Характеристика действующего лица
Главной задачей работы с текстом является развитие у школьников умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице.
Методические положения работы над образом:
1. При подготовки к уроку учитель исходит из того, что в образе автор обобщает свои жизненные наблюдения над человеческим характером и в то же время образ конкретен. Поэтому учитель так организует анализ произведения, что учащиеся воспринимают действующее лицо как представителя определенной общественной группы, эпохи и одновременно как конкретного человека с характерными для него особенностями.
2. В процессе раскрытия характерных черт героя произведения выделяются главные черты, определяющие весь облик. Автор подчеркивает эту черту развитием сюжета, взаимоотношениями с другими действующими лицами. Обычно эта ведущая особенность героя раскрывается более полно в ходе развития действия; автор показывает, как она проявляется в разных условиях. Чаще всего именно эта ведущая, характерная черта объясняет мотивы поведения героя произведения, позволяет понять образ в целом. Но необходимо добиваться, чтобы дети учились видеть героя во всей противоречивости черт, присущих его характеру.
3. Пониманию учащимися образа-персонажа способствует выяснение авторского отношения к тому или иному действующему лицу. Поэтому надо научить учащихся чувствовать не только то, что говорит автор о своем герое, но и как говорит о нем. Отношение автора к герою может передаваться описанием его поведения, выбором слов, характеризующих его внешность, или с помощью оценочных суждений. Если в произведении имеется авторская характеристика, то целесообразно предложить учащимся самостоятельно найти эти слова и, пользуясь текстом, объяснить, почему автор так пишет, какие факты он приводит в подтверждение своей оценки.
4. Важным условием эффективности работы над образом художественного произведения является сопереживание читателя, его симпатия или антипатия к образу-персонажу. Читатель или принимает героя, готов подражать ему, или отвергает как носителя отрицательных качеств. Для понимания образа учащимися очень важно, чтобы они не остались равнодушными к нему. Следовательно, анализ образа-персонажа должен включать в качестве обязательного своего компонента выяснение собственного отношения учащихся к действующим лицам произведения (за кого они радовались и почему, кого осуждают и за что и т.д.).
Этапность работы над образом-персонажемопределяется с учетом психологических основ процесса восприятия художественного произведения младшими школьниками.
Iэтап — эмоциональное восприятие образа (первичный синтез).
II этап — конкретизация учащимися своего первоначального восприятия (анализ).
IIIэтап — обобщенное мотивационно-оценочное суждение (вторичный синтез).
На Iэтапе, который характерен для первичного восприятия
текста, учащиеся высказывают о действующих лицах свое целостное впечатление, чаще всего эмоционального плана. При этом они могут только частично мотивировать свою оценку. В этот момент учитель стремится своими вопросами побудить детей к размышлению о мотивах поведения действующего лица и к его оценке.
НаIIэтапе работы над образом-персонажем осуществляется тщательная работа с текстом, у учащихся формируется умение подбирать материал о действующих лицах. При формировании умения подбирать материал используются два пути:
1) учитель спрашивает, каким дети представляют себе героя; постепенно называется черта за чертой, и применительно к каждой из них учащиеся подбирают и читают соответствующий материал из текста (т.е. доказывают свои суждения);
2) учащиеся читают текст по частям и в ходе анализа содержания выясняют, что нового из прочитанной части узнали о герое, какая черта особенно проявилась. Можно использовать и прием выборочного чтения, когда дети читают весь текст и выбирают нужный материал. На III, заключительном, этапе работы учащиеся обобщают подобранный конкретный материал и составляют рассказ о герое. Учитель может задать основные признаки, по которым проходит обобщение:
—Кто он (рабочий, врач, ученик и т.д.)?
—Внешний вид.
—Отношение к людям (порученному делу).
—Твое отношение к нему.
Так создается целостное, более качественное представление о действующих лицах произведения. Обобщая материал о героях, учащиеся подводятся к идее произведения.
(Материал взят из: Учебно-методического пособия для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. Методика обучения чтению. Составитель Т. П. Сальникова)
В процессе анализа рассказа А.П.Чехова проводится коллективная работа по заполнению таблицы.
Вариант записи, сделанной учащимися в тетради или на рабочей закладке, а учителем на доске по рассказу А.П. Чехов «Ванька»
План. | Рабочие материалы. |
1. Что мы узнаем о Ваньке? (Кто он?) | 9 лет, сирота, отдан в ученье к сапожнику Аляхину, жил в деревне, в Москве живет всего 3 месяца. |
2. Как выглядит? | В тексте портрета нет (дать свой: каким себе его представляете) |
3. Что умеет делать? | Читать, писать, считать до ста, танцевать кадриль (научила барышня Ольга Игнатьевна «от нечего делать»), обладает живым воображением. |
4. Что делает в доме сапожника? | «Качает ребятенка» в люльке, чистит селедку, подмастерья посылают в кабак за водкой и велят красть огурцы у хозяев. |
5. Как автор относится к Ваньке? | «судорожно вздохнул», «всхлипнул», «покривил рот» автор сочувствует герою. |
6. Мое отношение. | Жалко этого маленького сироту: у него нет никого, кто бы мог ему помочь. Ему одиноко в большой Москве. Нет выхода, ведь письмо не дойдет до дедушки. |
Обучение составлению плана художественного произведения.
Умение составлять план - интеллектуально-речевое умение, которое не становится навыком. Программа начальных классов предусматривает формирование умения составлять план прочитанного, определяет последовательность этой работы и конечный результат - «подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации».
I. Значение умения составлять план:
1. Способствует лучшему усвоению содержания произведения.
