Милосердие ( отсутствие милосердия)В. П. Астафьев «Людочка»
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИМЕРЫ
Честь, благородство
Пушкин Капитанская дочка«Береги честь смолоду» - это эпиграф к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Каждое слово из этого эпиграфа имеет глубокий смысл. Береги - значит храни, не теряй в течение всей жизни. Невозможно подобрать только одно определение слову «честь». В словаре Ожегова дано объяснение: «честь - достоинство, высокое общественно-моральное состояние, которое вызывает общее уважение, целомудрие, непорочность, уважение.» Сразу же вспоминается герой Пушкина – Петр Гринев. Отправляясь на службу, он получил приказ от своего отца: «… служи верно, кому клялся; слушайся начальников. За их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся.» Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил совет отца. Читая повесть, следишь за становлением характера, за теми испытаниями, которые выпали на его долю ( можно рассказать). И во всех испытаниях, которые выпали на долю Гринёва, что понятие «честь» для молодого офицера – дворянина стало в жизни важнее всего. Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасовал.
Милосердие ( отсутствие милосердия)В. П. Астафьев «Людочка»
Героиня- деревенская девушка, не очень хорошо училась в школе, испытывала трудности в общении, терпела скандалы и побои отца пьяницы. Но пришло время, и Людочка приехала в город работать. Устроившись в парикмахерскую, девушка живёт у старой мастерицы, Гавриловны, во всём ей помогает: моет полы, стирает бельё, втирает ей в ноги мазь ( У Гавриловны болели от работы ноги). Но однажды в небольшой городок возвращается уголовник Стрекач, который жил по принципу «всё дозволено». Над Людочкой жестоко надругались,и страшно не то, что Стрекач остался без наказания за свое преступление, страшно то, что девушка, мучаясь, не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасательным, и она покончила с собой.
МилосердиеМ.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Милосердие часто стучится в человеческие сердца. Главная героиня книги Маргарита бескорыстно просит Воланда помиловать несчастную Фриду, а не спрашивает о судьбе Мастера, хотя только ради этого принесла себя в жертву.
ДОБРОТА В. Распутин «В ту же землю»
Как жить? Ответ прост. Спасти мир может только доброта. Распутин пишет о Таньке, неродной внучке главной героини, которая в горькую минуту захочет быть родной, быть вместе. Именно она, девочка, предлагает Пашуте открыть дверь в комнату, где лежит умершая старенькая бабушка: «Она там совсем одна». Может быть, в этом выход – открыть двери своей души навстречу добру, близким людям, живым и мертвым?
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
Люди в течение жизни постоянно решают важные для них вопросы, делают выбор. Самый трудный диалог человек ведет с самим собой: кого любить, с кем дружить, кем быть, как поступить.
В небольшой повести известного писателя Фазиля Искандера "Морской скорпион" один из персонажей замечает, что часто человек делает выбор между личной выгодой и порядочностью. Герой говорит, что " настоящий, порядочный человек не шагает по жизни, а идет балансируя. В балансирующем движении есть и возможность падения, и сила, останавливающая от него". В этом движении и заключается образ личности, побеждающей или не побеждающей собственную низость.
Тема нравственного выбора - одна из важнейших в литературе. Так, Ромашов, персонаж романа В. Каверина "Два капитана", - это образец человека, который даже не пытается балансировать: все его поступки - цепь подлостей, предательств во имя собственной выгоды. В школьные годы он ловил лягушек и за деньги сдавал в лабораторию на опыты, подсчитывая барыши. В юности подличал, собирая компромат на своего учителя. На войне предал, бросил умирающего товарища. Образ личности четко определен: негодяй, живущий по эгоистичным законам: все для себя и во имя себя.
Настоящий герой романа Санька Григорьев прошел трудный путь, но остался верен своим идеалам, своей мечте, своей любви. Многое могло бы сломить его, но Санька верил в справедливость, в людей, в себя. У него была та нравственная страховка, которая всегда удерживала на высоте мысли и поступки. Поэтому Александр Григорьев добивается цели: находит пропавшую экспедицию капитана Татаринова и сам становится замечательным летчиком.
Кажется, что в литературе авторы описывают какие-то ключевые, судьбоносные ситуации, а в жизни все проще. Но нравственный выбор линии нашего поведения проявляется именно в бытовых ситуациях. Такая житейская ситуация встречается в уже упомянутой повести "Морской скорпион". Герой по имени Сергей случайно увидел письмо, написанное знакомым почерком. Именно потому, что почерк был до удивления знаком, Сергей прочел последние фразы, из которых узнал, что любимая девушка его обманывает. Велико было желание прочитать все письмо. Но привычка "не читать чужих писем" удержала от неблаговидного поступка. Как много в нашей жизни подобных ситуаций.
