О здании часовни Д.И. Стахеева
Дмитрий Иванович Стахеев
Писатель, с юношеского возраста живший в Сибири, автор романов "Домашний очаг", "Горы золота", "Студенты", в которых нашли отражение его впечатления от длительных поездок по Сибири. Родился в городе Елабуге Вятской губернии в купеческой семье. Отец его Иван Иванович (1802 - 1885) - богатейший купец, известный миллионными пожертвованиями на благотворительные цели, торговал мануфактурными товарами, хлебом, чаем, краской индиго и др. Был он человек глубоко верующий, справедливый, честный, чуждый тщеславия, но постоянно занятый торговыми делами, не мог уделять детям много внимания, заниматься их воспитанием." Мать Дмитрия умерла, когда мальчику было всего шесть лет. Отец следил, чтобы дети (а их у него было четверо, с Дмитрием) непременно ходили в церковь, особенно в те дни, когда совершались заказные обедни. С ранних лет он начал приучать мальчика к торговле, замечал его способности и радовался его сообразительности, хорошей памяти, деловой сметке. Воспитание он получил домашнее, довольно скудное, поскольку его обучением занимался дьяк местной церкви. Но любознательный мальчик схватывал на лету все, что ему объясняли и показывали, и поэтому через год он уже мог бегло читать и писать и знал азы арифметики. В своей автобиографии, написанной по просьбе чешского переводчика и историка русской литературы А.А. Врзала (1864 - 1930) в сентябре 1892 года, Д.И.Стахеев вспоминает: "Воспитание я получил домашнее, ограничившееся знанием русского языка и первых четырех правил арифметики. К торговым делам склонности с детства не имел, а с юных лет любил чтение и читал все, что попадалось под руку: и астрономические сочинения и акафисты святым. С десяти лет стал писать стихи и, прежде чем научился при содействии знакомого учителя уездного училища грамматике, исписал десятки стоп бумаги. Когда, почему и какими непонятными мне силами я был увлечен страстью к писательству, - объяснить, конечно, не могу..." Умер в Крыму 16 марта 1918 года.
«Алуштинский вестник»
Полина ГЕРАСИМОВА
О здании часовни Д.И. Стахеева
Часовнями называются малые безалтарные церкви. Первоначально часовни ставились над входом в подземные кладбища, над подземными храмами, которые строились над гробами мучеников и, таким образом, служили надгробными памятниками и обозначали места расположения престолов; также «часовни строились на местах, ознаменованных какой-либо чудодейственной милостью Божией или в воспоминание важных событий из жизни Церкви и народа» [1].
Памятники, в том числе и монументальные, по образцу тех надгробных часовен и памятников, которые строились над входом в катакомбы и над гробами мучеников, могут воздвигаться и над гробами умерших. Так, синодский указ 1853 года сообщал о необходимости «располагать прихожан к постройке церквей, где они нужны, допуская строение их в простейшем виде и не препятствуя постройке часовен, с тем, чтобы в последних православные причты по временам отправляли славословия». Более того, в 1865 году был издан именной указ, объявленный сенату святейшим синодом, о предоставлении епархиальным архиереям права самим разрешать постройку часовен, как в селениях, так и в городах, кроме столиц, а также окончательно разрешать дела о самовольном построении или перестройке часовен. Вероятно, именно этой возможностью и воспользовался Д.И. Стахеев, популярный писатель-беллетрист рубежа XIX-XX веков. Часовня, возведенная над могилой первой жены Д.И. Стахеева, дочери кяхтинского купца Любови Константиновны Стахеевой (Трапезниковой) с которой он сочетался браком в 1860-м году и которую он любил настолько, что этим пошел против воли отца, была построена соответственно после ее смерти в 1891 году.
Л.К. Стахеева (Трапезникова) была похоронена на старом Алуштинском кладбище, находившемся в западной части Алушты, тогда еще не застроенной. Сегодня это район улиц Пионерской и Горбачевой, местами там еще сохранились старые кипарисы. Не позже 1904 года это кладбище (или этот его район) был закрыт для захоронений. Об открытии нового кладбища свидетельствует хранящаяся в фондах музея его фотография, сделанная в 1904 году родственниками похороненного там жителя Алушты Венеамина Степановича Игумнова, скончавшегося 5/III 1904 года [2]. (Приложение 1).
