Перед чтениемхудожественного произведения.

Все приёмы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на две группы:

-компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности (беседа, рассказ учителя, словарная работа);

-формирующие тип правильной читательской деятельности

(предварительное рассматривание иллюстраций, работа с названием произведения).

Виды работы Средства обучения Цели
1.Слово учителя 1.Портрет автора, Ф.И.О и годы жизни, выставка его книг представлены на доске. 1. Оживить представление об авторе.
2.Свободные высказывания учащихся 2.Словесный рассказ, рисунок 2.Настроить эмоционально.
3.Беседа 3.Иллюстрации к произведениям 3. Оживить представление.
4.Экскурсионные наблюдения 4. План экскурсии, фотографии, видеоматериалы, аудиозапись. 4. Оживить представление, настроить эмоционально.
5.Рассматривание картин и рисунков 5. Картины, рисунки, открытки. 5. Оживить представление, настроить эмоционально.
6.Использование видеофильмов 6. Мультимедийный проектор, DVD проигрыватель, компьютер. 6. Оживить представление, настроить эмоционально..
7.Объяснение непонятных слов и выражений 7. Словесное описание, показ предметов. Толковые словари. 7. Ввести словарь.
8.Постановка вопроса перед чтением (установка на слушание) 8. Запись вопроса на доске и в тетрадях учащихся. 8. Настроить эмоционально.
9. Центон 9. Иллюстрации, оформление в виде кроссворда, работа с книжной выставкой: «Выберите те книги, из которых взяты прочитанные отрывки». 9. Оживить представление.

1. Слово учителя.

Методические требования: краткость (3-5 мин); тщательный отбор материала; доступный и эмоциональный язык.

Содержание: сведения о писателе (работа с портретом); сообщение о реальной основе событий.

2. Свободные высказывания учащихся.

Для создания настроения иногда достаточно вызвать детей на рас­сказ об их собственных впечатлениях.

3. Беседа.

В коллективной беседе можно использовать те сведения, которыми владеют учащиеся; эти сведения уточняются дополняются; вопросы должны направляться на содержание; итог подводит учитель.

4.Экскурсионные наблюдения.

Перед чтением произведения учитель проводит экскурсию, чтобы потом использовать наблюдения детей в подготовительной работе. Экскур­сии могут быть по наблюдениям за изменениями погоды, в музеи, к памятникам.

5.Рассматривание картин и рисунков.

Эту работу не надо путать с рассматриванием иллюстраций к произ­ведению (оно идёт в процессе анализа). Учителю необходимо правиль­но выбрать картину (картина должна соответствовать настроению произведения), грамотно поставить вопросы.

а)Пейзажные картины, например, «Разлив» Левитана к произведению Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

б)Жанровые картины, например, «Свидание» Маковского к произве­дению Чехова «Ванька».

в)Рисунки животных, например, к басне Крылова (любой, по про­грамме).

6. Использование диафильмов и фильмов.

Учитель должен чётко представлять, когда, где и с какой целью он использует диафильм или фильм (повторение изученного материала, иллюстрация к своему слову, побуждение к свободным высказывани­ям).

7.Объяснение непонятных слов и выражений.

В подготовительную работу включается объяснение тех слов, без понимания которых дети не поймут содержание текста. Их не должно быть много (2-3 слова). Значение других слов уточняется в процессе анализа.

8.Постановка вопроса перед чтением, или установка на слушание.
Перед первичным чтением учитель ставит вопрос, на который дети

должны будут ответить после чтения учителем произведения. Это заставит учащихся внимательно слушать чтение учителя.

9.Центон.

Разновидность викторины. Берутся отрывки из разных произведений одного автора. Из них составляется новый рассказ. Задача учащихся - определить все произведения. Можно использовать произведения разных авторов. Такая работа помогает проверить, как запомнили дети произведения, прочитанные ранее.

Модуль 4. Типология и структура уроков литературного чтения в современной школе. Формы организации обучения младших школьников на уроках литературного чтения.

(Вам это поможет при выполнении задания: разработки фрагмента урока).

Подготовительная работа перед чтением произведения.

Пример проекта «Подготовительная работа перед чтением произведения»

Проект составлен студентками 3-1 группы

Целеполагание:

Цель: Воспринять и осмыслить художественное произведение

Знать: какому народу принадлежит сказка «Поэт и деньги», познакомиться с фольклором афганского народа.

Понимать: особенности сказки, значение слов (хан, скупец, хвалебная песнь), мотивы поступков героев сказки, отношение автора к героям.

Применять: составлять характеристику героя, выразительно читать и пересказывать сказку.

