт продолжает верить в людей, в то, что такое понятие, как дружба, не иссякнет.
Именно поэтому третья заключительная строфа посвящена положительному образу — образу настоящего друга, который «шел за тобой, как в бой». Предательство в горах тем самым приравнивается к предательству на поле битвы. Образ покорителей вершины в финале стихотворения обладает необыкновенной притягательной силой: ничто не приносит человеку такой огромной радости, как радость победы над собой. Наградой за преодоление тягот и испытаний становится для лирического героя и его верного друга прекрасный вид с покоренной вершины горы.
Покорение вершины — образ, обладающий в стихотворении B.C. Высоцкого высокой силой художественного обобщения. Каждый из нас покоряет на жизненном пути свои вершины, чтобы в конце концов взять самую сложную высоту — достигнуть духовного совершенства. Но человеку трудно пройти свой путь одному: настоящие друзья — это именно те, кто до конца разделяет с ним и огорчения, и радость победы.
«Зарыты в нашу память на века...»
Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупредить общество от ошибок переосмысления истории. «Осторожно с прошлым, осторожно: Не разбейте глиняный сосуд!» — восклицает лирический герой. С позиции сегодняшнего дня, когда делаются попытки представить события Великой Отечественной и Второй мировой войны в ином свете (сместить акценты, заретушировать истинные причины тех или иных явлений, по-новому взглянуть на роль отдельных исторических лиц), призыв B.C. Высоцкого к бережному отношению к истории звучит особенно актуально.
Поэт пишет о субъективности в восприятии действительности: даже в памяти одного человека по-разному отразятся события прошлого через много лет.
B.C. Высоцкий предупреждает о том, что каждый из нас может ошибиться в поисках правды, ибо «разглядеть, что истинно, что ложно, Может только беспристрастный суд». Автор метафорично соотносит прошлое с глиняным сосудом. Глубину человеческой памяти он сравнивает с колодцем. Оба эти символа подчеркивают быстротечность времени и ценность истории. Ведь только даты, события и лица тех людей, которые заслужили право войти в нее, остаются потомкам в качестве информации о том, как жили на земле предыдущие поколения. Истлеют их кости в земле, разрушатся дома, которые они построили, но навсегда останется жить память о ге-
роических подвигах тех, кто погиб за свободу и независимость родной земли. Эта память важна не только потому, что истинные герои заслужили, чтобы о них помнили, но и потому, что история дает нам великие жизненные уроки, которые просто неразумно забывать.
«Я не люблю»
Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же жизненные явления отрицает он с такой силой? Все они в той или иной степени характеризуют его самого. Во-первых, это смерть, фатальный исход, смириться с которым трудно любому живому существу, жизненные невзгоды, заставляющие отвлечься от творчества.
Герой также не верит в неестественность в проявлении человеческих чувств (будь то цинизм или восторженность). Сильно ранит его чужое вмешательство в личную жизнь. Эту тему метафорично подчеркивают строки («Когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо»).
В четвертой главе упоминаются ненавистные герою сплетни в виде версий, а в пятой он восклицает: «Досадно мне, коль слово «честь» забыто и коль в чести наветы за глаза». Здесь есть намек на сталинскую эпоху, когда по ложным доносам шли на смерть, сажались в тюрьмы, ссылались в лагеря или на вечное поселение ни в чем не виноватые люди. Эта тема подчеркивается и в следующей строфе, где лирический герой заявляет, что не любит «насилья и бессилья». Идея подчеркивается образами «сломанных крыльев» и «распятого Христа».
Некоторые мысли на протяжении текста стихотворения в той или иной степени повторяются. Произведение, таким образом, насыщено критикой социальной дисгармонии. 222
Сытая уверенность одних сочетается со сломанными крыльями (то есть судьбами) других людей. У B.C. Высоцкого же всегда было обостренное чувство общественной справедливости: он моментально замечал любое насилие и бессилие вокруг себя, ибо сам ощущал их, когда ему долго не давали разрешение на концертную деятельность. Творческое вдохновение окрыляло на новые свершения, а многочисленные запреты эти крылья ломали. Достаточно отметить тот факт, что поэт, оставивший столь обширное творческое наследие, при жизни не опубликовал ни одного поэтического сборника. О какой справедливости по отношению к B.C. Высоцкому можно после этого говорить? Однако поэт не ощущал себя внутренне в стане слабых, тех невинных, которых бьют. Он испытал на себе и бремя всенародной любви и славы, когда песни его стали популярны, когда люди пытались изо всех сил достать билет в Театр на Таганке, чтобы познакомиться с B.C. Высоцким как с актером. B.C. Высоцкий понимал, какой притягательной силой обладает эта слава, и образ иглы почестей в четвертой строфе стихотворения об этом красноречиво свидетельствует.
В финальной строфе появляется еще один примечательный образ — «манежи и арены». Он символизирует попытки всяческого лицедейства в обществе, когда «мильон меняют по рублю», то есть размениваются на малое во имя каких-то ложных ценностей.
Стихотворение «Я не люблю» можно назвать жизненной программой, следуя которой человек способен сохранить такие качества, как честность, порядочность, возможность уважать себя и сохранить уважение других людей.
«Здесь лапы у елей дрожат на весу...»
Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный мир является любовь.
Образный ряд произведения строится на противопоставлении возвышенных и бытовых деталей. Их переплетение достигает максимальной концентрации в метафоре «Пусть черемухи сохнут бельем на ветру».
Центральным композиционным стержнем в стихотворении оказывается мотив препятствия, подчеркнутый аллитерационным повтором «пусть». Колдовство, как это обычно бывает в русской волшебной сказке, мешает влюбленным сердцам соединиться. Образ заколдованного леса поэт создает при помощи деталей пейзажа, которые свидетельствуют о нарушении обычного хода вещей: «птицы щебечут тревожно», «на листьях не будет росы поутру», «луна с небом пасмурным в ссоре».
Основным мотивом в стихотворении «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» является мотив света, который неразлучен с темой счастья («Твой мир колдунами на тысячи лет укрыт от меня и от света») и наиболее ярко выражен в образе «светлого терема с балконом на море». В финале недостижимый сказочный дворец оборачивается предложением «рая в шалаше». Этот образ из известной русской поговорки воплощает в себе предельную искренность романтического чувства.
Б.А. АХМАДУЛИНА
«Влечет меня старинный слог»
Темой стихотворения Б. Ахмадулиной «Влечет меня старинный слог» является соотношение материальных и духовных ценностей мира. Обращение к древности, к истории является своеобразным сюжетным ходом, который помогает осознать, что все материальные ценности мира тленны. Вошедшая в историю фраза «Полцарства за коня» с позиции современности кажется тщетной: и конь, и сами древние царства с дворцами, замками и храмами оказались невечными. Жизненная позиция лирической героини заключается в том, чтобы ценить лишь духовные блага, наиважнейшим из которых является общение: «Дитя, наученное веком, возьму коня, отдам коня за полмгновенья с человеком». Литота — прием художественного приуменьшения — используется Ахмадулиной с одной целью: подчеркнуть безмерную ценность человеческого общения, через которое мы познаем любовь и дружбу, испытываем радость познания и эмоциональную поддержку.