Чтение стихотворения С. Михалкова «Цирк»
Актуальность
Нами была выбрана тема данного проекта «Мир прозы и поэзии для детей дошкольного возраста»; чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению.
Дошкольный возраст – неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности. Этот возраст сенситивен для речевого и сенсорного развития. Потери в развитии ребенка в это время невосполнимы, и это накладывает огромную ответственность на родителей, воспитателей.
Грамотное и психологическое сопровождение ребенка в этот период позволяет максимально использовать ресурсы развития ребенка и обеспечить благополучное и полноценное развитие. Ребенок сам является творцом своей личности, в нем заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослых – только помочь ребенку действовать самостоятельно, создавая условия и окружающую среду.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций.
1. Познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.
2. Воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с людьми. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или не хотел воспринять от родителей.
Следует отметить возможный вклад чтения детям в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка:
Потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения.
Потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого.
Совместное чтение книг с детьми, обыгрывание литературных произведений, отображение прочитанного в художественной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.
Помимо духовного просвещения есть еще и прагматическая необходимость в чтении книг. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи.
Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но и думать грамотно.
Во-вторых, каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.
Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает семью.
Особенностью построения образовательно – воспитательного процесса на основе проектной деятельности в группе дошкольного возраста является:
1 Интеграция видов деятельности (речевое и познавательное развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие).
2. Непосредственно – образовательная деятельность в ходе реализации проекта целиком проходит в форме игры, что приближает учебную задачу к интересам самого ребенка.
3. В процессе проведения проекта максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
4. Вся работа по проекту строится на совместной деятельности взрослых и детей.
5. Постоянное сотворчество взрослого и ребенка.
6. Учет неравномерности развития детей и опора на имеющие у каждого ребенка возможностей.
7. Постоянная действенная поддержка взрослого, доброжелательность.
8. Эмоциональная включенность детей и поддержка их интереса к тому, что они делают, уважение к выбору самого ребенка (н/п выполнение или не выполнение предлагаемого и т. п.).
9. В проекте увеличивается доля участия взрослых (родители, педагоги и сотрудники ДОУ).
Формы работы по проекту
Чтение художественных произведений.
Беседы и рассуждения с детьми.
Чтение, инсценировка художественных произведений, рассматривание иллюстраций.
Дидактические и настольные игры: «Узнай по описанию»; «Когда это бывает?»; «Чудесный мешочек».
Игровые упражнения, ролевые игры.
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация.
Деятельность детей
Знакомство детей с новыми литературными произведениями, чтение, показ-инсценировка знакомых стихов. Просмотр кукольных спектаклей и инсценировок.
Изготовление поделок, рисунков к произведению. Формирование основ коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами литературных произведений, участие в совместных играх, умение изображать характерные особенности поведения персонажей.
Деятельность родителей
Формировать у родителей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.
Анкетирование родителей «Читаем вместе».
Выставка «Любимая книжка моего ребенка»; заполнение странички в альбоме «Любимые герои сказок», «Любимые книжки и игрушки ребенка», «Любимые стихи ребенка».
Выставка творческих работ, выполненных родителями вместе с детьми на тему «Самая интересная книжка».
Экскурсию-знакомство в Детскую библиотеку.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
Рекомендации по ознакомлению и чтению художественной литературы для детей раннего возраста, исходя из возрастных особенностей детей.
Деятельность педагога
Подбор экспонатов, игрушек, дидактических игр и пособий.
Подбор методической и художественной литературы.
Составление тематического планирования на неделю.
Проведение познавательных занятий, с целью обогащения знаний детей, побуждения желания принимать активное участие в данном проекте.
Принципы реализации проекта
- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход к детям.
Этапы реализации проекта
План проведения Книжной недели
Понедельник
Утро
Сюрпризный момент. Вносится игрушки два гнома с веселым и грустным настроением
Чтение стихов, выполнение двигательного упражнения «Гном».
Цель: поднять эмоциональный настрой и мышечный тонус, сформировать эмпатию
Гномы рассказывают о своих друзьях, больной кукле, косолапом мишке, который не умел здороваться и пр.
