А.и. солженицын «матрсннн двор»
Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.
Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с главной героиней произведения — одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, ■— конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.
Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует. 112
Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть дети и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.
Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине — учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом — море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.
А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей женщины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.
В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. Не сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.
В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.
Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.
Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.
Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы — не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».
Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».
Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка — последняя отрада старой женщины.
Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.
Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».
«Один день Ивана Денисовича»
В рассказе «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицын показывает, до какой степени изощренные формы эксплуатации человека может разработать тоталитарная государственная машина.
На первый взгляд Иван Денисович напоминает персонаж из романа Е. Замятина «Мы». Многое из того, что родилось в художественном воображении Е. Замятина, реализовалось на практике. Герой А.И. Солженицына, вопреки истязаниям, сумел сохранить человеческое достоинство, но для государства он прежде всего бесправный заключенный Щ-854, а не человек, не гражданин.
В рассказе под особым углом рассматривается проблема времени. Будучи осужденными незаконно, многие арестанты расплачиваются за ошибку следствия или чей-то преступный умысел своей жизнью и свободой. В лагере тема времени приобретает особую остроту. Не случайно Шухов никогда не просыпал подъема, потому что до развода у него оставалось полтора часа свободного времени.
Второй важной проблемой, с которой сталкивается человек, попадая в заключение, является проблема сохранения собственного достоинства. Автор подчеркивает, что нельзя ни в коем случае опускаться до животного состояния и начинать лизать миски. Нужно в любых обстоятельствах оставаться человеком.
Заключенные в рассказе «Один день Ивана Денисовича» строят «Соцбытгородок». Сначала натягивают сами для себя колючую проволоку, а потом приступают к застройке. Сол-женицынская ирония здесь заставляет невольно сравнивать образ городка со всей страной, окруженной железным занавесом. Тонкой деталью подчеркивает А.И. Солженицын зыбкость границ между миром свободных, обласканных властью людей и заключенных: в лагере один из узников — бывший Герой Советского Союза. Словно мимоходом упоминает А.И. Солженицын о том, как лошадей в колхозы сгоняли. А ведь за одним этим историческим фактом стоят слезы сотен тысяч людей.
Социальную несправедливость обнажает даже улыбка Шухова, когда тот показывает прореженные цингой зубы. Больной заключенный моет полы в надзирательской, а на него еще покрикивают, учат, как надо выполнять эту нехитрую работу. Образам осужденных в рассказе А.И. Солженицына постоянно противопоставляются надзиратели. На их примерах А.И. Солженицын убедительно показывает, как страшен человек, имеющий бесконтрольную, безраздельную власть над другим. Один из таких начальников считает, что заключенные «хлеба того не стоят, что им дают. Дерьмом бы их кормить». И никто из надзирателей даже не задумывается, что от свободного человека до заключенного в тоталитарной стране — один шаг.
А.И. Солженицын рассматривает в рассказе вопрос об отношении человека к труду. Противоречие заключается в том, что если делаешь для людей, то требуется качество, а начальству нужна только показуха. Неслучайно один из надзирателей предлагает Ивану Денисовичу просто легонько протереть пол, чтобы он мокрым был, и уйти.
После этого заявления читатель понимает, что больной Шухов из последних сил выполняет никому, по сути, не нужную работу. Из глубинной потребности человека преобразовывать мир работа превращается в очередное средство эксплуатации.
Детальное описание быта заключенных помогает автору ярче отобразить в произведении их бедственное положение. Даже каша в лагере имеет весьма странный вид: не оставляет ни вкуса, ни сытости. Жизнь заключенных, как эта китайская каша из магары, превращена в бесцветное существование. Многие мысли и действия Шухова на первый взгляд кажутся непонятными. Например, когда герой не успевает получить в бараке пайку хлеба, он думает о том, что если съест пайку отдельно, то она покажется сытнее.
Самые обычные предметы быта (ложка, ботинки) в тюрьме становятся дороже. Автор подчеркивает, как бережно хранит Шухов ложку, которую сам отлил из алюминиевого провода. Баня, самосад — все эти нехитрые бытовые реалии в лагере приобретают особую ценность. Они воплощают в себе все скупые радости жизни заключенных. Любопытна в рассказе такая деталь: заключенным не положено иметь часы. За распорядком в лагере следит начальство. Эта деталь еще раз подчеркивает рабское бесправие осужденного человека.
