Урок 2. Повторение изученного в 5—8 классах
Цель урока: повторить теоретические сведения, необходимые дл осознанного восприятия синтаксиса сложного предложения.
Ход урока
1. Выборочная проверка домашнего задания.
— Объясните причину постановки или отсутствия тире в предложениях: Филологии вовсе не свойственна сухость, филология — это наша жизнь. Значение синтаксических работ Шахматова в истории русского языка очень велико.
(Во втором предложении между подлежащим и сказуемым тире не ставится потому, что сказуемое выражено именем прилагательным.)
2. Чем выражены главные члены предложений?(Устно)
1) Что за страшная картина!
2) Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат...
3) Точность и кратность — вот первые достоинства прозы.
4) Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.
(Из произведений А. Пушкина.)
5) Читать и любить Пушкина — значит прислушиваться к тому, как юность поёт в твоей крови. (А. Н. Толстой.)
(Первое предложение назывное, подлежащее выражено именем существительным, что за — частица. Во втором предложении подлежащее выражено словосочетанием два сына, сказуемое — составное именное с глаголом-связкой лежат. В третьем — главные члены выражены существительными в именительном падеже, связка нулевая, то есть сказуемое составное именное. В четвертом предложении подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое — составное именное, имеется связка. В пятом предложении оба главных члена выражены неопределённой формой глагола, связка нулевая, перед сказуемым частица значит.)
Четвертое и пятое предложения можно использовать для синтаксического разбора.
Объяснительный диктант.
Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом. А когда на куртинах распускаются сирень, жасмин и шиповник, в доме становится особенно ароматно.
Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами носка и меда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчелы. А в осенние дни в дом приносят яблоки здешних садов. Яблок отборные, всех сортов и мастей: антоновка, титовка, бабушкино, ревельский ранет, белый налив... Яблоневый дух переплетается с запахами цветов и меда. От этого в комнатах становится еще теплее и уютнее.
(По С. Гейченко.)
Определите тип и стиль речи.
Укажите средства связи предложений в тексте. (Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически: слова и формы слов последующего предложения зависят от слов предыдущего: дом — он — его; когда — тогда и т. п. Средствами связи являются сочинительные союзы, указательные местоимения, наречия, повторяющиеся и однокоренные слова.)
— Объясните значение слова куртина. (Цветочная грядка, клумба.)
Найдите в тексте синонимы.
— Почему в тексте встречаются повторы? (Автор сохраняет слова, особенно важные для содержания.)
— Найдите грамматические основы в первом и во втором предложениях.
— Сделайте обобщение о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
Учащиеся могут проиллюстрировать свои ответы схемами:
сущ. И. п. — сущ. И. п.
инф. —инф.
числ. — числ.
Пояснение учителя. В первом предложении текста подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже, но между ними частица хоть и, поэтому тире не ставится.
Работа с учебником.
Проанализируйте таблицу «Тире между подлежащим и сказуемым» на стр. 115(169).
В каких случаях между подлежащим и сказуемым не ставится тире? Используйте для примеров упражнения 229, 230 (331).
Учитель может дополнить материал: тире перед частицами это, вот, значит ставится и в предложениях, не имеющих полного сочетания условий для употребления этого знака. Например: Скрытничать перед ней — это было бы преступление. (И. Тургенев.)
5. Произведите следующие виды разбора:
I вариант — морфемный разбор слов зацветают,распускаются,
II вариант — синтаксический разбор предложения Яблоки отборные...;
III вариант — фонетический разбор слова уютнее.
Домашнее задание. Упражнение 4 (43).
Практика показала, что в 9 классе целесообразно объединять уроки русского языка. Продолжительность сдвоенного урока позволяет организовать полноценную комплексную работу: изучение нового материала, повторение, многоаспектный анализ текста, совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Учащиеся выпускного класса основной школы должны давать развернутые ответы, анализ и коррекция которых также требуют времени.
Уроки 3—4.Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения[2]
Цель уроков: повторить основные единицы синтаксиса — словосочетание и предложение.
Ход уроков
1. Индивидуальное задание — упражнение 2(40). (Вставить пропущенные буквы.)
Задание классу — пунктуационный разбор предложения.
Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история.
(Г. Гейне.)
Дополнительные задания.
Найдите в предложении однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Можно ли применять одно правило для определения орфограммы-гласной в этих корнях? (Однокоренные слова мир — всемирная с проверяемой безударной гласной, омонимичный корень в слове умирает — с чередованием гласных.)
2. Выборочная проверка домашнего задания — упражнение 4 (43).
— В каких предложениях возможны варианты пунктограмм? Какой вариант вы выбрали?
(Обособленные приложения обычно выделяются запятыми, но в ряде случаев этот знак оказывается невыразительным. Тире употребляется для выделения распространенного приложения или отделения приложения, стоящего в конце предложения, поэтому: Друг Пушкина, поэт Языков, воспел.... Воспел Волгу — властительницу вод.)
3. Проверка индивидуального задания.
Задание классу — работа со словосочетанием по вопросам к упражнению 2(40).
Дополнительные вопросы.
— Назовите виды связи между словами в предложении. (Сочинительная — между однородными членами, подчинительная — в словосочетании.)
— По каким признакам классифицируются словосочетания?
Ученики классифицируют словосочетания по характеру главного слова (именные, глагольные, наречные), способу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), грамматическому значению: предмет и его признак, действие и его признак, действие и его причина, действие и его цель и т. п.
4. Сопоставьте записанные на доске выражения.
Синева неба. — Синее небо. Небо синее.
Яблони вцвету. Яблони в цвету — весны творенье.
— Чем отличается словосочетание от слова? предложение от словосочетания?
— Какими членами предложения являются выделенные слова? Какие ошибки возможны при разборе таких предложений?
(В зависимости от места в предложении и распространенности-нераспространенности одни и те же слова выступают как разные члены предложения:Яблони в цвету. — Яблони в цвету — весны творенье. Синее небо — назывное распространенное предложение, так как выражает мысль, имеет интонационную законченность. Небо синее — двусоставное, нераспространенное предложение. Словосочетания конкретизируют общие значения слов, не имеют интонации законченности.)
5. Самостоятельная работа — упражнение 3 (41).
Учащиеся производят синтаксический разбор 1—5 предложений (по 5 вариантам).
Задание для 6 варианта: графически обозначить однородные члены в остальных предложениях текста (I и II абзацы).
При подведении итогов учащиеся строят схему
Учитель обращает внимание учащихся на то, что в упражнении 3 первое предложение двусоставное: подлежащее выражено вопросительным местоимением что, сказуемое — составное именное.
Проверка 6 варианта. Один ученик строит схемы предложений I абзаца, второй — II абзаца.
Образец:
— Расскажите о пунктуации при однородных членах предложения и вариантах постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.
6. Объясните случаи постановки или отсутствия занятой перед союзом. (Устно или графический диктант.)
1) Мал золотник, да дорог. (Пословица.)
2) Мы видели вокруг себя только лазурь да волнистую степь. (И. Бунин.)
3) Лютик хотя и желтый, но все же не очень яркий цветок.
4) Целую жизнь потом он если не рассказывал, то вспоминал эту историю. (К. Федин.)
5) Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие сучья. (К. Паустовский.)
Запишите текст.
Сколько же лет я не был тут? И не припомнить. Все спешил, всё бежал в надежде побольше увидеть, почувствовать. И уже слишком узкой стала казаться родная тропинка, мелкой речка, привычным куст ивы над рекой. Со временем все это куда-то отодвинулось, как будто ничего и не было.
А речка, оказывается, все так же текла, журча на перепадах, и родники все так же били, перезваниваясь между собой. И если бы я к ним сегодня не пришёл, они бы ничего не потеряли. А вот я, быть может, потерял бы многое.
Раздвигаю заросли, обжигаясь крапивой, и отыскиваю один родничок, другой, третий... Пробую из каждого по глотку и чувствую, как рождается в сердце какая-то особенная радость.
(Н. Андреев.)
Дополнительные задания.
— Чем осложнены простые предложения в данномтексте?
— Произведите синтаксический разбор первого и второго предложений.
— Укажите слова с орфограммами-гласными в корне и объясните выбор орфограммы.
Домашнее задание: Упражнение 285(402).