Каждую минуту, каждый день совершая то или иное действие, мы остаемся на такой нравственной высоте, которая измеряется высотой или низостью содеянного. Порядочность, чувство собственного достоинства - это ориентиры, помогающие человеку удержаться от падения и пройти над бездной эгоизма и подлости.
Взаимопонимание в семье
А.П.Платонов «Третий сын»
Отношения в семье - это, по- моему, самое главное, что может быть в жизни человека. Место жительства можно сменить, профессию выбрать другую, друзья могут предать, и только семья остаётся для человека и опорой, и подмогой, и преградой от невзгод, и поддержкой. И, как мне кажется, что всему мы учимся в семье, всё, чего мы достигли – это результат воспитания. Очень жаль, что бывает так, что между родными, близкими людьми возникает непонимание. В произведении Андрея Платонова «Третий сын» рассказывается о том, что в городе умирает старуха, её муж вызывает телеграммой шестерых сыновей. Сыновья приезжают, участвуют в панихиде, а на следующий день хоронят мать. Сыновья – это громадные мужчины в возрасте от 20 до 40 лет. Два моряка, физик, артист, студент (агроном), начальник цеха аэропланового завода с орденом на груди «за свое рабочее достоинство». Это были настоящие мужчины. Целый «строй», «гвардию» подарила стране мать. Днем, собравшись у гроба матери, сыновья чувствуют отчаяние, испытывают одиночество и страх, неудобство и стыд, особенно, когда появляется поп. А ночью же эти чувства сменяются другими, братья, общаясь друг с другом, громко говорят, смеются, поют, видимо, потому что все братья любили друг друга и радовались своему свиданию.
Читателю вполне понятно чувство обиды старика и испуг внучки. Но тревога охватывает, когда понимаем: «Уже много лет не съезжались они вместе, и в будущем неизвестно, когда ещё съедутся. Может, только на похороны отца?» Если они так любят друг друга, прочему не захотели встретиться при других обстоятельствах? Рассказ называется «Третий сын», так как именно слова третьего сына заставили умолкнуть смех и даже пение в соседней с гробом комнате, а затем его обморок над гробом матери позволил братьям переосмыслить что-то и остро почувствовать потерю. Но не только с ним связаны надежды автора, а с маленькой девочкой – его дочкой, которая никогда не видела своих бабушку и дедушку, а теперь, лежа на кровати в той же комнате, где стоит гроб, произносит единственно верные слова: «Мне бабушку жалко.. Все живут, а она одна умерла».
Рассказ заканчивается похоронами, но если отец в начале рассказа горевал, плакал, то в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего.
НЕБЛАГОДАРНЫЕ ДЕТИ
Валентин Распутин « Последний срок »
Ради собственных интересов люди, для которых мать принесла в жертву свою жизнь, отказались от того, что делает человека человеком — добра, гуманности, сострадания, любви. Смертью, а вернее, — жизнью главной героини проверяются ее дети. Для них смерть матери — высокая трагедия, так как мать уходит из жизни, отдав им все. Для автора же трагедия (или драма) то, что дети ее — Люся, Варвара, Илья, Михаил — не выдержали проверки на человечность. Суровым приговором завершается эта столь скромная по жизненному материалу повесть. Страшно читать о том, как совестится мать, тихо радуясь вместе с тем последнему счастью, совестится того, что держит детей всех тут, отрывая от их важных дел. Как будто могут у них быть дела более важные.
Самое страшное — в тех наигранных, лживых словах, с которыми прощаются дети с матерью, в глубине души зная, что это последние слова: «И не обижайся на нас. Так надо». Надо не по закону человечности, а по закону суеты. Но душенной тупости, внутренней черствости, а проще — недостатку доброты.
«Выздоравливай, мама. И не думай ни о какой смерти».
Ночью мать умерла.
Хорошо дать вместе с повестью Константина Паустовского «Телеграмма»
Французский писатель, Ги де Мопасан писал: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери». Равнодушие – это, думаю, самое страшное, что может случиться между близкими людьми.
Бывает так, что дети безразличны к собственным родителям, нуждающимся в их любви, внимании и заботе. В произведении «Телеграмма» Константин Паустовский рассказывает о трудолюбивой, талантливой, увлечённой Насте, которая живет в Ленинграде и время от времени получает письма от старой матери, Катерины Петровны, живущей в селе Заборье. Настя не приезжала к матери, не писала писем, а только пересылала раз в три месяца перевод в 200 рублей. Но с каждым годом Катерине Петровне становилось хуже, и тогда старая женщина написала дочери и попросила приехать. Увлечённая устройством выставки скульптора Тимофеева, Настя не хотела думать о тесных электричках, о плохой и долгой дороге, о скучных разговорах матери о здоровье и быте. Скомканное письмо пролежало в сумочке до открытия выставки, а потом Настя получила телеграмму, где было сказано «Катя умирает», и теперь Настя не сразу поняла, что произошло. Она не успела к матери, не успела на похороны. Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную тёмную комнату, из которой ушла жизнь. В этой комнате Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины. Как жить дальше с этим грузом? И теперь никакими заслугами, никакими похвалами не искупить Насте этого греха.
