III. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
1. Материал для наблюдения — упражнение 34(89).
— По каким признакам вы определили вид придаточного предложения?
Упражнение 35 (90) — закрепление, тренировка в составлении схем.
Работа с учебником.
Чтение теоретического материала на стр. 20(44) (частьI).
— Какие дополнительные сведения о придаточных определительных предложениях вы узнали?
Упражнение 36 (91 (I)).
Учитель обращает внимание на соблюдение правильной интонации при чтении: выделение с помощью логического ударения существительного или указательного слова, к которым относится придаточное определительное, паузу между главным и придаточным предложением, ускоренный темп произнесения придаточного, стоящего внутри главного предложения.
Если придаточные определительные относятся к существительным, которые обозначают место, время, то для их присоединения используются союзные словакуда, откуда, где, когда (предложения 3, 4, 5, 6).
Использование разнообразных союзов и союзных в не только устраняет повторы, но и вносит в придаточную часть дополнительные смысловые оттенки:какой — уподобления, сравнения; как — временные; чтобы — целевые; словно, будто, точно — сравнения.
Словарь.
Аккомпанемент, аккомпанировать.
5. Выбор союзных слов для присоединения придаточной части к главной.
Послушайте отрывок из известного стихотворения. С какой целью автор допускает повтор одного и того же слова?
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
(Из английской народной поэзии.
Перевод С. Маршака.)
Учащиеся отмечают, что повтор союзного словакоторый создает комический эффект и является художественным примером. Чтобы избежать этого в других текстах, надо заменять его другими союзными словами — упражнение 38(93) (устно.)
6. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, которые прикреплены к главному союзными словами что, чей, от кого.
7. Синтаксические синонимы — упражнение 39(94).
Домашнее задание. § 6(10), упражнение 41 (97).
Уроки 23—24. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Цель уроков: формировать умения находить придаточные определительные предложения, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы сложноподчинённых предложений с придаточными данного вида, производить синонимическую замену.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания— упражнение 41 (97).
Дополнительный вопрос.
— К чему относятся придаточные предложения в данных примерах?
Учитель знакомит класс с новым понятием.
II. Местоимённо-определительные придаточные предложения.
Работа с учебником.
Чтение теоретического материала на стр. 20 (45) (часть II).
Работа с термином местоимённо-определительные — относятся к местоимению.
Справка.
Чисто условно к сложноподчинённым предложениям с придаточной определительной частью относятся предложения с местоимениями (определительными и указательными) в главной части. Условно потому, что придаточные в таком случае не определяют местоимение (оно бескачественно и не способно определяться), а конкретизируют его значение, раскрывают его смысл: Кто весел, тот смеется. (Л. Кассиль)
— Где может находиться местоимённо-определительное придаточное предложение по отношению к главному?
Учащиеся делают вывод, что местоимённо-определительные придаточные предложения могут стоять перед главным предложением. (Собственно определительные придаточные предложения — только после определяемого слова.)
Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу. (Н. Чернышевский.)
Небо почти очистилось от туч, последние остатки которых уходили за перевал[8]. (В. Арсеньев.)
Учитель обращает внимание учащихся на место союзного слова в последнем предложении и постановку знаков препинания на границах придаточного предложения.
Учащиеся строят на доске схемы 3 и 8-го предложений из упражнения 41(97).
2. Орфографическая работа по материалам упражнения 41 (97).
— Как перегруппировать вопросы, чтобы сделать выводы о слитном и раздельном написании не с различными частями речи? (Вопросы 2 и 3, 1 и 4.)
а) Словарный диктант.
Не было недоверия, несдобровать, не спрашивая ни о чем, шёл не спеша, оделся не торопясь, неслышный шаг, не слышный никому, неслыханный успех, такого не слыхано, неверные сведения, ответы неверны; неширокая, но глубокая река, вовсе не зрелое яблоко, еще незрелое зерно, недопитый чай, не допитый в спешке, кофе, здание не достроено, бандероль не получена.
б) Данные прилагательные и причастия запишите с частицей не.
I в а р и а н т — неприветливый взгляд
невыбеленное полотно
II в а р и а н т — неинтересный доклад
непризнанный талант
(О б р а з е ц записи с причастием: не выбеленное, а серое полотно; никем не выбеленное, не выбеленное на солнце, не выбелено).
Словарь.Активный, деятельный.