Уроки 33—34. Развитие речи. Сочинение-рассуждение о родном крае (городе, посёлке, деревне) — упражнение 91 (151)

См.: упражнения 136, 243, 268, 278 (150, 207, 379, 391).

Урок 35. Придаточные предложения образа действия и степени

Цель урока: формировать умения отличать указанные виды придаточных от других, познакомить с понятием «многозначность придаточных предложений», совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

Разминка».

Определите вид придаточных предложений и средства их связи с главным.

1) И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой... (К. Паустовский.)

2) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несётся, несется на всех парусах. (М. Лермонтов.)

3) Я вышел в путь, чуть занялась заря. (Н. Некрасов.)

4) По мере того как Левин подъезжал к лугу, ему открывались шедшие друг за другом затянутой вереницей и различию махавшие косами косцы. (Л. Толстой.)

5) Не дождавшись, когда кончится беседа, я вернулся на квартиру, в избу Спирьки, один. (Д. Мамин-Сибиряк)

(В первом предложении — придаточное определительное, в последнем — придаточное изъяснительное.Предложения 2, 3 выражают отношения разновременности, 4-е отношения одновременности.)

Справка для учителя.

Придаточные предложения времени могут присоединяться к главным также с помощью союзов лишь, едва лишь, лишь только, как, чуть только, раньше чем, прежде чем, покуда (разг.), покамест (архаич.), после того как, только что (лишь, чуть), перед тем как и др.

Индивидуальное задание — упражнение 92 (у доски).

Работа со схемами.

Упражнение 79 (138) — I вариант, упражнение 85 (144) — II вариант.

Сопоставляя свои примеры, учащиеся делают вывод, что одни и те же средства связи могут присоединять к главному предложению придаточные разных видов.

3. Упражнение 67 (126) (I) — материал для наблюдения.

Выводы: в первом предложении придаточное отвечает на вопросы как? каким образом? — это придаточное образа действия, во втором придаточное отвечает на вопросынасколько? в какой степени? — это придаточное степени.

Хотя в главной части первого и второго предложений есть указательное слово так, смысловые отношения между главными и придаточными частями разные.

4. Работа с учебником — чтение теоретической справки на стр. 33 (60).

Упражнение 68 (68).

Учащиеся указывают однозначные придаточные образа действия (в предложениях 1, 7), степени (в предложениях 10, 11) и многозначные придаточные (во 2-м — со значением цели, в 3-м — со значением сравнения и т. п.)

6. Тренировочные упражнения 69, 71 (128, 130) (устно), 72 (131) (письменно).

Домашнее задание. Упражнение 73 (132).

Урок 36. Контрольный диктант[9]

СКРИПУЧИЕ ПОЛОВИЦЫ.

Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие, они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.

Единственное, что раздражало композитора, — это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Но когда-нибудь все это он воплотит в своей музыке.

(По К. Паустовскому.)

Дополнительные задания.

1. Подчеркнитепридаточные в сложноподчиненных предложениях: в первых трех абзацах (I вариант); в последних двух абзацах (II вариант).

2. Произведите синтаксический разбор второго предложения (I вариант); предложенияЭто напоминало оркестр... (II вариант).

3. Разберите слова по составу: растрепанные, скрипучие, проиграть (I вариант); пробирался, потрескивая, постучавшего (II вариант).

4. Найдите слова с орфограммой «Буквы з и сна конце приставок».



Наши рекомендации