Характеристика действующего лица

Главной задачей работы с текстом является развитие у школьников умение подбирать материал для высказывания о действующих лицах, выражать своё отношение к ним, составлять рассказ о действующем лице.

Методические положения работы над образом:

1. При подготовки к уроку учитель исходит из того, что в образе автор обобщает свои жизненные наблюдения над человеческим характером и в то же время образ конкретен. Поэтому учитель так орга­низует анализ произведения, что учащиеся воспринимают действу­ющее лицо как представителя определенной общественной груп­пы, эпохи и одновременно как конкретного человека с характер­ными для него особенностями.

2. В процессе раскрытия характерных черт героя произведения выделяются главные черты, определяющие весь облик. Автор подчер­кивает эту черту развитием сюжета, взаимоотношениями с други­ми действующими лицами. Обычно эта ведущая особенность героя раскрывается более полно в ходе развития действия; автор пока­зывает, как она проявляется в разных условиях. Чаще всего имен­но эта ведущая, характерная черта объясняет мотивы поведения героя произведения, позволяет понять образ в целом. Но необхо­димо добиваться, чтобы дети учились видеть героя во всей проти­воречивости черт, присущих его характеру.

3. Пониманию учащимися образа-персонажа способствует вы­яснение авторского отношения к тому или иному действующему лицу. Поэтому надо научить учащихся чувствовать не только то, что говорит автор о своем герое, но и как говорит о нем. Отно­шение автора к герою может передаваться описанием его поведе­ния, выбором слов, характеризующих его внешность, или с по­мощью оценочных суждений. Если в произведении имеется ав­торская характеристика, то целесообразно предложить учащимся самостоятельно найти эти слова и, пользуясь текстом, объяснить, почему автор так пишет, какие факты он приводит в подтверж­дение своей оценки.

4. Важным условием эффективности работы над образом худо­жественного произведения является сопереживание читателя, его симпатия или антипатия к образу-персонажу. Читатель или прини­мает героя, готов подражать ему, или отвергает как носителя от­рицательных качеств. Для понимания образа учащимися очень важно, чтобы они не остались равнодушными к нему. Следовательно, ана­лиз образа-персонажа должен включать в качестве обязательного своего компонента выяснение собственного отношения учащихся к действующим лицам произведения (за кого они радовались и почему, кого осуждают и за что и т.д.).

Этапность работы над образом-персонажемопределяется с уче­том психологических основ процесса восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Iэтап — эмоциональное восприятие образа (первичный синтез).

II этап — конкретизация учащимися своего первоначального восприятия (анализ).

IIIэтап — обобщенное мотивационно-оценочное суждение (вторичный синтез).


На Iэтапе, который характерен для первичного восприятия

текста, учащиеся высказывают о действующих лицах свое целост­ное впечатление, чаще всего эмоционального плана. При этом они могут только частично мотивировать свою оценку. В этот момент учитель стремится своими вопросами побудить детей к размышле­нию о мотивах поведения действующего лица и к его оценке.

НаIIэтапе работы над образом-персонажем осуществляется тщательная работа с текстом, у учащихся формируется умение под­бирать материал о действующих лицах. При формировании умения подбирать материал используются два пути:

1) учитель спрашивает, каким дети представляют себе героя; постепенно называется черта за чертой, и применительно к каж­дой из них учащиеся подбирают и читают соответствующий мате­риал из текста (т.е. доказывают свои суждения);

2) учащиеся читают текст по частям и в ходе анализа содер­жания выясняют, что нового из прочитанной части узнали о ге­рое, какая черта особенно проявилась. Можно использовать и при­ем выборочного чтения, когда дети читают весь текст и выбирают нужный материал. На III, заключительном, этапе работы учащиеся обобщают подобранный конкретный материал и составляют рассказ о герое. Учитель может задать основные признаки, по которым проходит обобщение:

—Кто он (рабочий, врач, ученик и т.д.)?

—Внешний вид.

—Отношение к людям (порученному делу).

—Твое отношение к нему.

Так создается целостное, более качественное представление о действующих лицах произведения. Обобщая материал о героях, уча­щиеся подводятся к идее произведения.

(Материал взят из: Учебно-методического пособия для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. Методика обучения чтению. Составитель Т. П. Сальникова)

В процессе анализа рассказа А.П.Чехова проводится коллективная работа по заполнению таблицы.

Вариант записи, сделанной учащимися в тетради или на рабочей закладке, а учителем на доске по рассказу А.П. Чехов «Ванька»

План. Рабочие материалы.
1. Что мы узнаем о Ваньке? (Кто он?) 9 лет, сирота, отдан в ученье к сапожнику Аляхину, жил в деревне, в Москве живет всего 3 месяца.
2. Как выглядит? В тексте портрета нет (дать свой: каким себе его представляете)
3. Что умеет делать?   Читать, писать, считать до ста, танцевать кадриль (научила барышня Ольга Игнатьевна «от нечего делать»), обладает живым воображением.
4. Что делает в доме сапожника? «Качает ребятенка» в люльке, чистит селедку, подмастерья посылают в кабак за водкой и велят красть огурцы у хозяев.
5. Как автор относится к Ваньке? «судорожно вздохнул», «всхлипнул», «покривил рот» автор сочувствует герою.
6. Мое отношение. Жалко этого маленького сироту: у него нет никого, кто бы мог ему помочь. Ему одиноко в большой Москве. Нет выхода, ведь письмо не дойдет до дедушки.

Обучение составлению плана художественного произведения.

Умение составлять план - интеллектуально-речевое умение, которое не становится навыком. Программа начальных классов предусматривает формирование умения составлять план прочитанного, определяет последовательность этой работы и конечный результат - «подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации».

I. Значение умения составлять план:

1. Способствует лучшему усвоению содержания произведения.

