Однако все это лишь отвлекает писателя от воплощения в лирике своих мыслей и взглядов на мир.
Выступая за классическую ясность поэтической речи, Н.А. Заболоцкий на одну чашу весов помещает «щебетанье щегла», а на другую — «смысла живую основу». Первое не должно заменять второе. Форма не может доминировать над содержанием. Н.А. Заболоцкий считает формальные опыты выдумкой, забавой, шарадой. Поэзия же является серьезным видом искусства. При этом писатель позволяет себе использовать звуковые удвоения («колпак колдуна», «жизнью живет», «вечно верует»), показывая, что звуковые игры все же допустимы и даже интересны, если они органично входят в текст произведения, не искажая при этом его основы, которой является «полный разума русский язык».
Н.А. Заболоцкий сам был мастером создания мелодичного стиха. При этом для него характерны точные рифмы (преграды — шарады, она — колдуна, щегла — могла), четкость ритмического рисунка.
Проблематика произведения отражает содержание развернувшейся на страницах печати литературной дискуссии о модернизме. Примечательно, что само стихотворение не только содержит полемику, но и насыщено разговорными элементами: риторическими вопросами («Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?») и восклицаниями («Нет! Поэзия ставит преграды Нашим выдумкам...»).
Н.Л. Заболоцкий относится к языку как к национальному достоянию. Неслучайно он дважды подчеркивает в тексте стихотворения, что речь идет о русском языке, о русском слове.
«О красоте человеческих лиц»
В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н.А. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни — пышные порталы, другие — жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни — возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие — убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.
Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».
Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица — подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».
Метафора «песня небесных высот» символизирует высокий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием контраста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпитетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д. ), сравнения («ноты, сияющие, как солнце», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, закрытые решетками, словно темница»).
Легко запоминается и создает светлое, радостное настроение поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.
«Гроза идет»
Пейзажная лирика Н.А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению «Гроза идет».
В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н.А. Заболоцкий использует анафорические повторы («Движется...», «Сколько раз...»), инверсию («Туча... движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке»).
Основным изобразительно-выразительным средством в стихотворении является олицетворение. Это соответствует натурфилософской позиции, которую занимал Н.А. Заболоцкий. Природа для автора произведения — живое существо. В первой строфе стихотворения туча напоминает злую ведьму из волшебной сказки. Она приближается к лирическому герою с фонарем в приподнятой руке как колдунья, способная нанести непоправимый вред.
Во второй строфе разговор о враждебной силе надвигающейся тучи конкретизируется. Лирический герой вспоминает о том, что уже не раз становится жертвой разбушевавшейся стихии. Однако грозная туча в своей воинствующей позе все же прекрасна: «Она сверкала серебром» (художественный эффект найденного образа подчеркивает аллитерация «с»).
Туча «каменный выкатывала гром» (звуковое удвоение «ка» в ударных слогах также способствует созданию выразительности образа).
Н.А. Заболоцкий — мастер словесного рисования. Высокой степенью художественной выразительности обладает образ «сломанных молний». Эпитет «сломанный» метко отражает причудливые зигзагообразные траектории, по которым электрический разряд уходит в землю.
Могущественную силу грозы показывает отношение к ней лирического героя, который, увидев ее, «замедлял робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги!». Даже название физического явления под пером Н.А. Заболоцкого превращается в поэтичный художественный образ.
Дополнительный эффект в стихотворении производят восклицательные предложения, выражая эмоциональное чувство не столько страха, сколько восхищения.
В четвертой строфе центральным образом становится образ кедра, пострадавшего от грозы. Кедр персонифицируется, наделяется живым сердцем. Даже расщипленный надвое и почерневший, он все равно выглядит величественным: «Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон».
В двух последних строфах лирический герой сравнивает себя с этим «деревом печали». В этом стихотворении судьба лирического героя легко проецируется на жизнь самого автора, который, едва успев пробиться к славе, получить литературную известность («ворваться в высоту»), был репрессирован, но не очерствел душой и не перестал писать стихи.
«Допустим, ты свое уже оттопал...»
Стихотворение «Допустим, ты свое уже оттопал...» состоит из четырех различных по объему строф. Оно посвящено тяжелому в психологическом отношении периоду в жизни человека, когда позади остались лучшие годы, а ему отпущен «некий срок еще для сдачи дел».
С позиции своего жизненного опыта автор дает читателю свой мудрый совет о том, что надо сделать перед уходом: «Ты можешь на листах ушедших лет Внести еще какие-то поправки».
Стихотворение заставляет задуматься о том, как и для чего мы живем. В нем звучит мысль о важности наших земных дел, о необходимости их завершить или передать. Человек должен чувствовать ответственность за эти поступки, ибо они формируют людскую память о нем. В этой связи в стихотворении возникают такие понятия, как «ревнивая черта», «самозащита».
Однако Н.А. Заболоцкий при этом хочет предостеречь от вранья, от «прихорашивания итога». Лучше уже совсем не заниматься этим и предоставить право другим подвести итог. В этом плане стихотворение перекликается с произведением Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво». Писатели, достигшие зенита славы и жизненного успеха, завещают потомкам быть скромными и трудолюбивыми людьми, предоставить право оценивать свой вклад в развитие человечества другим, а не упиваться значительностью собственной персоны.
Интересен фрагмент стихотворения, в котором Н.А. Заболоцкий, завещая не прихорашивать итог, заявляет: «Нет, спасибо в шапку, От этой сласти береги нас бог». При чтении этих строк вспоминается народный обычай благодарить и прощаться с поклоном, снимая при этом шапку. Этот жест характеризует лирического героя как человека, которому близки народные традиции. К разговорным элементам в произведении относится также глагол «оттопать», подчеркивающий доверительность и простоту задушевной дружеской беседы. Обращение на ты к предполагаемому собеседнику также выполняет похожую задачу.
Время подведения жизненных итогов — трудный, но необходимый период жизни человека. Стихотворение Н.А. Заболоцкого еще раз помогает осознать его важность и неизбежность.
«К обидам горьким собственной персоны...»
Н.А. Заболоцкий — писатель, прошедший суровую школу жизни. Стихотворение «К обидам горьким собственной персоны...» призывает смиренно относиться к своей судьбе, стойко переносить жизненные испытания. Человек не должен роптать и жаловаться («призывать участье добрых душ»), переваливать проблемы на чужие плечи.
Дидактическую функцию произведения усиливает употребление глаголов в неопределенной форме («не призывать участье», «жить, как живешь», «быть самим собой», «со своей управиться судьбой»).
Жизнь, по мнению автора, страда, а не праздник. Для доказательства своей правоты он умело вводит в текст стихотворения пословицу: «Взялся за гуж — не говори: не дюж». Пословицы и поговорки — емкие и лаконичные жанры устного народного творчества — с древнейших времен аккумулировали основы народной мудрости, веками передававшиеся последующим поколениям в качестве жизненного совета.
Пословица также привносит в текст стихотворения дополнительные созвучия внутри строки. Н.А. Заболоцкий не скупится на них и в последующих строках: «С тропы своей ни в чем не соступая, Не отступая — быть самим собой».