Уроки 11—12. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Цель уроков: отработать умения определять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, выбирать знакпрепинания ля их обозначения.
Ход уроков
I. Повторение.
1. Выборочная проверка домашнего задания.
— Прочитайте сложносочинённые предложения, частями которых являются односоставные. Какие именно?
Учащиеся читают 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13 предложения.
— В какие предложения можно внести общий второстепенный член?
(О б р а з е ц. Общий второстепенный член можновнести в первое предложение: Вдруг прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах; во второе: Всю ночь... и т. п.)
2. Прокомментируйте ответ ученика.
В предложенииК рассвету и ветер ослабел и прибой затих запятая перед союзом и не ставится, потому что части сложносочинённого предложения имеют общий второстепенный член к рассвету.
(При анализе предложения ученик не обратил внимания на то, что соединительный союз и повторяющийся.Это не входит в условия правила и прекращает действие нормы.)
3. Упражнение 15 (65) — использование общего второстепенного члена.
4. Составьте предложения по схемам. (Союзы можно заменить другими — но, зато, или.)
I вариант
[определённо-личное], и [двусоставное].
[безличное], и [двусоставное].
[безличное], и [безличное].
II вариант
[неопределённо-личное], и [двусоставное].
[определённо-личное], и [определённо-личное].
[назывное], и [безличное].
(Удачный пример к схеме [определённо-личное], и [определённо-личное] — Не плачьте, и простимся спокойно.При работе со схемой [безличное], и [безличное] предложения не должны быть однородного состава, так как в этом случае занятая между ними не ставится:С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Возможный вариант: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко. (О. Берггольц.) Подмораживало, и не хотелось покидать уютный дом.)
II. Новый материал.
Сообщение учителя.
В сложносочиненных предложениях с союзом и могут передаваться значения неожиданности результата, быстрой смены событий. Такие предложения характеризуются особой, прерывистой интонацией, поэтому в них вместо запятой ставится тире: Один прыжок — и лев уже на спине буйвола. (А. Куприн.)
2. Проанализируйте упражнение 14(64) (домашнее задание). В каких предложениях уместна постановка тире? (Прохладой дунуло — и прошлогодний лист зашелестел в дубах и т. п.)
III. Закрепление.
1. Выбор варианта пунктограммы. (Выборочно записать.)
1) С колесницы нал Додон,
Охнул раз — и умер он.
2) Еще напор — и враг бежит.
3) Бойцы сомкнулись, полетели
Навстречу рати удалой,
Сошлись — и заварился бой.
4) Ещё одно последнее сказанье —
И летопись окончена моя.
(Из произведений А. Пушкина.)
5) Все проснулось, и все молчит.
6) Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движенья, ни шума.
(Из произведений И. Тургенева.)
(В пятом и шестом предложениях не передаётся значение неожиданности результата или быстрой смены событий, запятая ставится по общей норме.)
2. Знакомство с порядком синтаксического разборасложносочиненного предложения (стр. 135) (193). Разбородного из записанных предложений.
Объяснительный диктант.
Верхний тонкий край растянутого облачка засверкает змейками, блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями... К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца, на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо; алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда.
(По И. Тургеневу.)
Дополнительные задания.
— Каким настроением пронизан текст?
— Какие средства выразительности использует для этого автор? (Лексические средства: подбор прилагательных, передающих цвета и оттенки; наречий, подчёркивающих размах происходящего, — весело, величаво, спокойно, тихо; употребление устаревшего существительного светило подчёркивает торжественность.Синтаксические средства: сложные предложения, части которых содержат однородные члены, повторы, сравнение, усиливающие внимание к деталям.)
— Найдите предложения с сочинительными союзами, объясните постановку знаков препинания.
Домашнее задание: Упражнение 16 (66).
Пропуск знаков препинания затрудняет понимание текста, поэтому учитель может прочитать его вслух, Соблюдая необходимые паузы.
Словарь.
Стерня — скошенный хлеб.
Сажень — мера длины (2,13 м).