Смысловая целостность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста, уместным является использование изобразительно-выразительных средств языка – 1 балл.

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой целостностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста – 0,5 балла.

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки,
 и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста – 0 баллов.

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи – 1 балл.

*Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию соблюдение речевых норм.

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, не всегда уместное использование изобразительно-выразительных средств языка или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли, не всегда уместным является использование изобразительно-выразительных средств языка – 0,5 балла.

Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи, не употребляются изобразительно-выразительные средства языка – 0 баллов.

Грамотность

соблюдение орфографических норм

орфографических ошибок нет – 2 балла

допущено не более 2-х орфографических ошибок – 1 балл

допущено 3- 4 ошибки – 0,5 балла

допущено более 4-х ошибок – 0 баллов

соблюдение пунктуационных норм

пунктуационных ошибок нет – 2 балла

допущены 1-3 ошибки – 1 балл

допущены 4-5 ошибок – 0,5 балла

допущено более 5 ошибок – 0 баллов

Соблюдение грамматических норм

грамматических ошибок нет – 1 балл

допущены 1–2 ошибки – 0,5 балла

допущено более 2-х ошибок – 0 баллов

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки – 1 балл

допущено 2–3 ошибки – 0,5 балла

допущено более 3-х ошибок – 0 баллов

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

Основная:

Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная:

1. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 5 изд. – М.: Айрис-пресс, 2004 и любое последующее издание.

2. Токарева Т.Е. Русский язык в его функциональных разновидностях. – Учебник в 2-х частях. – Ч. 1, 2. – М.: ВУ, 2002.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ИСПЫТАНИЮ

1. ГРАМОТА.РУ: справочно-информационный портал.

2. Gramma.ru: Культура письменной речи.

3. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система.

4. Словари.ру: Русские словари. Лингвистика в Интернете.

5. Словари и энциклопедии on-line: проект Academic.ru.

6. Словопедия: русские толковые словари.

7. Яндекс.Словари: Энциклопедии и справочники.

8. Аудиословарь «Русский устный».


ЛИТЕРАТУРА

Кандидат на поступление в Военный университет должен:

знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества литературных деятелей;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные понятия теории литературы;

уметь:

- передавать содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

- определять род и жанр произведения;

владеть:

- навыками сопоставления литературных произведений;

- навыками аргументированного выражения своего отношения к прочитанному произведению.

Понятие темы, идеи, проблематики, рода и жанра, сюжета и композиции литературного произведения

Диалектика содержания и формы в литературном произведении. Понятия идеи и темы литературного произведения. Фабула и сюжет литературного произведения. Основные элементы сюжетостроения. Понятие композиции литературного произведения. Основные элементы и типы композиционного строения.

Понятия литературного рода и жанра. Определения эпоса, лирики и драмы. Прозаические, лирические и драматические жанры. Проблема исторического развития литературных жанров. Жанровое многообразие литературных произведений.

Основы идейно-художественного анализа литературного произведения. Язык и стиль литературного произведения

Понятие художественного метода в литературе. Историческая обусловленность возникновения и развития художественных методов. Классификация художественных методов в литературе. Обусловленность художественного метода действительностью.

Понятие языка и стиля в литературе. Взаимосвязь понятий художественного метода и стиля. Изобразительно-выразительные средства литературы. Понятие о художественном образе. Специфика образного мышления.

Основы идейно-художественного анализа литературного произведения.

Наши рекомендации