Анализ: анализировать поведение и поступки героев (анализ художественных образов), отношение автора к героям, выполнять стилистический анализ текста.

Синтез: формулировать точный и правильный в речевом отношении ответ на вопрос учебной задачи анализа, читать и пересказывать сказку.

Оценка: оценка учениками художественного произведения для формирования таких нравственных качеств личности, как честность перед собой и окружающими людьми, скромность, доброту, сочувствие.

Ход урока:

Содержание Методы, приемы, средства обучения На достижение какой цели подготовительной работы направлено
1)Организационный момент Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем читать сказку. Но для начала давайте вспомним, какие сказки бывают ( волшебные , про животных, бытовые, сатирические).   2) Подготовительная работа перед чтением произведения. О чем, как вы думаете, могут быть эти сказки, например волшебные? (О волшебстве). А сказки про животных? (о животных). Знаете ли вы о чем говорится в бытовых сказках и сатирических? (бытовые сказки – это сказки об обычной (или не совсем обычной) жизни людей, но в любом случае без волшебства, стилистические сказки - это сказки, в которых происходят конфликты двух людей, один из которых выставляется в невыгодном свете, обсмеивается) А какими могут быть герои сказок? (положительными и отрицательными) Сказка, которую мы изучим, относится к бытовым. Это бытовая сказка т.к. во всех бытовых и стилистических сказках есть конфликт двух противоположностей. Конфликты чаще всего бывают между людьми отличными друг от друга, например: богатый и бедный, умный и глупый. В данной сказке как раз сопоставление богатого и бедного. Я думаю, русские народные сказки знает каждый из вас, давайте же их вспомним и перечислим. («Царевна Лягушка», « Иван-крестьянский сын», «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д.) Сказки каких народов вы еще знаете? (армянские, английские, литовские и т.д.)   Сегодня мы будем изучать афганскую сказку. Но прежде чем приступить к сказке, давайте вместе углубимся в афганскую культуру.   У афганского народа долгое время отсутствовала письменная литература, и именно поэтому особенное место в жизни данного народа заняло устное творчество. Культура афганского народа, а следовательно и устное народное творчество развивались в тесной взаимосвязи с культурой и фольклором соседних стран – Ирана, Индии. Поэтому в творчестве афганцев мы находим сюжеты, существующие и в фольклоре других народов, но переработанные под национальную форму и под присущий афганскому народу колорит. Слово «колорит» обозначает присущие народу личные особенности, традиции, все, что создает особую атмосферу каждой страны. В афганских сказках, как и в сказках всех народов, есть любимые герои, умные, справедливые и, обычно, бедные. Есть и такие, которых не любят, потому что они злые, жадные, жестокие. Такие герои и в нашей сказке.   Давайте посмотрим на картинки. Здесь вы видите пейзаж Афганистана… Я уверена, вы много слышали об этой стране, но никогда не задумывались о том, что в ней есть такие замечательные и живописные места!   А рядом вы можете увидеть две иллюстрации к нашей сказке. На первой изображен главный герой, поэт. А на второй – одна из сцен сказки. И после того, как вы прочтете текст, я попрошу вас предположить, какая именно. Словарно-лексическая работа Хан – вождь племени у кочевников Ирана и Афганистана (кочевники – это люди, переходящие с места на место со своим жильем и имуществом) Скупец – жадный человек. Хвалебная песнь – песнь, которая хвалит какие-либо качества, достоинства.   Вы ведь уже знаете, кто такие люди искусства? Это писатели, поэты, художники, музыканты – все, кто обладает талантом творить. А понимаете ли вы, каким будет то, что написано или нарисовано не по велению души, а по заказу? ( то, что сделано на заказ, не может быть искренним и сделанным по вдохновению)     Метод: словесный (Беседа) Приемы: обсуждение вопросов, активизация мышления Средство: слово учителя     Метод: наглядный (иллюстрации) Приемы: активизация воображения. Средства: мультимедийная установка, слово учителя.   Метод: словесный (объяснение) Средство: слово учителя Приемы: активизация мышления   Метод: словесный (беседа) Средство: слово учителя Приемы: обсуждение вопросов, активизация мышления   Беседа: помогает установить контакт, настроить на взаимодействие, помогает мыслить вместе, оживить представления изучаемого материала.   Рассматривание иллюстрации: помогает настроить эмоционально.   Словарно-лексическая работа: позволяет ввести словарь (незнакомые слова в тексте), запомнить их, пополнить словарный запас, учить подбирать синонимы, а значит рассуждать. Постановка вопроса перед чтением: помогает настроить детей на слушание рассказа.  

Наши рекомендации