Постепенно А.И. Солженицын вводит в произведение новых действующих лиц — обитателей лагеря. Среди них баптист Алешка, который в свободные минуты читает евангелие, и фельдшер Вдовушкин, на самом деле не имеющий медицинского образования: он исключен с литературного факультета и пишет стихи между приемом больных. Читатель понимает, что именно за вольнодумство и религиозность попали эти люди в лагерь. Но и здесь они остались верны своим убеждениям. Именно с баптистом Алешкой ведет Шухов разговор о душе. Алешка говорит, что не о лишней пайке хлеба надо думать, а о том, чтобы злобы не было в сердце. Свое заключение герой воспринимает как духовный подвиг. В одном из эпизодов рассказа Шухов недоумевает, на что рассчитывали люди, посадившие Алешку в лагерь, ведь вера в нем настолько сильна, что он никогда не сломится.
Наряду с персонажами, к которым автор относится с искренней симпатией и даже жалостью, в рассказе изображены и подлецы, такие, как Пантелеев, который стучит начальству на других заключенных. За это его не выводят на работу и записывают заболевшим. А Шухов, например, хотя он действительно болен, вынужден идти работать.
Есть в рассказе герои, которые пытаются в лагере права отстаивать. Капитан Буйновский, например, кричит надзирателям, что те права не имеют людей на морозе раздевать. Однако все эти протесты приводят лишь к дальнейшему ужесточению наказания: он получает десять суток карцера, после которого практически невозможно остаться здоровым человеком. У каждого в лагере своя трагическая история. Из писем узнают заключенные сведения о жизни на воле: о том, что по-обрезали крестьянам огороды по самые избы, что молодежь из деревни рвется в город, колхозы обречены, промыслы народные (плотницкое дело, корзиноплетение) никому не нужны. Мужики деревенские приладились ковры красить да по всей стране продавать. Так крепкое, веками отлаженное хозяйство гибнет на глазах, а единственным способом заработать денег становится спекуляция.
Дискуссионным в литературоведении остается вопрос о жанровой принадлежности произведения. Одни исследователи считают его рассказом, другие, исходя из широты проблематики, называют повестью. Появившийся рассказ мгновенно стал известен широкой читательской общественности. Он был одним из первых произведений в истории русской литературы XX века, поднявших тему сталинских репрессий. Обнажив горькую правду о ГУЛАГе, в определенной степени произведе-
ние реабилитировало в глазах общественности тысячи ни в чем неповинных заключенных, показало всю чудовищность репрессий, их пагубный итог. Ведь многие люди даже не могли поверить в то, что человека в нашей стране могли арестовать и обвинить в тяжком преступлении, абсолютно не имея никаких весомых доказательств. Произвол карательных органов достигал такого масштаба, о котором никто из посвященных и не подозревал. Наряду с важным социально-политическим значением рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» имеет и художественную ценность: на примере судьбы одного человека автор смог показать судьбу целого поколения. Вместе с «Реквиемом» А. Ахматовой, «Колымским циклом» А.В. Жигулина и многими другими произведениями этот рассказ стал самым настоящим памятником безвинно погибшим и пострадавшим в годы сталинских репрессий людям.
Поэзия
А.А. БЛОК «Осенняя воля».
Стихотворение А.А. Блока «Осенняя воля» навеяно лермонтовским произведением «Выхожу один я на дорогу...». Образ пути, дороги нужно понимать здесь в широком философском аспекте. Лирический герой предстает здесь в образе странника, бредущего по дорогам родной земли.
Как и у М.Ю. Лермонтова, речь в нем идет и о любви («Много нас — свободных, юных, статных — Умирает, не любя...»), и о смерти («Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли...»).
