Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста, уместным является использование изобразительно-выразительных средств языка – 1 балл.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 0,5 балла.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0 баллов.
Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 1 балл.
*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию соблюдение речевых норм.
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, не всегда уместное использование изобразительно-выразительных средств языка или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли, не всегда уместным является использование изобразительно-выразительных средств языка – 0,5 балла.
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи, не употребляются изобразительно-выразительные средства языка – 0 баллов.
Грамотность
соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет – 2 балла
допущено не более 2-х орфографических ошибок – 1 балл
допущено 3- 4 ошибки – 0,5 балла
допущено более 4-х ошибок – 0 баллов
соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет – 2 балла
допущены 1-3 ошибки – 1 балл
допущены 4-5 ошибок – 0,5 балла
допущено более 5 ошибок – 0 баллов
Соблюдение грамматических норм
грамматических ошибок нет – 1 балл
допущены 1–2 ошибки – 0,5 балла
допущено более 2-х ошибок – 0 баллов
Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки – 1 балл
допущено 2–3 ошибки – 0,5 балла
допущено более 3-х ошибок – 0 баллов
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
Основная:
Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная:
1. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 5 изд. – М.: Айрис-пресс, 2004 и любое последующее издание.
2. Токарева Т.Е. Русский язык в его функциональных разновидностях. – Учебник в 2-х частях. – Ч. 1, 2. – М.: ВУ, 2002.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ
1. ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный портал.
2. Gramma.ru: Культура письменной речи.
3. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.
4. Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете.
5. Словари и энциклопедии on-line: проект Academic.ru.
6. Словопедия: русские толковые словари.
7. Яндекс.Словари: Энциклопедии и справочники.
8. Аудиословарь «Русский устный».
ЛИТЕРАТУРА
Кандидат на поступление в Военный университет должен:
знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества литературных деятелей;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные понятия теории литературы;
уметь:
- передавать содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
- определять род и жанр произведения;
владеть:
- навыками сопоставления литературных произведений;
- навыками аргументированного выражения своего отношения к прочитанному произведению.
Понятие темы, идеи, проблематики, рода и жанра, сюжета и композиции литературного произведения
Диалектика содержания и формы в литературном произведении. Понятия идеи и темы литературного произведения. Фабула и сюжет литературного произведения. Основные элементы сюжетостроения. Понятие композиции литературного произведения. Основные элементы и типы композиционного строения.
Понятия литературного рода и жанра. Определения эпоса, лирики и драмы. Прозаические, лирические и драматические жанры. Проблема исторического развития литературных жанров. Жанровое многообразие литературных произведений.
Основы идейно-художественного анализа литературного произведения. Язык и стиль литературного произведения
Понятие художественного метода в литературе. Историческая обусловленность возникновения и развития художественных методов. Классификация художественных методов в литературе. Обусловленность художественного метода действительностью.
Понятие языка и стиля в литературе. Взаимосвязь понятий художественного метода и стиля. Изобразительно-выразительные средства литературы. Понятие о художественном образе. Специфика образного мышления.
Основы идейно-художественного анализа литературного произведения.