III. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

1. Материал для наблюдения — упражнение 34(89).

— По каким признакам вы определили вид придаточного предложения?

Упражнение 35 (90) — закрепление, тренировка в составлении схем.

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала на стр. 20(44) (частьI).

— Какие дополнительные сведения о придаточных определительных предложениях вы узнали?

Упражнение 36 (91 (I)).

Учитель обращает внимание на соблюдение правильной интонации при чтении: выделение с помощью логического ударения существительного или указательного слова, к которым относится придаточное определительное, паузу между главным и придаточным предложением, ускоренный темп произнесения придаточного, стоящего внутри главного предложения.

Если придаточные определительные относятся к существительным, которые обозначают место, время, то для их присоединения используются союзные словакуда, откуда, где, когда (предложения 3, 4, 5, 6).

Использование разнообразных союзов и союзных в не только устраняет повторы, но и вносит в придаточную часть дополнительные смысловые оттенки:какой — уподобления, сравнения; как — временные; чтобы — целевые; словно, будто, точно — сравнения.

Словарь.

Аккомпанемент, аккомпанировать.

5. Выбор союзных слов для присоединения придаточной части к главной.

Послушайте отрывок из известного стихотворения. С какой целью автор допускает повтор одного и того же слова?

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

(Из английской народной поэзии.

Перевод С. Маршака.)

Учащиеся отмечают, что повтор союзного словакоторый создает комический эффект и является художественным примером. Чтобы избежать этого в других текстах, надо заменять его другими союзными словами — упражнение 38(93) (устно.)

6. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, которые прикреплены к главному союзными словами что, чей, от кого.

7. Синтаксические синонимы — упражнение 39(94).

Домашнее задание. § 6(10), упражнение 41 (97).

Уроки 23—24. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Цель уроков: формировать умения находить придаточные определительные предложения, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными данного вида, производить синонимическую замену.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания— упражнение 41 (97).

Дополнительный вопрос.

— К чему относятся придаточные предложения в данных примерах?

Учитель знакомит класс с новым понятием.

II. Местоимённо-определительные придаточные предложения.

Работа с учебником.

Чтение теоретического материала на стр. 20 (45) (часть II).

Работа с термином местоимённо-определительные — относятся к местоимению.

Справка.

Чисто условно к сложноподчинённым предложениям с придаточной определительной частью относятся предложения с местоимениями (определительными и указательными) в главной части. Условно потому, что придаточные в таком случае не определяют местоимение (оно бескачественно и не способно определяться), а конкретизируют его значение, раскрывают его смысл: Кто весел, тот смеется. (Л. Кассиль)

— Где может находиться местоимённо-определительное придаточное предложение по отношению к главному?

Учащиеся делают вывод, что местоимённо-определительные придаточные предложения могут стоять перед главным предложением. (Собственно определительные придаточные предложения — только после определяемого слова.)

Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу. (Н. Чернышевский.)

Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал[8]. (В. Арсеньев.)

Учитель обращает внимание учащихся на место союзного слова в последнем предложении и постановку знаков препинания на границах придаточного предложения.

Учащиеся строят на доске схемы 3 и 8-го предложений из упражнения 41(97).

2. Орфографическая работа по материалам упражнения 41 (97).

— Как перегруппировать вопросы, чтобы сделать выводы о слитном и раздельном написании не с различными частями речи? (Вопросы 2 и 3, 1 и 4.)

а) Словарный диктант.

Не было недоверия, несдобровать, не спрашивая ни о чем, шёл не спеша, оделся не торопясь, неслышный шаг, не слышный никому, неслыханный успех, такого не слыхано, неверные сведения, ответы неверны; неширокая, но глубокая река, вовсе не зрелое яблоко, еще незрелое зерно, недопитый чай, не допитый в спешке, кофе, здание не достроено, бандероль не получена.

б) Данные прилагательные и причастия запишите с частицей не.

I в а р и а н т — неприветливый взгляд

невыбеленное полотно

II в а р и а н т — неинтересный доклад

непризнанный талант

(О б р а з е ц записи с причастием: не выбеленное, а серое полотно; никем не выбеленное, не выбеленное на солнце, не выбелено).

Словарь.Активный, деятельный.

Наши рекомендации