Средства связи частей текста
Таблица 5
Средства связи частей текста | Примеры | Цель использования |
Слова-сигналы очередности, логической последовательности, так называемые «путеводные» слова | Во-первых, во-вторых, в первую очередь, далее, затем. | Создать «мостики» между частями текста и тем самым облегчить его восприятие |
Связочные предложения | Рассмотрим следующую проблему. Перейдем к следующему вопросу. Остановимся на этом подробнее. Стоит поразмышлять на тему… | |
Слова, указывающие на причину | Из-за, благодаря, по причине, в связи с… | Объяснить причину появления чего-либо |
Обобщающие или резюмирующие слова | Следовательно, стало быть, таким образом, поэтому | Подвести итог рассуждениям, сигнализировать о завершении всего рассказа или какого-либо его этапа. |
Слова, используемые для сопоставления частей информации | Так же, точно так, как; таким же образом. Аналогичные поступки свойственны… Похожую ситуацию отмечаем… | Подчеркнуть сходство чего-либо, кого-либо |
Слова, используемые для противопоставления частей информации | С одной стороны, с другой стороны, напротив, наоборот, зато, один – другой, герой персонаж (такой–то) - его оппонент…; благородные порывы одного – аморальные, предосудительные другого и т.д.Разница между ними очевидна, различаются, не похож, в этом они не сходны. В отличие от, по сравнению с. В противоположность, по-иному, между тем, совершенно иной, иначе и др. | Подчеркнуть различие чего-либо, кого-либо |
Слова, дающие оценку степени достоверности информации | Наверно, безусловно, конечно, вероятно, без сомнения и др. | Помогают понять позицию автора, степень его уверенности |
Слова, выражающие отношение автора к сказанному (уверенность, сомнения, оценка, чувства) | На мой взгляд, как мы знаем, по моему убеждению, к стыду моему, к сожалению | Проявить в тексте личность автора и вызвать определенную реакцию читателей, создать общее поле речевого взаимодействия между пишущим и читающим |
Апелляция к читателям | Давайте вместе подумаем, представьте себе, поставьте себя на это место | |
Поясняющие слова | То есть, иными словами, иначе говоря, точнее говоря | Конкретизировать, более подробно изъяснить вышеизложенное |
Работа над вступлением
Вступление должно быть небольшим, но интересным. Люди чаще всего обращают внимание на то, что написано в начале и в конце текста.
Рассмотрим типичные цели вступления:
- дать общие сведения об обсуждаемой теме (В ответе малого объёма это не нужно)
- ввести в тему текста
- назвать проблему, которой будет посвящен ваш текст
- обосновать актуальность проблемы
- заинтересовать потенциального читателя
- подготовить к восприятию текста
- высказать свою точку зрения на проблему.
При написании вступления можно использовать приём так называемого «магнита».
«Магнит», иначе - зацепляющий крючок», нужен для того, чтобы привлечь внимание читателя. Логично, если «магнитом» станет первое предложение. Существуют разные приемы написания «магнитов». Примеры будем приводить по теме «Как я понимаю нигилизм Евгения Базарова?».
Таблица 6
Прием | Пример |
Вопрос (риторический или просто интересный вопрос по теме) | Часто ли мы задумываемся о самой природе нигилизма? Нигилизм – это отрицание всего или просто фронда? |
Интересные наблюдения | Нам кажется, что нигилизм остался в рамках своего века, когда он был изучен и прокомментирован гениальным Ницше |
Яркие высказывания знаменитых людей, пословицы | Только золотая посредственность пользуется завидною привилегией – никого не раздражать и не иметь …противников. В.Г. Белинский Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком. В.Г. Белинский Если нет вечности, то ничего нет. Н.А. Бердяев Только влюбленный имеет право на звание человека. А. Блок |
Восклицание | Как хочется иногда представиться неким современным денди, отрицающим все и вся! |
«Сломанный компас», или ассоциация (выбирается какая-либо ассоциация, даже далекая от проблематики текста, а потом выявляется их глубинная связь). | Недавно мне случилось наблюдать за очень «крутым» парнем, а потом выяснилось, что внутри его крутости и уверенности – такая глубина тоски и нежелания хоть что-то позитивно принять, что я многое понял. Вот он современный нигилист. Да, он усвоил новый имидж уверенного и нахрапистого бизнесмена. А внутри-то онегинская русская хандра, безнадежная печоринская скука, отрицающий саму жизнь базаровский нигилизм. |
«Маска» (мы как бы надеваем на себя маску оппонента или неискушенного читателя, способного лишь к поверхностному восприятию текста) | Многие могут возразить: «Чушь! Новым русским некогда хандрить,они торопятся сорвать куш. Они дело делают». Что ж. Обратимся к литературному примеру. Посмотрим, как у нового русского нигилиста Евгения Базарова, героя романа Тургенева «прорастает» традиционное отношение к жизни, как сама жизнь побеждает его нигилизм. |
Обычно после «магнита» следует предложение (или два), которые помогают перейти собственно к предмету осмысления. В нашем случае это последнее предложение, выделенное в таблице курсивом.
Работая над вступлением погружайтесь в тему, толкуйте её, актуализируйте знания об основных понятиях, создайте интерес (проблемный вопрос, дерзкое предположение и проч., пробудите доверие, призовите к диалогу.Будьте искренними, но не вульгарными.
Речевые клише, которые можно использовать во вступительной части сочинения, можно представить в виде таблицы.
Таблица 7
Общие рассуждения для обоснования, вхождения в тему | С давних времен человек размышлял о … Каждый из нас сталкивался с … Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о … Как часто мы слышим о ... Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей. Никто не станет отрицать важности … в жизни людей. Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к... Автор ... призывает поразмышлять о… Проблема, затронутая в формулировке темы, близка сегодняшнему читателю и напрямую связана с темой (верности и измены, равнодушия и ответственности… ) |
Задаём вопросы к теме | Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к ...? |
Для перехода к основной части | В правильности обозначенной точки зрения меня убеждает художественная литература. Предлагаю вспомнить литературные произведения, в которых раскрывается тема ... Замечательным примером, иллюстрирующим … Правильность высказанной точки зрения могу доказать, обратившись к … Обратимся к произведениям художественной литературы, затрагивающим… За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы Размышляя о …, я не могу не вспомнить (не назвать) произведение (ФИО автора), в котором… Над проблемой (нравственного выбора, целей и средств для их достижения) мучительно размышляет главный герой романа ... Справедливость высказывания ... можно доказать, обратившись к... Трудно остаться равнодушным после прочтения…, (по отношению к герою...) Поступки героя... (сюжет рассказа)...заставляют задуматься о… Именно такой взгляд на проблему (смелости и трусости) характерен для писателя... |
Работа над основной частью
Основная часть сочинения не только большая его часть, но и место для исследования темы, которая задана пишущему. Как правило, тезис сформулирован во вступительной части. В основной же части сочинения нужно:
1. Сформулировать и прокомментировать проблему, заявленную в теме.
2. Сформулировать позицию автора как основную мысль сочинения.
3. Сформулировать два аргумента-доказательства
4. Сопроводить каждое из доказательств комментарием на основе двух выбранных литературных произведений.