Гоголевская традиция – мнимая интрига. Исходим из одной точки « нам едет ревизор», но заканчивается все на той же точке. Наначале следующего круга.

Дело строится так же – интрига ни к чему не приводит. Нет человека – нет дела (они довели Муромского до смерти). Но это не решает ничего. Ведь проблема остается. Но мы не можем судить, что произошло дальше. Потому что в «Смерти Тарелкина» линии Муромских нет.

Тарелкин не получил от своего начальника Варравина ни гроша — не только за дело Муромских, но и за многие последующие дела. Однако жить продолжал на широкую ногу.

И вот теперь положение его уже не бедственное, а катастрофическое. Бесчисленные кредиторы берут за горло.

И это в то время, когда он может сорвать с Варравина громадный куш! У него в руках «вся Варравинская интимнейшая переписка», то есть бумаги, изобличающие Варравина во взяточничестве и прочих должностных преступлениях, — Тарелкин выкрал их у начальника.

Но ведь Варравин, которому Тарелкин уже намекнул о бумагах, сотрёт его в порошок. Как быть? А вот как — имитировать собственную смерть!

А сам он притворяется Копыловым. Но в итоге в действительности умирает Копылов.

А кто же тогда этот фантастический господин, который по паспорту Копылов, а по виду Тарелкин?!

И вот тут Варравин, продолжающий играть роль доброхотного капитана, берет ситуацию в свои руки. Он внушает Расплюеву, что перед ним вурдалак, оборотень! Его надо скручивать верёвками, тащить в полицейскую часть и сажать в «секрет», то есть в карцер.

Теперь уже для Варравина все идёт как по маслу. Связанный Тарелкин сидит в «секрете».

В итоге Варравин выходит победителем. Он приказывает принести в «секретную» стаканчик проточной воды и, держа его перед глазами подследственного, смачно расхваливает содержимое — ах, до чего ж хороша водица! Тарелкин может выпить её прямо сейчас! Но только в том случае, если вернёт Варравину его секретные бумаги. Тарелкин их отдаёт. Дело сделано. Чиновник снова всех обыграл. Тарелкину остаётся только умолять Варравина выдать ему хотя бы паспорт Копылова — жить-то без паспорта невозможно! Получив формуляр и аттестаты Копылова, Тарелкин благодарит начальника — «отца родного» — за милость и убирается вон.

Мнимая смерть Тарелкина — один из этапов формирования гротескного образа, воплощающий его изменчивый характер.

«Раздвоенность» Тарелкина, его существование между двумя мирами, обусловленное сменой маски, достигает своего апогея в конце пьесы, когда он на допросе, измученный жаждой и тяжелой процедурой дознания, признается в своем «двойничестве», сам путает свои роли: «Тарелкин. Ох — я Копылов…. Тарелкин. Ну, я признаюсь, я Тарелкин… только воды… ох…тоска какая…. Расплюев. Говори — ты мцырь? Тарелкин. Ну, мцырь. Расплюев. Ты вуйдалак, упырь? Тарелкин. Да, да… ох…».

Таким образом, гротескный герой — носитель раздвоенного сознания, постоянно находящийся в пограничной ситуации, вынужденный существовать между благоденствием и нищетой, славой и позором, жизнью и смертью.

Анализ образной системы трилогии показал, что фактически все ее персонажи двойственны, неоднозначны, выполняют противоречивые функции, действуя вразрез не только со своим предыдущим «явлением», но и в нарушение устоявшихся причинно-следственных связей, тем самым выявляя сложную художественную логику гротеска.

Ведь все персонажи «Свадьбы» имеют совсем иное лицо и предстают в ином свете в «Деле».

Действующие лица тут разделены на 5 категорий: НАЧАЛЬСТВА, СИЛЫ, ПОДЧИНЕННОСТИ, НИЧТОЖЕСТВА, НЕ ЛИЦО.

Знать из «Свадьбы» здесь превратилась в категорию «Ничтожеств». Поисхудали, поседели, поприспустились, кто-то ыизически улучшился, что говорит о физической работе, а значит то, что им пришлось работать своими руками и «выживать».

Сама жизнь уже не та: нет у них барского дома, теперь они вынуждены жить на квартире в Петербурге.. Муромскому, естественно, не до урожая теперь. Преданный семье Муромского Нелькин – бессилен.

Остро сатирически рисует Кобылин сцену подготовки «самонужнейших» бумаг для подписи князю. Толпа чиновников накидывается на Варравина и он в одно мгновение оказывается погребенным под кипами дел. Этот мир зловещий автор изображает как бы стоящим над обществом и над всеми сослоявиями.

«Смерть тарелкина» - комедия-шутка, как пишет сам автор.Тут сатира на полицию. Тут Расплюев уже как квартальный надзиратель. У обманутого Варравиным Тарелкина просыпается жгучая ненависить. Он клянет свою судьбу, которая под носом тащит в чужой карман деньги, сытость и богатство, обделяя его даже в мошенничестве.

Тарелкин подменяет самого себя личиной другого человека, совершает фантастический подлог. Он хочет обманут ьвсех, а главное Варравина. Но, не выдержав истерзаний в полицкейской комнате, он возвращает Варравину похищенные бумаги.

В пьесе нет ни одного положительного лица. В сценах допроса Тарелкина автор показывается методы, механику всей полицейской системы.

Тарелкину не удалось отомстит ьВарравину, но он остается цели невредим. В конце он даже обращается к публике, предлагая услуги в качестве управляющего.

Такие как Тарелкин оказываются невероятно живучи. Они умеют подлаживаться к чему угодно.

Свадьба…. – ыла допущена на сцену.

Дело и Смерть Тарелкина запрещены цензурой.

Названия пьес: Свадьба, дело, смерть.

Но ни Свадьбы, ни Дела, ни смерти в итоге не происходит.

Тарелкин – уберем первую букву, получаем АРЕЛКИН. Давайте поиграем с этим. Получаем – АРЛЕКИН!!!! Это АРЛЕКИАНАДА. Сюда же Купцова отнесла Нелькина, но непонятно почему.

Наши рекомендации