Речевое развитие«Разноцветное настроение»
Цель: развиваем интерес к художественной литературе и умение ориентироваться по содержанию знакомых произведений.
Чтение стихотворений из цикла «Веселые диалоги»: С. Черный «Скрут», «Кто?»; А. Введенский «Сны» (отрывок); Б. Заходер «Еж»; В. Берестов «Больная кукла».
Чтение стихотворения П. Нефедова «Здравствуйте».
Цель: познакомить детей с новым произведением; воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов.
Рассматривание любимых книжек с называнием в них картинок. В свободной деятельности самостоятельное выкладывание детьми на фланелеграф эмоциональных состояний
Игровая ситуация о правилах вежливого поведения, приветствия друг друга по стихотворению С. Маршака «Урок вежливости»
Раскрашивание цветными карандашами ладошек.
Прощание с гномами, они оставляют свой телефон, чтобы дети смогли к ним позвонить, когда захотят с ними встретиться.
Вечер
Раздается звонок телефона. Воспитатель от своего лица ведет разговор по телефону.
Чтение инсценировка стихотворение К. Чуковского «Телефон»
Цель: развиваем умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы по содержанию, договаривать строчки стихотворения.
Художественное творчество.Лепка «Телефон».
Цель: развивать у детей интерес к лепке; учить находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
Предлагаем детям позвонить по телефону, набрать номер.
Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей», с рассматриванием иллюстраций
Цель: развиваем слуховое восприятие. Формируем умение внимательно слушать, анализировать поведение героев произведения, воспринимать материал на слух, находить и называть животных на картинках, желания разучивать наизусть понравившиеся стихи.
Подвижная игра «Птички»
Цель: умение выполнять движения под музыкальное сопровождение.
Вторник
Утро
В гости к детям пришла кукла Катя и привела с собой свои любимые игрушки (резиновый ежик, плюшевый мишка, пластмассовый котенок и др.).
Воспитатель от лица куклы рассказывает, как она сходила в цирк.
Познание.Математическое развитие «Катя в цирке»
Цели: учить детей создавать и изменять группы предметов путём увеличения и уменьшения их количества, сопровождая действия словами много и один; ввести в словарь понятия «много» и «один».
Вечер
Воспитатель за ширмой проигрывает на некоторых инструментах, предлагает детям догадаться, откуда берутся звуки.
Мир музыки.Чтение стихотворений В. Степанова «Кто играет на гармошке».
Цель: Раскрыть содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методические приёмы «обыгрывания» действий.
Познание. Окружающий мир. Игра знакомство детей с музыкальными инструментами «Что как звучит».
Цель: помочь запомнить и употреблять в речи названия музыкальных инструментов, действий, качеств. Развиваем фонематический слух.
Игра «Угадай, как звучит» (где играет)
Обучение игре на музыкальных инструментах, развитие чувства ритма.
Пластилинография «Дудочка»
Цель: продолжать учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями обеих рук.
Среда
Утро
Музыкальная гимнастика «Путешествие в сказку»
Выставление ширмы с изображением иллюстраций к сказкам.
Речевое развитие «Литературный калейдоскоп» (Чтение стихотворения Ю. Мориц «Песенка про сказку; В. Берестов «Здравствуй сказка»)
Цели: учить малышей слушать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно называть их; закреплять правильное произношение звуков.
В гости к детям прилетела стрекоза, божья коровка, муравей, которые хотят рассказать свою сказку.
Сказки Пивоварова И. «Стрекоза и зеркало», «Черные пятнышки», «Один за всех».
Вечер
В группе появляется новая большая машина, загруженная строительным материалом (игровой конструктор).
Четверг
Утро
Появление куклы, одетой в костюм весны.
Вечер
Мир музыки
Прослушивание аудиозаписей со звуками природы, пением птиц.
В группе на лампе подвешивается игрушечная птичка (из серии Народные промыслы).
Иллюстрации с изображением птиц, игрушки птицы, изображение птиц на фланелеграф.