Мятежный осенний пейзаж заставляет героя задуматься о смысле жизни, о собственном пути в этом мире. Это прежде всего путь поэтического познания окружающего мира. Не случайно стихотворение богато на литературные переклички. Последняя фраза «Как и жить и плакать без тебя!» перекликается с финальной строфой стихотворения А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад...»: «... А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки. Тебя любить, обнять и плакать над тобой!». Однако лирический герой А.А. Блока одинок, его признания в любви обращены к родной земле. Правда, в третьей строфе появляется загадочный женский образ, который призывно машет вдали, но этот образ скорее всего не возлюбленная лирическою героя, а та самая Русь, к которой в шестой строфе герой обращается: «Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю...». Таким образом, если для лирического героя А.А. Фета смыслом жизни является любовь к женщине, то у А.А. Блока образ возлюбленной замещается образом России. Не случайно это стихотворение, написанное в 1905 году, входит в цикл «О, Русь моя!..», а чуть позже, в 1908 году, в цикле «На поле Куликовом» поэт напишет: «О, Русь моя! Жена моя!». Здесь он еще более тесно свяжет образ родины и возлюбленной. 120
Интересно также в этой связи сопоставить стихотворение «Осенняя воля» со стихотворением «Осенняя любовь», написанном в 1907 году. Как и первое, второе произведение включает в начальных строфах образ рябины: «Когда в листве сырой и ржавой Рябины заалеет гроздь...» (Сравним в «Осенней воле»: «Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали»).
1905 год — год первой русской революции. Красный цвет в данном случае воспринимается не только как неотъемлемая особенность осеннего пейзажа, но и как отголосок мятежных кровавых революционных событий. Созвучна с этим настроением и свободолюбивая, почти анархическая позиция лирического героя: «Нет, иду я в путь никем не званый, И земля да будет мне легка! Буду слушать голос Руси пьяной, Отдыхать под крышей кабака».
А.А. Блок в стихотворении широко использует повторы и восклицания, риторические вопросы и инверсии. Пейзаж в стихотворении динамичен («Ветер гнет упругие кусты»), олицетворения («печаль нив», «разгулялась осень в мокрых долах»), цветаст («желтая глина», «красный цвет рябин»). Кольцевую композицию образует мотив простора. В первой строфе подчеркивается «путь, открытый взорам», в предпоследней — простор, который навеки покорил сердце лирического героя, а в последней — вновь возникает образ необъятных далей.
Название стихотворения «Осенняя воля» можно понимать в двух планах: воля — это свобода, которой так наслаждается душа лирического героя, и одновременно волевое усилие, помогающее ему продолжать свой жизненный путь. Произведение отличается проникновенным лиризмом и философским взглядом на мир.
«На поле Куликовом»
Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно-историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года. Центральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла открывается элегической пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и воспоминания. Начиная со второй строфы сюжет становится более динамичным, оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими конструкциями. Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха — разностопный ямб. Родина сравнивается у А.А. Блока с женой. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А.А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновременно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор выбрал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же первого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы родной земли.
Особую роль в развитии патриотической темы приобретает древнерусская топонимика: Непрядва, Дон, ноле Куликово. К традициям древнерусской литературы (к «Слову о полку Игореве», «Задонщине») восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий клекот). В цикле большую роль играет контраст (покоя и движения, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси — святость («святое знамя», «лик нерукотворный»).
В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о грядущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исторических событий («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»). А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности. Таким образом, блоков-ский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя прежде всего как знаковое, поворотное событие русской истории.
«Соловьиный сад»
В романтической поэме «Соловьиный сад» А.А. Блок рисует два противопоставленных друг другу мира Первый характеризуют зной, слоистые скалы и илистый берег моря. Это обыденный мир человеческого существования, наполненный каждодневным тяжким трудом. А рядом с ним расположен мир иной, волшебный, возвышенный и утонченный. Это дивный сад с прохладой, соловьиными трелями и прекрасными розами и песнями. Именно в него норовит свернуть упрямый осел героя поэмы.
Что же символизирует утонченный романтический образ «соловьиного сада»? На этот вопрос читатель получает более конкретный ответ во второй главе поэмы, где возникает образ женщины в белом, которая зовет лирического героя своим пеньем и манит круженьем.
А.А. Блок показывает, как бедна и однообразна жизнь одинокого человека и как она может преобразиться, когда в сердце героя поселяется любовь. В третьей главе волшебные чары соловьиного сада распространяются уже и за его ограду. «Знакомый, пустой, каменистый» путь начинает казаться лирическому герою поэмы «таинственным», так как приводит к манящей ограде. Розы из «Соловьиного сада» опускаются все ниже. Сердце подсказывает, что надо войти в сад и стать там желанным гостем.