Я считаю, что любовь к родителям – основа всех добродетелей. И никакие споры и разногласия не разрушат семью, если в ней царит любовь.
Дело всей жизни
Еще Николай Лесков в повести «Левша» описал тип человека, для которого служение делу важнее личных интересов. Этот тульский ремесленник вместе с двумя другими своими земляками вызывается поддержать честь России и починить английскую блоху. Мастера не только блестяще справляются со своей задачей, но еще и подковывают иностранную диковинку. Работа тульских мастеров искусна, рассмотреть блоху можно только через самый сильный «мелкоскоп».
С точки зрения обывателя, Левша - довольно непрактичный человек. Таких, как он, в народе называют бессребрениками. Англичане, восхищаясь талантом мастера, предлагают ему остаться жить в комфорте и сытости, но Левша решает возвратиться на Родину. По дороге домой он простывает и умирает в одной из больниц Петербурга. Но даже перед смертью Левша не забывает об интересах России и просит передать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся».
В конце повествования автор пишет, что «имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи».
Гармония в семье
Пример таких гармоничных отношений можно найти в литературе. Для Льва Толстого семья — это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких. Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и различными укладами жизни. Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость.
Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты «для званых и незваных». В этой семье никто не руководствуется холодными соображениями: непосредственное чувство радости и любви вырывается беспрепятственно наружу.
Ростовы живут чувством, а не умом. Это выражается и в восторженном, ребяческом поклонении Николая императору Александру, и в опрометчивости, импульсивности некоторых поступков Наташи, и в слишком легком отношении к жизни почти разоренного старого графа Ростова. Очень трогательны отношения между членами семьи, когда старая графиня потеряла рассудок от горя после гибели сына, а Наташа разделяет горе с матерью, помогает ей справиться с отчаяньем. Три недели Наташа, забыв о себе, не отходила от матери, спала в ее комнате, кормила мать, постоянно разговаривала с ней, поддерживая своим дочерним теплом. И уже на последних страницах романа Толстой любуется большой, дружной, по-настоящему сплоченной семьей породнившихся между собой Ростовых и Болконских, тем уютом, взаимопониманием, которые царят в их доме. Им так хорошо всем вместе: Наташе, ее матери, Пьеру, Марье, Николаю и Соне.
Семья в понимании Толстого – нравственный ориентир, которым должен дорожить человек, и семья, если, конечно, она настоящая, всегда придет на помощь. Я соглашусь с мнением писателя, потому что без семьи человек не может жить, тяжело человеку без своих корней.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИМЕРЫ
Честь, благородство
Пушкин Капитанская дочка«Береги честь смолоду» - это эпиграф к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Каждое слово из этого эпиграфа имеет глубокий смысл. Береги - значит храни, не теряй в течение всей жизни. Невозможно подобрать только одно определение слову «честь». В словаре Ожегова дано объяснение: «честь - достоинство, высокое общественно-моральное состояние, которое вызывает общее уважение, целомудрие, непорочность, уважение.» Сразу же вспоминается герой Пушкина – Петр Гринев. Отправляясь на службу, он получил приказ от своего отца: «… служи верно, кому клялся; слушайся начальников. За их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отказывайся.» Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил совет отца. Читая повесть, следишь за становлением характера, за теми испытаниями, которые выпали на его долю ( можно рассказать). И во всех испытаниях, которые выпали на долю Гринёва, что понятие «честь» для молодого офицера – дворянина стало в жизни важнее всего. Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасовал.
Милосердие ( отсутствие милосердия)В. П. Астафьев «Людочка»
Героиня- деревенская девушка, не очень хорошо училась в школе, испытывала трудности в общении, терпела скандалы и побои отца пьяницы. Но пришло время, и Людочка приехала в город работать. Устроившись в парикмахерскую, девушка живёт у старой мастерицы, Гавриловны, во всём ей помогает: моет полы, стирает бельё, втирает ей в ноги мазь ( У Гавриловны болели от работы ноги). Но однажды в небольшой городок возвращается уголовник Стрекач, который жил по принципу «всё дозволено». Над Людочкой жестоко надругались,и страшно не то, что Стрекач остался без наказания за свое преступление, страшно то, что девушка, мучаясь, не находит сочувствия ни у матери, ни у Гавриловны. Человеческий круг не стал для героини спасательным, и она покончила с собой.
МилосердиеМ.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Милосердие часто стучится в человеческие сердца. Главная героиня книги Маргарита бескорыстно просит Воланда помиловать несчастную Фриду, а не спрашивает о судьбе Мастера, хотя только ради этого принесла себя в жертву.