Художественные особенности драмы.
Особый художественный приём – использование символики.
Символ –особый художественный образ, вид иносказания. Он многозначен.
Многозначно само слово «гроза», вынесенное в заглавие. Символично и изображение «гиены огненной» на стене, символичен образ сумасшедшей барыни. Устремлённость Катерины к свободе символизируется вольным полётом птицы.
Используется в пьесе и приём «говорящих фамилий» и особых примет героев. Необузданный произвол Дикого вполне соответствует его фамилии, а в городе его зовут «воин» - это примета.
Город Калинов – пространство самодурства и страха.
Город как место действия обладает теми же функциями, что и пейзаж: воздействует на характер и психику Место действия в «Грозе»— вымышленный городок Калинов на высоком берегу Волги. (Потом этот городок станет местом действия других его драм — «Лес», «Горячее сердце».)
Время действия — "наши дни», то есть самый конец 1850-х. Действие происходит на берегу Волги, символизирующей волю, свободу. Здесь, по словам Кулигина, «красота». Этой «красоте» противопоставлен образ города Калинова
Город Калинов под пером Островского превращается в самостоятельный образ, становится одним из равноправных героев пьесы. Он живёт своей жизнью, имеет свой характер, свой норов. Как говорит городской мудрец Кулигин, "жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!" В нём льются невидимые, неслышимые слёзы, а на поверхности — тишь да благодать. Если бы не Катерина с её принародным бунтом против традиции, так бы всё тихо и сладилось, гроза прошла бы стороной.
Художественное пространство.
В пьесе открытое сценическое пространство. Сценические события выведены за пределы купеческого дома. Из пяти актов только один сосредоточен в "закрытом" помещении, все остальные вынесены вовне, в открытое городское пространство. В этом пространстве всё символично. Оно словно бы поделено на три уровня. На верхней точке этого пространства — высокий берег Волги. Посередине — ровная линия городских домов. Внизу — овраг, в который ведёт тропинка из дома Кабанихи, и волжский омут.
Большинство калиновских жителей довольствуются "средним" уровнем. Они живут, принимая городскую реальность как она есть. Для некоторых из них "поход" в овраг, где происходит свидание Катерины с Борисом, подобен грехопадению, спуску в преисподнюю. Для других — как для Варвары с Кудряшом — овраг это "просто" место свиданий, лишённое символического значения. А для Катерины спуститься в овраг — всё равно что подняться над городом, встать над его равнодушием. Увы, но за такой подъём через спуск она должна заплатить страшную цену: подняться в конце концов на высокий берег Волги — и броситься с обрыва, в омут. Чем ниже она спускается, тем выше поднимается и чем выше поднимается, тем страшнее падает — такова парадоксальная символика пьесы.
Дикой.
Дикой, наделённый « говорящей фамилией», имеет и особую примету: в городе его зовут «воин». Он самодур, тиран, знает одну силу – силу денег. Ищет безответных, чтобы выместить на них свою злобу. Жизнь его состоит из ссор с окружающими и накопительства. Он чувствует эту пустоту, она гнетёт его и озлобляет ещё больше.
Эпитет «крутой сердцем», характеризующий Дикого, лейтмотивный, пять раз повторяется слово «сердце» в связи с его образом. В его понятии это слово связывается с гневом, негодованием, злостью, злобой. Вот он просит Кабаниху: «Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло» (= гнев). А вот любуется собой: «Да что же мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое?» Здесь сердце означает «характер». Действительно ли гневливость – изначальная черта его характера? Нет. Кабанова прямо заявляет ему: « А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь?» В этой реплике – подсказка. Самодур сам себя дурит, «приводит в сердце». Зачем? Чтобы убедиться в своей власти. А зачем власть? Ради самой власти. А значит, связано со страхом за свою власть, требует постоянного её подтверждения. «Одно слово: воин!» _ говорит о нём Шапкин. В 3 действии он и сам признаёт: «… у меня там война идёт». И все зависят от милости «воина»: захочет – рассчитается с работниками, отдаст Борису его долю наследства, не захочет – его воля. А не может подавить человека – держит , как Кудряша, рядом, в поле зрения, на своей территории. Речьего полностью соответствует характеру – груба, оскорбительна, перенасыщена сниженной лексикой и ругательствами: «дармоед», «пропади ты пропадом», «тьфу ты, проклятый», «провались ты», «навязался».
Тест.
Тест.
Общественный сад на высоком берегу ________; за __________ сельский вид.
На сцене две скамейки и несколько кустов.
Явление первое
Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин
прогуливаются.
Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте...» (Перестает
петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты
мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за ________и все наглядеться не могу.
Кудряш. А что?
Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.
Кудряш. Нешто!
Кулигин. Восторг! А ты: «нешто!» Пригляделись вы, либо не понимаете,
какая красота в природе разлита.
Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!
Кулигин. Механик, самоучка-механик.
Кудряш. Все одно.
Молчание
Кулигин (показывая в сторону). Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там
так руками размахивает?
Кудряш. Это? Это Дикой племянника ругает.
Кулигин. Нашел место!
Кудряш. Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву
Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.
Шапкин. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!
Ни за что человека оборвет.
Кудряш. Пронзительный мужик!
Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Кудряш. Ну, да та хоть по крайности все под видом благочестия, а этот как
с цепи сорвался!
Шапкин. Унять-то ею некому, вот он и воюет!
Кудряш. Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то
отучили.
Шапкин. А что бы вы сделали?
Кудряш. Постращали бы хорошенько.
Шапкин. Как это?
Кудряш. Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с
ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не
пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.
Шапкин. Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.
Кудряш. Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня:
он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам
страшен-то, а я с ним разговаривать умею.
Шапкин. Ой ли!
Кудряш. Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит?
Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня
боится.
Шапкин. Уж будто он тебя и не ругает?
Кудряш. Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я:
он — слово, а я — десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним
рабствовать не стану.
Кулигин. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. <…>
Явление второе
Те же, Дикой и Борис.
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты
пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Дикой. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не
смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда
ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?
Борис. Я и слушаю, что ж мне делать еще!
Дикой (посмотрев на Бориса). Провались ты! Я с тобой и говорить-то не
хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)
Александр Островский «Гроза».
B1.К какому из трех родов литературы относится пьеса «Гроза» (ответ
запишите в именительном падеже)?
B2.Вставьте вместо пропуска в текст название реки, о которой идет речь
(в именительном падеже).
B3.За Диким, Кабанихой (и другими героями их типа) закрепилось слово,
выведенное на сцену Островским и сделавшееся после его пьес
общеупотребительным. Им обычно обозначают «властного человека,
который руководствуется во взаимоотношениях с людьми личным
произволом». Один из героев Островского протолковал это слово так:
«это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть
кол на голове теши, а он всё свое. Топнет ногой, скажет: кто я?
Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то
беда...» Запишите это слово.
B4.Как называют острое столкновение, противостояние характеров и
обстоятельств, положенное в основу сценического действия (начало
такого противостояния мы видим в приведенном фрагменте)?
B5.Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на
чередовании их высказываний в разговоре?
B6.Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую
он произносит в ответ на слова другого персонажа?
B7.В приведенном фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и
высказываниям героев, набранные курсивом. Каким термином их
обозначают?