2. Помогает найти главное в художественном произведении.

3. Даёт представление о композиции.

4. Развивает логическое мышление.

5. Готовит к пересказу.

6. Работа над составлением плана органически сливается с работой по развитию связной речи учащихся.

II. Виды плана:

1. логический (своими словами),

2. картинный (иллюстрации к тексту),

3. цитатный (словами текста).

III. Методические задачи:

1. Научить делить текст на логически законченные части.

2. Учить подбирать точные и удачные заголовки.

Критерии хорошего плана - последовательность, точность, возможность по плану представить и передать смысл прочитанного.

IV.Пути составления плана- в процессе анализа произведения или на этапе обобщающей беседы (вторичного синтеза).

V.Способы оформления плана

1. План оформляется учителем на доске.

2. План записывается детьми в тетради по чтению или на рабочей закладке.

3. План заранее оформлен на полосках бумаги разных цветов.

VI. Трудности при обучении умению составлять план:

1. Учащиеся в своём плане передают только последовательность действий:, совершаемых персонажами, а смысл этих действий (который для них понятен) в плане не отражается.

2. Языковая трудность - детям" сложно найти те точные слова, которые .бы передавали концентрированную мысль.

VII. Методические рекомендации.

1.I класс – необходимо раскрыть сущность понятия «план рассказа» практическим путем с использованием толкового словаря. В I классе идёт работа с картинным планом или уже с готовым планом (логическим). Цель работы - помочь, осознать, что такое план рассказа, зачем он нужен.

Виды упражнений с готовым планом:

а) соотнесение серии картинок с содержанием знакомого произведения;

б) узнавание произведения по картинкам;

в) расположение картинок в логической последовательности;

г) дополнение серии картинок недостающей картинкой с помощью словесного рисования;

д) исключение из серии картинок той, которая не относится, к данному рассказу или которая является лишней;

е) узнавание по плану знакомого рассказа;

ж) восстановление деформированного плана;

з) соотнесение готового плана с частями текста;

и) деление текста на части по готовому плану;

к) сравнение двух планов к одному и тому же рассказу.

Таким образом, в I классе проводятся обучающие подготовительные упражнения по составлению логического (словесного) плана.

2.II- Ш классы - обучение самостоятельному составлению логического плана.

Полезно проводить упражнения в редактировании готового плана или отдельных его пунктов. При обсуждении нецелесообразно задавать детям вопрос: «Чей заголовок лучше?», поскольку такой вопрос уводит от критериев хорошего плана; НАДО: «Кто из учеников озаглавил часть более точно? Почему?»: последний вопрос направит мысль учащихся на осознание точности как качества хорошего плана.

Другие упражнения во II и III классах сходны с теми которые даются в Iклассе. Отличие состоит в том, что дети самостоятельноподбирают заголовки.

Вариант логического и цитатного планов к рассказу «Ванька» А.П.Чехова

коллективно составленного учениками 4 класса 544 школы Московского района при прохождении практики пробных уроков студентами нашего колледжа.

Логический план Цитатный план
1.Ванька пишет письмо. 2.Воспоминание о жизни в деревне. 3.Жизнь в доме сапожника Аляхина. 4. У господ Живаревых. 5. Отправление письма. 1.«Милый дедушка, Константин Макарыч». 2. «Ванька живо вообразил». 3. «Жизнь…хуже собаки всякой». 4. «Веселое было время!» 5. «На деревню дедушке».

Пересказ на уроке чтения

Пересказ - это синтетический вид работы с текстом, который предполагает последовательную и связную передачу прочитанного учащимися в монологическойустной речи.

Требования к пересказу:

- чёткая целевая установка в отношении назначения избранного вида пересказа;

- пересказ должен основываться на содержании прочитанного текста и передавать, наиболее важные моменты;

- пересказ должен отражать понимание прочитанного и личное к нему отношение;

- использование в пересказе слов и выражений из текста;

- логичность построения, выразительность, эмоциональность языка и речи.

Вид пересказа Произведения Методика проведения
Подробный Сказки (учим ска­зывать), произве­дения небольшого, объёма. В процессе анализа необходимо выяс­нить главную мысль, основное настрое­ние произведения; уделить особое вни­мание авторскому слову; составить план в виде вопросительных или назывных предложений; отобрать опорные слова; просмотреть ещё раз текст перед пере­сказом.
Краткий (сжатый) передача лишь основного содержания из­лагаемого текста, ли­шённого деталей, под­робностей. Научно-популярные статьи, рассказы с чёткой " сюжетной линией. Прочитать текст, разделить на части; подумать, чём каждая часть и озагла­вить; выделить в каждой части подтемы и определить, о чём в них говорится; поставить вопросы к подтемам и кратко на них ответить, отразив в пересказе только главное.
Выборочный – воспроизведение эпизода. Произведения, по­вествовательного характера. (О герое) Перечитать произведение мол­ча, отмечая текст, относящийся к данно­му герою; определить, о чём, говорится в каждом отрывке; расположить отрыв­ки по порядку, подумав, как их можно объединить (поставить порядковые номера); ещё раз перечитать отмеченные отрывки и определить своё отношение к персонажу; составить, рассказ (вслух или мысленно); проверить по тексту; рассказать, пользуясь пометками или составленным планом.
Творческий – трансформация текста с целью его переосмысления. Рассказы, позволяющие поставить себя в положении литературного героя, его глазами посмотреть на события. Важно чётко определить, какой материал взять из текста, а что домыслить; продумать, каким образом лучше выразить эмоциональное состояние героя. Два вида: - пересказ от лица другого героя; - пересказ с созданием творческой ситуации (закончить рассказ иначе, продолжить его, написать сценарий и.т.п.)

Наши рекомендации