Игра «Составь птицу»
Чтение стихотворений из цикла «Птичья семейка»:
В.Жуковский «Жаворонок»;А. Блок «Ворона»;С. Черный «Воробей»;
М. Бородицкая «Вот такой воробей»;Б. Заходер «Ласточка», «Сова».
Цели: познакомить со стихотворениями о птицах; помочь понять содержание; побуждать малышей принимать участие в чтении.
Подвижная игра «Солнышко и дождик» (по стихотворению В. Берестова «Тучка»)
Цель: развитие игровых, двигательных и творческих способностей, побуждать к двигательной активности.
Путешествие – экскурсия вместе с родителями в детскую библиотеку.
Пятница
Утро
Организация выставки книжек-игрушек, любимых детских книжек. Рассматривание, рассказ о том, как придумывается книжка.
Раздается мяуканье котят, которые мешают заниматься детям.
Физическое развитиеРазвитие движений «Веселые котята»
Цель: вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; развитие произвольности и самостоятельности.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Котята».
Цель: учить слушать небольшое по объёму художественное произведение; вызвать эмоциональный отклик при общении с игровым персонажем.
В. Берестов «Котенок», «Котофей» (выполнение движений в соответствии со словами стихотворения) А. Кондратьев «Котенок».
Выполнение гимнастики в соответствии со словами стихотворения В. Левина «Три кота».
Вечер
Актуальность
Нами была выбрана тема данного проекта «Мир прозы и поэзии для детей дошкольного возраста»; чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению.
Дошкольный возраст – неповторимый и очень важный период в жизни человека, в это время закладывается фундамент будущей личности. Этот возраст сенситивен для речевого и сенсорного развития. Потери в развитии ребенка в это время невосполнимы, и это накладывает огромную ответственность на родителей, воспитателей.
Грамотное и психологическое сопровождение ребенка в этот период позволяет максимально использовать ресурсы развития ребенка и обеспечить благополучное и полноценное развитие. Ребенок сам является творцом своей личности, в нем заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослых – только помочь ребенку действовать самостоятельно, создавая условия и окружающую среду.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций.
1. Познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.
2. Воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с людьми. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или не хотел воспринять от родителей.
Следует отметить возможный вклад чтения детям в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка:
Потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения.
Потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого.
Совместное чтение книг с детьми, обыгрывание литературных произведений, отображение прочитанного в художественной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.
Помимо духовного просвещения есть еще и прагматическая необходимость в чтении книг. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи.
Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но и думать грамотно.
Во-вторых, каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.
Любовь к чтению, привитая с детства, сопровождает человека на протяжении всей жизни. Огромную роль здесь играет совместное чтение. Читать ребенку необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает семью.
Особенностью построения образовательно – воспитательного процесса на основе проектной деятельности в группе дошкольного возраста является:
1 Интеграция видов деятельности (речевое и познавательное развитие, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие).
2. Непосредственно – образовательная деятельность в ходе реализации проекта целиком проходит в форме игры, что приближает учебную задачу к интересам самого ребенка.
3. В процессе проведения проекта максимально используются все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
4. Вся работа по проекту строится на совместной деятельности взрослых и детей.
5. Постоянное сотворчество взрослого и ребенка.
6. Учет неравномерности развития детей и опора на имеющие у каждого ребенка возможностей.
7. Постоянная действенная поддержка взрослого, доброжелательность.
8. Эмоциональная включенность детей и поддержка их интереса к тому, что они делают, уважение к выбору самого ребенка (н/п выполнение или не выполнение предлагаемого и т. п.).
9. В проекте увеличивается доля участия взрослых (родители, педагоги и сотрудники ДОУ).
Формы работы по проекту
Чтение художественных произведений.
Беседы и рассуждения с детьми.
Чтение, инсценировка художественных произведений, рассматривание иллюстраций.
Дидактические и настольные игры: «Узнай по описанию»; «Когда это бывает?»; «Чудесный мешочек».
Игровые упражнения, ролевые игры.
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация.
Деятельность детей
Знакомство детей с новыми литературными произведениями, чтение, показ-инсценировка знакомых стихов. Просмотр кукольных спектаклей и инсценировок.