В четвертой главе лирический герой наконец решается отворить прежде казавшиеся неприступными двери. И, к его удивлению, они открываются для него сами. Райское блаженство ожидает в саду лирического героя. Образ счастья рисуется в подчеркнуто романтических тонах: прохлада лилий, однозвучная
песня ручьев и сладкие трели соловьев, звон запястий и, наконец, ощущение опьянения вином и золотым огнем. Лирический герой забывает о своей работе, об оставленном за оградой осле.
Однако в пятой главе автор восклицает: «Заглушить рокотание моря Соловьиная песнь не вольна!». Эти строки подчеркивают суть блоковского понимания счастья. Никакое высшее наслаждение (даже любовь) не может заменить человеку ощущение выполненного долга, понимание того, что он находится на своем пути. «Соловьиная песнь» в данном контексте может восприниматься как символ мечты о личном счастье, о любви, о праздных утехах. «Море» же, как это и принято в классической литературе, символизирует жизнь в широком смысле, устоявшийся миропорядок. Если в первой главе поэмы, когда герой ломает скалы и перевозит их куски на осле к железной дороге, морс ведет себя благосклонно, мирно, начинается отлив, то в пятой главе оно рокочет, силясь быть услышанным. И душа лирического героя спешит на шум прибоя.
В шестой главе герой покидает спящую возлюбленную и идет на жалобные крики осла и мерные удары волн. Лишь шипы прекрасных роз. «точно руки из сада», пытаются удержать его.
В седьмой главе героя поэмы ждет тяжкая расплата за то, что он нарушил долг: морской прилив уничтожил его дом на берегу. Л его рабочее место занял другой человек. За кратковременное счастье пришлось заплатить всем, что имел. Это ответ на вопрос, поставленный в третьей главе поэмы: «Наказанье ли ждет иль награда. Если я уклонюсь от пути?».
Таким образом, основным композиционным приемом в поэме выступает антитеза, которая распространяется не только на организацию художественного пространства поэмы, но и на звуковые образы. Наряду с общефилософской трактовкой поэмы в критике существует мнение о том, что в ней содержится полемика Л.А. Блока со сторонниками «чистого искусства». В этой связи «Соловьиный сад» можно понимать как отказ от изображения проблем исторической реальности, уход в некое идеальное пространство и сужение задач современного автору искусства. 124
«Двенадцать»
Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу общественных перемен. Двусмысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истолковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под снегом скользкий и коварный), так и символически: в новую эпоху все стало зыбким, утрачены жизненные опоры.
Восприятие революционных контрастов простым народом показано на примере образа старушки, которая переживает, что на плакат нашелся такой огромный лоскут, а на портянки для ребят ткани нет. Мерзнет буржуй на перекрестке, грустит поп, барыня в каракуле падает на льду, писатель с длинными волосами рассуждает о гибели России, а бродяга хочет знать, что впереди.
Центральным образом второй главы становится образ свободы без креста. Поэт показывает анархические настроения солдат революции, готовых «пальнуть... в Святую Русь». Рубленый синтаксис поэмы, изобилие диалогов и реплик удачно передают фрагментарные зарисовки из жизни того времени.
В третьей главе слышны фольклорные мотивы, характерные для солдатских песен. Они передают и народное восприятие эпохи: за «сладкое житье» надо еще «буйну голову сложить».
В четвертой и пятой главах центральным становится образ распутной толстоморденькой Катьки, которая раньше гуляла с офицерьем, а теперь с солдатами. В шестой главе красноармейцы убивают Катьку: человеческая жизнь в революционную эпоху становится разменной монетой. В седьмой главе двенадцать солдат снова идут революционным шагом с ружьями в поисках врагов. «Лишь у бедного убийцы Не видать совсем лица», — пишет А.А. Блок. Этот образ обезличенного человека перекликается с образом главного героя в рассказе Е.И. Замятина «Дракон». Там солдат революции, готовый без колебаний пристрелить буржуйскую морду, тоже утрачивает лик человеческий. Он словно исчезает в тумане, и вместо него остается лишь форма (сапоги, шинель, картуз), пустая форма, свободная от содержания. Вскоре выясняется, что убивший Катьку Петруха когда-то любил ее, а убил он девушку сгоряча, из ревности. Так, под революционные порывы маскируются порой сугубо личные проблемы и поступки. Но Петруху никто не осуждает: «Не такое нынче время». Революционная эпоха вседозволенности, как убедительно показывает А.А. Блок, накладывает отпечаток на души людей. В вихре революционных событий без креста стираются порой грани между добром и злом, оправданной жестокостью и преступным деянием. Неприглядный образ восставшей голытьбы в финале седьмой главы поэмы рисуется как своеобразное предупреждение: «Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!».
