Уроки 39—40. Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия
Цель уроков: формировать умения различать сложноподчинённые предложения с указанными видами придаточных и простые предложения с обособленными второстепенными членами, правильно расставлять в них знаки препинания и использовать в речи.
Ход уроков
I. Повторение.
1. Диктант.
Усыпанное звёздами небо висело низко-низко. Казалось, оно не удержит их, и звезды посыплются. Да они и впрямь осыпа́лись. И там и здесь, хрустально зеленея на лету, то отвесно, то крутыми, то широкими дугами падали они на землю. От перегретой за день земли в воздух волнами тянуло тёплое испарение. И небо со всеми звёздами то тускнело, словно отдалялось, то, наливаясь блеском, опускалось; оно словно дышало.
(Ю. Нагибин.)
— Какова роль сравнительных союзов в последнемпредложении?
(Сравнительный союз словно: а) присоединяет сравнительный оборот; б) стоит перед сказуемым.)
2. Объясните постановку знаков препинания в предложениях из произведений М. Пришвина. (Вариант задания упражнение 105 (169).).
1) Блестящий, как медный, завертелся на тихой воде жучок водяной.
(Запятыми выделяется сравнительный оборот.)
2) В лесу в заветрии как ни в чем же бывало продолжалась весенняя жизнь.
(Цельное по смыслу выражениекак ни в чем не бывало эквивалентно члену предложения..)
3) Ели, засыпанные снегом, стояли как алебастровые и весь день сменяли цвет от розового до голубого.
(Сравнительный оборот является именной частью составного сказуемого.)
4) Скоро солнце скрылось, и в Заозерье вода стала серебряной, а у нас — как сталь.
(Пропущен глагол-связка в составном именном сказуемом.)
5) Полил дождь как аз ведра, и все спряталось.
(Устойчивое сочетание как из ведра не выделяется запятыми.)
6) Вчера вечером порошило из ничего, как будто это со звёзд падали снежинки и сверкали внизу при электричестве, как звёзды.
(Отделены придаточное сравнительное предложение и сравнительный оборот.)
II. Новый материал.
1. Работа с учебником — таблица на стр. 31 (58).
Анализируя примеры, учащиеся отмечают, что придаточное сравнительное поясняет все главное предложение при помощи сравнения (уподобления) явлений; придаточное уступительное указывает, вопреки чему происходит действие в главном; придаточные следствия содержат вывод, указывают на результат того, о чём сообщалось в главной части.
Упражнение 104 (168).
— Прочитайте подборку предложений. Какими союзами присоединяются придаточные сравнительные к главному предложению?
— Чем придаточные сравнительные предложения отличаются от сравнительных оборотов?
(В придаточных предложениях есть грамматическая основа.)
— В каких стилях речи часто используются сравнительные обороты и придаточные сравнительны как изобразительное средство?
Учитель обращает внимание учащихся на 5 и 6-е предложения с союзами чем — тем и чем. Их называют сравнительно-сопоставительными сложноподчинёнными предложениями.
3. Материал для наблюдения — упражнение 109 (175) (синтаксические синонимы).
Упражнение 110 (176).
— Какими способами придаточные уступительные присоединяются к главному предложению?
Учащиеся называют союзыхотя, несмотря на то что.
Учитель напоминает, что союзнесмотря на чтозапятой не разделяется, в простом предложении оборот с производным предлогом несмотря на всегда обособляется: Несмотря на сильные морозы, строительные работы продолжались — упражнение 111 (177), предложение 2.
Если придаточное уступительное стоит перед главным предложением и присоединяется к нему союзомхотя, в главном предложении могут употребляться противительные союзы но, однако — упражнение 110 (176), предложение 2.
Союзы пускай, пусть употребляются в придаточном уступительном, когда в главном предложении выражается уверенность в необходимости, обязательности действия (предложение 7).
Уступительные придаточные могут присоединяться к главному предложению союзным словом с усилительной частицей ни (часть II, предложения 1, 3). Сочетания сколько ни, куда ни, как ни можно заменить союзом хотя.
Необходимо обратить внимание учащихся на второе предложение во II части упражнения: простое предложение с сочетанием только не сопоставимо с риторическим вопросом. Четвёртое предложение — сложноподчинённое с придаточным определительным, в котором при сказуемом употреблена отрицательная частица не.
(Тренировка в различении частиц не и ни упражнения 116, 125 (181, 191)).
5. Упражнение 111 (177) — синтаксические синонимы.
6. Упражнение 112 (178) — задание распределить по 6 вариантам.
7. Можно ли перенести запятую в предложениях? (Запись на доске.)
Грей так задумался, что позабыл о хозяине. (А Грин.)
Грей задумался так, что позабыл о хозяине.
Учащиеся делают вывод, что 2-ом предложении можно изменить постановку знака препинания: Грей задумался, так что позабыл о хозяине. При этом изменится вид придаточного, вместо придаточного образа действия — придаточное следствия.
Упражнение 121 (186).
— Найдите придаточные предложения со значением следствия.
(Предложения 1, 2, 4, 6, 7.)
Придаточные следствия поясняют главное предложение, всегда стоят после него и присоединяются только союзом так что.
(Придаточные, присоединяемые при помощи предложных групп в силу чего, вследствие чего, приобретают характер присоединения; примеры — упражнение 122 (188).)
9. Систематизация изученного — повторная работа с таблицей на стр. 30—31 (57—58).
— С какими видами придаточных обстоятельственных вы познакомились? Какова их роль в устной и письменной речи?
III. Проверочная работа. («Блиц-опрос».)
Учитель читает предложения, учащиеся определяют вид придаточных и записывают на листочках, затем сдают работы.
1) Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан.
2) Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол. (К. Паустовский.)
3) Почти нет той минуты в сутках, чтобы в последовских полях не кипела работа. (М. Салтыков-Щедрин.)
4) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский.)
5) Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно. (К. Паустовский.)
6) Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, чтоб Грандисону она Ловласа предпочла... (А. Пушкин.)
Запись на контрольных листках: 1) образа действия; 2) цели; 3) определительное; 4) изъяснительное; 5) цели;6) причины.
Домашнее задание. Упражнение 117 (182).