Изготовление поделок, рисунков к произведению. Формирование основ коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами литературных произведений, участие в совместных играх, умение изображать характерные особенности поведения персонажей.
Деятельность родителей
Формировать у родителей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.
Анкетирование родителей «Читаем вместе».
Выставка «Любимая книжка моего ребенка»; заполнение странички в альбоме «Любимые герои сказок», «Любимые книжки и игрушки ребенка», «Любимые стихи ребенка».
Выставка творческих работ, выполненных родителями вместе с детьми на тему «Самая интересная книжка».
Экскурсию-знакомство в Детскую библиотеку.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
Рекомендации по ознакомлению и чтению художественной литературы для детей раннего возраста, исходя из возрастных особенностей детей.
Деятельность педагога
Подбор экспонатов, игрушек, дидактических игр и пособий.
Подбор методической и художественной литературы.
Составление тематического планирования на неделю.
Проведение познавательных занятий, с целью обогащения знаний детей, побуждения желания принимать активное участие в данном проекте.
Принципы реализации проекта
- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;
- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход к детям.
Этапы реализации проекта
План проведения Книжной недели
Понедельник
Утро
Сюрпризный момент. Вносится игрушки два гнома с веселым и грустным настроением
Чтение стихов, выполнение двигательного упражнения «Гном».
Цель: поднять эмоциональный настрой и мышечный тонус, сформировать эмпатию
Гномы рассказывают о своих друзьях, больной кукле, косолапом мишке, который не умел здороваться и пр.
Речевое развитие«Разноцветное настроение»
Цель: развиваем интерес к художественной литературе и умение ориентироваться по содержанию знакомых произведений.
Чтение стихотворений из цикла «Веселые диалоги»: С. Черный «Скрут», «Кто?»; А. Введенский «Сны» (отрывок); Б. Заходер «Еж»; В. Берестов «Больная кукла».
Чтение стихотворения П. Нефедова «Здравствуйте».
Цель: познакомить детей с новым произведением; воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами и строчками стихов.
Рассматривание любимых книжек с называнием в них картинок. В свободной деятельности самостоятельное выкладывание детьми на фланелеграф эмоциональных состояний
Игровая ситуация о правилах вежливого поведения, приветствия друг друга по стихотворению С. Маршака «Урок вежливости»
Раскрашивание цветными карандашами ладошек.
Прощание с гномами, они оставляют свой телефон, чтобы дети смогли к ним позвонить, когда захотят с ними встретиться.
Вечер
Раздается звонок телефона. Воспитатель от своего лица ведет разговор по телефону.
Чтение инсценировка стихотворение К. Чуковского «Телефон»
Цель: развиваем умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы по содержанию, договаривать строчки стихотворения.
Художественное творчество.Лепка «Телефон».
Цель: развивать у детей интерес к лепке; учить находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
Предлагаем детям позвонить по телефону, набрать номер.
Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей», с рассматриванием иллюстраций
Цель: развиваем слуховое восприятие. Формируем умение внимательно слушать, анализировать поведение героев произведения, воспринимать материал на слух, находить и называть животных на картинках, желания разучивать наизусть понравившиеся стихи.
Подвижная игра «Птички»
Цель: умение выполнять движения под музыкальное сопровождение.
Вторник
Утро
В гости к детям пришла кукла Катя и привела с собой свои любимые игрушки (резиновый ежик, плюшевый мишка, пластмассовый котенок и др.).
Воспитатель от лица куклы рассказывает, как она сходила в цирк.
Познание.Математическое развитие «Катя в цирке»
Цели: учить детей создавать и изменять группы предметов путём увеличения и уменьшения их количества, сопровождая действия словами много и один; ввести в словарь понятия «много» и «один».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Цирк»
Цель: учить слушать и понимать содержание стихотворения, договаривать слова; формировать познавательную активность, желание включаться в процесс выкладывания персонажей на фон.
Пока ребята занимались, игрушки куклы спрятались. Ребятам предлагается вспомнить, какие игрушки принесла кукла.
Закрепление раннее изученных стихотворений и умения самостоятельно их рассказывать из цикла А. Барто «Игрушки»
Когда игрушки нашлись, кукла предлагает с ними подружиться.