Творчество Т.Толстой в контексте русского постмодернизма
1. Специфика русского постмодернизма (предпосылки возникновения, основные особенности, современные представители).
2. Творчество Т.Толстой. Общая характеристика основных сборников писательницы («На золотом крыльце сидели», «Любишь – не любишь», «Река Оккервиль», «Ночь», «День»). Сюжеты, герои, особенности композиции.
3. Основные черты поэтики прозы Т.Толстой.
4. Интертекстуальность прозы Т.Толстой.
5. Роман Т.Толстой «Кысь» в контексте русского постмодернизма. Споры о романе в критике.
6. Роман «Кысь» как пример «лингвистической фантастики». Язык и стиль романа.
Литература:
1. Бондаренко В. Мой «бест»иарий // День литературы. – 2001. - № 6 (57).
2. Вайль П., Генис А. Городок в табакерке // Звезда. - 1990. - № 8.
3. Ефимова Н. Мотив игры в произведениях Л.Петрушевской и Т.Толстой // Вестник МГУ. Сер. 9. - 1998. - № 3.
4. Ерофеев В. Русские цветы зла // Русские цветы зла: Сб. / Сост. В. Ерофеев. - М., 2001.
5. Жолковский А. В минус первом и минус втором зеркале: Т.Толстая, В.Ерофеев – ахматовиана и архетипы // Литературное обозрение. – 1995. - № 6.
6. Иванова Н. О романе «Кысь» // Известия. - 2000. - 31 октября.
7. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М., 1998.
8. Корсаков Д. Мясо черного зайца не по зубам Букеровскому жюри? // Комсомольская правда. – 2001. - 8 декабря.
9. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. – 1992. - № 2.
10. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: Учебное пособие в 3-х кн. - М., 2001.
11. Михайлов А. О рассказах Т.Толстой // Толстая Т. На золотом крыльце сидели. - М., 1987.
12. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. - М., 1999.
13. Тух Б. Внучка двух классиков. Но дело не в этом: Татьяна Толстая // Тух Б. Первая десятка современной русской литературы: Сб. очерков. - М., 2002.
14. Шафранская Э. Роман Т.Толстой «Кысь» глазами учителя и ученика: Мифологическая концепция романа // Русская словесность. – 2002. - № 1.
Практическое занятие №11
Массовая культура и литература
1.Понятие массовая культура, её происхождение.
2. Коммерциализация писательской деятельности.
3. Феномен "глянцевого писателя".
4. Жанры массовой литературы.
5. Массовая литература на Западе.
6. Аспекты массовой литературы в России в XIX веке.
7. Современная массовая культура и литература в России
Литература:
1. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема. Для кого? // Новое литературное обозрение, 1996, № 22.
2. Достоевский Ф.М. Книжность и грамотность. Статья вторая // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. – Л., 1979. – Т. 19. – С. 24-53.
3. Зверев А. Что такое «массовая литература»?//Лики массовой литературы США. М., 1991. С. 33—34.
4. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М Избранные статьи. Т. 3. Таллинн, 1994.
5. Массовая литература // Краткая литературная энциклопедия, т. 9, М., 1978.
6. Мельников Н.Г. Массовая литература // Русская словесность.- М., 1998.
7. Пульхритудова Е.М. Литература, беллетристика и паралитература // Теория литературы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С.10-29.
8. Фёдорова Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты // Русская и сопоставительная филология. Взгляд молодых. – Казань, 2003. – С. 203-209.
9. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – 397 с.
10. Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005, с. 152-178.
Практическое занятие № 12
Поэма В.Ерофеева «Москва – Петушки» (2 ч.)
Задание:
Подготовить сообщение «Жизненный и творческий путь В.Ерофеева»
План
1.История создания поэмы. Жанровое своеобразие произведения
2.Образ главного героя поэмы.
3.Мотив дороги в контексте литературных традиций.
4.Библейские аллюзии и реминисценции в поэме.
5.Смысл соотношения «высокого» и «низкого» в поэме.
6.Своеобразие финала произведения.
7.Язык и стиль произведения
Литература:
1. Вайль П., Генис А. Страсти по Ерофееву // Книжное обозрение. 1992. 14 февр.
2. Васюшкин А. Петушки как второй Рим?// Звезда. 1995. № 12.
3. Генис А. Беседы о новой словесности. Венедикт Ерофеев// Звезда. 1997. № 6.
4. Замятин Д. Ю., или Топогарфия Вени Ерофеева? Эссе// Новая юность. № 19-20 (4-5. 1996).
5. Звонникова Л. «Москва - Петушки» и прочие: Попытка интерпретации// Знамя. 1996. № 8.
6. Левин Ю. Классические традиции в «другой» литературе: Венедикт Ерофеев и Федор Достоевский // Литературное обозрение. 1992. № 2.
7. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалоги с Хаосом: Заметки о классике, Венедикте Ерофееве, поэме «Москва - Петушки» и русском постмодернизме// Знамя. 1992. № 8.
8. Служевская И. Последний юродивый // Слово. 1991. № 10.
9. Художественный мир Венедикта Ерофеева: Сб. статей. Под ред. К.Ф. Серова. Саратов, 1995.
10. Поэма Вен. Ерофеева «Москва–Петушки» как образец прозы второй половины XX века // http://www.gramotey.com
Практическое занятие № 13