2. Помогает найти главное в художественном произведении.
3. Даёт представление о композиции.
4. Развивает логическое мышление.
5. Готовит к пересказу.
6. Работа над составлением плана органически сливается с работой по развитию связной речи учащихся.
II. Виды плана:
1. логический (своими словами),
2. картинный (иллюстрации к тексту),
3. цитатный (словами текста).
III. Методические задачи:
1. Научить делить текст на логически законченные части.
2. Учить подбирать точные и удачные заголовки.
Критерии хорошего плана - последовательность, точность, возможность по плану представить и передать смысл прочитанного.
IV.Пути составления плана- в процессе анализа произведения или на этапе обобщающей беседы (вторичного синтеза).
V.Способы оформления плана
1. План оформляется учителем на доске.
2. План записывается детьми в тетради по чтению или на рабочей закладке.
3. План заранее оформлен на полосках бумаги разных цветов.
VI. Трудности при обучении умению составлять план:
1. Учащиеся в своём плане передают только последовательность действий:, совершаемых персонажами, а смысл этих действий (который для них понятен) в плане не отражается.
2. Языковая трудность - детям" сложно найти те точные слова, которые .бы передавали концентрированную мысль.
VII. Методические рекомендации.
1.I класс – необходимо раскрыть сущность понятия «план рассказа» практическим путем с использованием толкового словаря. В I классе идёт работа с картинным планом или уже с готовым планом (логическим). Цель работы - помочь, осознать, что такое план рассказа, зачем он нужен.
Виды упражнений с готовым планом:
а) соотнесение серии картинок с содержанием знакомого произведения;
б) узнавание произведения по картинкам;
в) расположение картинок в логической последовательности;
г) дополнение серии картинок недостающей картинкой с помощью словесного рисования;
д) исключение из серии картинок той, которая не относится, к данному рассказу или которая является лишней;
е) узнавание по плану знакомого рассказа;
ж) восстановление деформированного плана;
з) соотнесение готового плана с частями текста;
и) деление текста на части по готовому плану;
к) сравнение двух планов к одному и тому же рассказу.
Таким образом, в I классе проводятся обучающие подготовительные упражнения по составлению логического (словесного) плана.
2.II- Ш классы - обучение самостоятельному составлению логического плана.
Полезно проводить упражнения в редактировании готового плана или отдельных его пунктов. При обсуждении нецелесообразно задавать детям вопрос: «Чей заголовок лучше?», поскольку такой вопрос уводит от критериев хорошего плана; НАДО: «Кто из учеников озаглавил часть более точно? Почему?»: последний вопрос направит мысль учащихся на осознание точности как качества хорошего плана.
Другие упражнения во II и III классах сходны с теми которые даются в Iклассе. Отличие состоит в том, что дети самостоятельноподбирают заголовки.
Вариант логического и цитатного планов к рассказу «Ванька» А.П.Чехова
коллективно составленного учениками 4 класса 544 школы Московского района при прохождении практики пробных уроков студентами нашего колледжа.
Логический план | Цитатный план |
1.Ванька пишет письмо. 2.Воспоминание о жизни в деревне. 3.Жизнь в доме сапожника Аляхина. 4. У господ Живаревых. 5. Отправление письма. | 1.«Милый дедушка, Константин Макарыч». 2. «Ванька живо вообразил». 3. «Жизнь…хуже собаки всякой». 4. «Веселое было время!» 5. «На деревню дедушке». |
Пересказ на уроке чтения
Пересказ - это синтетический вид работы с текстом, который предполагает последовательную и связную передачу прочитанного учащимися в монологическойустной речи.
Требования к пересказу:
- чёткая целевая установка в отношении назначения избранного вида пересказа;
- пересказ должен основываться на содержании прочитанного текста и передавать, наиболее важные моменты;
- пересказ должен отражать понимание прочитанного и личное к нему отношение;
- использование в пересказе слов и выражений из текста;
- логичность построения, выразительность, эмоциональность языка и речи.
Вид пересказа | Произведения | Методика проведения |
Подробный | Сказки (учим сказывать), произведения небольшого, объёма. | В процессе анализа необходимо выяснить главную мысль, основное настроение произведения; уделить особое внимание авторскому слову; составить план в виде вопросительных или назывных предложений; отобрать опорные слова; просмотреть ещё раз текст перед пересказом. |
Краткий (сжатый) передача лишь основного содержания излагаемого текста, лишённого деталей, подробностей. | Научно-популярные статьи, рассказы с чёткой " сюжетной линией. | Прочитать текст, разделить на части; подумать, чём каждая часть и озаглавить; выделить в каждой части подтемы и определить, о чём в них говорится; поставить вопросы к подтемам и кратко на них ответить, отразив в пересказе только главное. |
Выборочный – воспроизведение эпизода. | Произведения, повествовательного характера. | (О герое) Перечитать произведение молча, отмечая текст, относящийся к данному герою; определить, о чём, говорится в каждом отрывке; расположить отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (поставить порядковые номера); ещё раз перечитать отмеченные отрывки и определить своё отношение к персонажу; составить, рассказ (вслух или мысленно); проверить по тексту; рассказать, пользуясь пометками или составленным планом. |
Творческий – трансформация текста с целью его переосмысления. | Рассказы, позволяющие поставить себя в положении литературного героя, его глазами посмотреть на события. | Важно чётко определить, какой материал взять из текста, а что домыслить; продумать, каким образом лучше выразить эмоциональное состояние героя. Два вида: - пересказ от лица другого героя; - пересказ с созданием творческой ситуации (закончить рассказ иначе, продолжить его, написать сценарий и.т.п.) |