Предупреждение социально-педагогических рисков
Основными рисками преподавания литературы в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на наш взгляд, являются следующие.
Характер риска | Способы предотвращения |
Риск непонимания родителями роли литературы как учебно-научной дисциплины в будущем своих детей, их социальной адаптации, в выборе профессии; оценка литературы как «лёгкого предмета», признание других учебных предметов более значимыми | Продолжение организации совместной деятельности родителей и детей в постижении предмета: семейные чтения, семейные познавательные экскурсии, семейные просмотры театральных и кино-интерпретаций программных произведений («Гамлет», «Жестокий романс» и др.); совместные с родителями уроки (особенно уроки-конференции). Методический материал учебника 8 класса позволяет организовать эту деятельность; содержание курса литературы 8 класса даёт возможность осознать непреходящее значение литературы в формировании духовно развитой личности, в развитии личностных компетенций учеников. |
Риск потери обучающимися мотивации к изучению предмета, к чтению художественных текстов | - Личностно-ориентированное обучение; - обязательная работа в зоне ближайшего развития учащихся; - создание на уроке ситуации «интеллектуального напряжения», открытия тайны; постоянное развитие врождённого исследовательского поведения детей (специальная организация разделов учебника 8 класса как модели исследования); - чёткое осознание учителем функции контроля достижений ученика: контроль с целью выявления резервов развития, создания ситуации «успеха»; - организация многообразных видов деятельности, связанной с чтением, пониманием и интерпретацией художественных текстов, сопоставлений интерпретаций произведения средствами других видов искусства. Методический аппарат учебника 8 класса содержит необходимый материал для перечисленных способов предупреждения педагогических рисков. |
Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы | Постоянное саморазвитие учителя; совершенствование профессиональной компетенции, основанное прежде всего на осмыслении учителем подлинных целей и задач образовательной деятельности; овладение приёмами проектирования профессиональной деятельности |
Содержание курса
Литература как искусство слова
Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге.
Кто такой автор?
Автор в литературном произведении
Автор-писатель, автор-повествователь.
«Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца»
Автор в древнерусской литературе. Его специфика. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Черты житийности в классической русской литературе.
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза»
Изображение чувства как основа сюжета. Образ главной героини, его особенности. Понятие о сентиментализме. Авторская позиция и способы её выражения. Значение повести для русской литературы.
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «СпасскаяПолесть», «Клин», «Пешки», «Слово о Ломоносове»)
Углубление представления о путешествии как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Жанр путешествия в литературе. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Роман «Капитанская дочка»
Историческая основа произведения. История создания «Капитанской дочки». Замысел и воплощение. Проблема художественного историзма. Проблема жанра произведения. Историческое и личное в сюжете. Нравственная проблематика. Автор – повествователь – герой. Система образов.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе.Повесть «Старосветские помещики»
Нравственная проблематика повести. Тема любви. Образы героев. Жанровые особенностипроизведения.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася»
Своеобразие любовного конфликта. Образ главной героини. Проблема автора.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ.И.С. Шмелёв«Лето господне»
Кто такой герой?