Уроки 37—38. Придаточные предложения условные, причины и цели

Цель уроков: формировать умения различать сложноподчинённые предложения с указанными видами придаточных и простые осложнённые предложения; определять средства связи придаточных с главным, правильно расставлять знаки препинания.

Ход уроков

I. Повторение изученного.

1. Синтаксический разбор предложений (устно; задание распределить по 6 вариантам).

1) Зима.

2) Светает поздно.

3) До рассвета в доме ни шороха.

4) Засыпало снегом дороги и тропинки.

5) Заметили на горизонте тяжёлые тучи?

6) Покатаемся сегодня на санках!

Все предложения односоставные: 1) назывное; 2) безличное; 3) безличное, неполное, (отрицательное сказуемое подразумевается); 4) безличное; 5) неопределённо-личное; 6) определенно-личное.

Верно ли утверждение?

В каждом предложении есть союз что, поэтому все сложноподчиненные предложения — с придаточнымиизъяснительными».

1) По очертанию облаков, по золоту листвы

Осенний этот день таков,

Что краше дня весны. (В. Инбер.)

2) Я рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде. (М. Горький.)

3) К самому вечеру так стихло, что листок на берёзе не шевелился. (М. Пришвин.)

Учащиеся определяют, что только второе предложение с изъяснительной придаточной частью; затем производят синтаксический разбор последнего предложения — с придаточным образа действия и степени.

II. Новый материал.

1. Работа с таблицей на стр. 31(57—58) и упражнениями 94 (154) (придаточные условные), 96(156) (придаточные причины), 100 (162) (придаточные цели).

— На какие вопросы отвечают придаточные условные, причины и цели?

— Что поясняют эти придаточные предложения? (Придаточные относятся ко всему главному предложению, указывают, при каком условии, по какой причине, зачем совершается действие в главном предложении.)

— Какое место могут занимать придаточные условные, причины и цели по отношению к главному?

(Придаточные условные и цели могут занимать любое место по отношению к главному предложению, придаточные причины всегда располагаются после главного предложения.)

Учитель сообщает, что придаточные условные чаще всего присоединяются к главному предложению с помощью союзаесли (стилистически нейтрального), коли (устаревшего, имеющего архаический оттенок), кабы (разговорного), раз (имеющего добавочный оттенок причинного значения) — упражнение 94(154), предложения 3, 11 (10), когда (оттенок временного значения) — упражнение 94 (154), предложения 7, 10(6, 9).

2. Чтение примечания 2 на стр. 32 (59).

— Найдите в упражнении 94 (154) сложное предложение без союза, часть которого синонимична придаточному условному. (Предложение 6(5).)

Упражнение 96 (156).

— Прочитайте предложения 1, 3, 5, 8 дважды — выделяя интонацией указательное слово и не выделяяего.

Во 2-м предложении расчленение союза объясняется наличием частицы только.

Чтение теоретического материала на стр. 32(59).

4. Правописание производных предлогов и союзов (повторение).

а) раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Включить (в) следстви..., обнаружить (в) следстви... по делу, (в) следстви... похолодания, иметь (в) виду, (в) виду ряда обстоятельств, (в) виде предупреждения, (в) связи с угрозой;

б) слитно или раздельно? (Устно.)

По тому, как он разговаривает, можно судить о его настроении. — Он в плохом настроении, потому не хочет разговаривать.

От того, что облака почти касались верхушек берез, на земле было тихо и тепло. (Е. Паустовский.) — Право, мне скучно оттого, что вы уехали так далеко. (А. Чехов.) (Право, мне скучно потому, что вы уехали...)

III. Закрепление.

1. Определите вид придаточных предложений.

1) Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с именем Петра. (А. Пушкин.)

2) Ячмень сеют, когда молодой скворец голову в окошке показывает. (М. Пришвин.)

3) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет... (И. Крылов.)

4) Самая поздняя осень — это когда от морозов рябина сморщится и станет, как говорят, «сладкой». (М. Пришвин.)

(В первом предложении — придаточное определительное, во втором — времени, в третьем — условия:союзкогда синонимичен союзу если. Четвертое предложение простое, сказуемое выражено придаточным времени.)

2. Упражнения 93, 95 (153, 155) — синтаксическиесинонимы.

Вывод: придаточные условные содержат указание на реальные или желаемые (предполагаемые, возможные) условия; придаточные причины не только указывают на причину того, о чем говорится в главной части, но и обосновывают ее. Сложноподчинённое предложение— форма выражения сложной мысли. Союзы позволяют уточнить отношения между частями.

3. Упражнение 97(158) — замена синтаксических конструкций.

4. Упражнение 98 (160) — самостоятельная работа.

5. Анализ предложений упражнения 100 (162).

Учащиеся делают вывод о способах присоединения придаточных цели к главному и постановке знаков препинания.

(Союз чтобы наиболее употребительный, дабы — устаревший. С помощью союзов-частиц только бы, лишь бы подчёркивается готовность на любое действие для достижения цели. Если в главном предложении логически подчёркнуто указательное слово, запятая ставится после него (предложение 5). Особенность грамматической основы придаточных цели: сказуемое в них часто выражено глаголом в неопределённой форме.)

Упражнение 99 (161).

Продолжение работы по различению видов придаточных предложений:

1) Оружие на казаке всегда прилажено так, чтобы оно не звенело и не бренчало. (Л. Толстой.)

(Многозначное придаточное со значением образа действия и цели.)

2) Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась. (Пословица.)

3) Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. (Л. Толстой.)

7. Диктант. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчание и почувствовал, что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух. Из холма, склеенного природой из громадных, уродливых камней, сквозь трубочку из болиголова, вставленную каким-то неведомым благодетелем, тонкой струйкой бежала вода. Она падала на землю и, прозрачная, веселая, сверкающая на солнце и тихо ворча, точно воображая себя сильным и бурным потоком, быстро бежала куда-то влево. Недалеко от холма маленькая речка расползалась в лужицу; горячие лучи и раскалённая почва, жадно впитывая ее, отнимали у нее силу; но немножко далее она, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что шагах в ста от холма по течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса.

(А. Чехов.)

Домашнее задание. Упражнение 101 (163).

Наши рекомендации