В девятой главе буржуй на перекрестке сравнивается с голодным псом. Лишившись богатства и привилегий, целый класс российского общества оказался на перепутье.
Вьюга постепенно усиливается. Постоянно меняется ритм поэмы, отразивший переменчивый характер описываемой в ней эпохи. Сквозь агитационные лозунги первых лет советской власти явственно слышны грустные авторские раздумья: «...И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль». Ко всему готовы, Ничего не жаль...». В поэме явственно слышны религиозные мотивы. Двенадцать солдат революции уподобляются двенадцати апостолам. Красный флаг в последней главке назван кровавым. Именно его несет Иисус Христос, который «И за вьюгой невидим, И от пули невредим». Христос в блоковской поэме выступает не в терновом венце, а в белом венчике из роз. Он не покинул грешных бойцов революции, его нельзя убить или уничтожить, сорвав кресты. Двенадцать солдат прокладывают для России новый исторический путь. И Христос по-прежнему возглавляет его. Таким образом, рисуя революционные события в их мятежной, противоречивой и во многом трагической атмосфере, А.А. Блок все равно благословляет Россию на ее новом пути и надеется, что новый венок из роз принесет ей счастье и процветание.
С.А. ЕСЕНИН
«Береза»
Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.А. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.
Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза — традиционный в национальной культуре символ России, поэтому название художественного произведения расширяет его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное возвратным глаголом «принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.
Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
В стихотворении принципиально важна вторая строка («Под моим окном»), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.
Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.
Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой, но С.А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную выразительность.
К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и оригинальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Береза для С.А. Есенина — это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной — все самое светлое, чем живет человек в этом мире.
«Запели тесаные дроги»
В стихотворении «Запели тесаные дроги» проявился типичный для С.А. Есенина прием: развитие патриотической темы через пейзажную зарисовку, обращение к родине через любование ее богатейшей природой. В основе данного произ-
ведения лежит традиционный для русской классической поэзии путевой сюжет, где тема дороги связана с темой исторического пути России. Отсюда столь динамичное начало, воплощающее семантику движения:
Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты.
Дроги — простая повозка без кузова для езды в поле.
В произведении сильны также характерные для раннего творчества поэта религиозные мотивы. Часовни и колокольни — неотъемлемая часть типичного русского пейзажа, а вот определение «молитвословный» ковыль, несомненно, выступает средством создания возвышенного поэтического стиля. С.А. Есенин подчеркивает, что христианство для русского народа даже не столько философские убеждения, сколько традиционный уклад жизни, воспринимающийся как естественный, привычный, а потому «И на известку колоколен Невольно крестится рука».
В стихотворении необычайно много слов с семантикой настроения: «теплая грусть», «люблю до радости и боли», «озерная тоска», «холодная скорбь». Они призваны передать глубину патриотического чувства лирического героя, подчеркнуть эмоциональную насыщенность его переживаний.
Оксюморонно окрашенные душевные порывы («теплая грусть», «люблю до радости и боли») эффектно оттеняют сопряжения других контрастных образов в стихотворении. Часовни и кресты, например, напоминают о том, что душа человека возносится на небо, а тело уходит в землю. Примечателен также пейзаж в третьей строфе, построенный на цветовом контрасте: «малиновое поле И синь, упавшая в реку». Синь — одновременно и небо, отраженное в воде, и цвет чистой воды в реке. А эпитет «малиновое» к слову «поле» не столько отражает пышное и цветастое разнотравье родных полей, сколько призвано подчеркнуть возвышенное отношение к родине, на древний манер названной Русью, а не Россией, придать стихотворному повествованию большую значимость и торжественность. Малиновый цвет привносит праздничный оттенок. Известно, что он широко использовался в нарядном народном костюме. Синий и малиновый — яр-
5-10738 1ЛУ