По поводу конкретного места расположения часовни единого мнения нет. Краевед Л.Н. Попова, считает, что она находилась «на старом православном кладбище, выше здания КрымНИИПроекта, напротив дома по ул. Снежковой, 7. Площадка, где стояла часовня, сохранилась, на ней растут сосны» [3]. По воспоминаниям А.К. Жарикова, человека, который до самой смерти обладал прекрасной памятью и живым умом, часовня находилась напротив дома №3 по ул. Горбачева (через дорогу справа при ориентации на север).
Утверждают, что после смерти самого Д. И. Стахеева, в согласии с его желанием, его тело было захоронено рядом с первой женой в здании часовни. Титулярный советник Дмитрий Иванович Стахеев, 78 лет, скончался от паралича сердца. Л.Н. Попова в своей статье «Памяти земляка – писателя и педагога» сообщает: «В метрической книге Александро-Невского собора за 1918 год была сделана запись о смерти Д.И. Стахеева: «Дата смерти – 2 марта, дата погребения – 4 марта. Тело для погребения отправлено в Алушту» [3].
Распоряжение похоронить себя рядом с женой Л. Стахеевой (Трапезниковой) Дмитрий Иванович дал, скорее всего, еще задолго до встречи «с одной интеллигентной, молодой, но бедной девушкой, рьяной поклонницей» его творчества - Ольгой Николаевной Чистяковой, до встречи с которой он считал свое «земное поприще» оконченным. Но именно она вернула его к жизни, и в сентябре 1900 года, в возрасте 60 лет он вступает с Ольгой Николаевной во второй брак. С1905 года они окончательно поселились в Ялте и жили там вплоть до смерти Д.И. Стахеева, сначала в гостинице «Ореанда», а с весны 1913 года в доме Витмера, по соседству с гостиницей [4].
Вероятно, и вторая жена Д.И. Стахеева завещала похоронить себя в той же часовне. По воспоминаниям алуштинского старожила В.С. Лузанова, на фасаде часовни, справа от двери находилась мемориальная табличка красивой формы «с завитками» (вероятно - картушами) с именем Ольги Стахеевой. Хотя внутри часовни, которую В.С. Лузанов перед началом строительных работ в этом районе обследовал по просьбе Т.В. Рыбальчик, заведующей Алуштинским историко-краеведческим музеем, он увидел два захоронения. Около одного из них стояли в изголовье две жестяные банки, на которых читалась дата «1912 год». После земляных работ, проводимых перед застройкой этого района, на месте часовни было построено техническое здание.
Согласно свидетельствам старожилов Алушты, часовня, устроенная Д.И. Стахеевым, представляла собой небольшое, изящное здание из серого мраморовидного известняка, с двускатной крышей. Имеется карандашный рисунок, выполненный по памяти жителем Алушты М. Кравченко, помещенный в качестве иллюстрации к разделу о жизни Стахеевых в Алуште в книге краеведа Л.Н. Поповой «Старый альбом».
По воспоминаниям жителей Алушты, свидетелей истории бытования часовни в довоенное и послевоенное время до момента ее разрушения, собранным в 2001-2002 годах (все тех же В.С. Лузанова, А.К. Жарикова, Л.Н. Поповой, М. В. Кравченко, и др.), здание часовни после войны какое-то время использовалось в качестве жилья, затем, будучи оставленным без должного присмотра, ветшало и разрушалось. Окончательно часовня была разрушена к началу 60-х годов прошлого века во время застройки района бывшего кладбища новыми жилыми зданиями.
Предположение об участии Н.П. Краснова в создании проекта часовни, высказанное краеведом Л.Н. Поповой, не подтверждается списком работ, произведенных по его проектам и под его наблюдением в Крыму, составленным самим Красновым в 1913 году. В этом списке по Алуште числится всего два здания: дача Батуевых (дом №10 по совр. ул. Красноармейской) и дача Стахеева. Оба указанные здания идентифицированы. Здание бывшей дачи Батуева (дом №10 по современной улице Красноармейской) состоит на учете как памятник архитектуры, под «дачей Стахеева» подразумевалась стахеевская дача, построенная во второй части его имения, находившейся напротив имения Токмакова-Молоткова. В этом здании после революции располагалась контора совхоза «Алушта» (современное ГП «Алушта»). Сгоревшая в годы войны, она не была восстановлена в прежнем виде. Аутентичность сохранил только цоколь здания (Приложение 2).
Указать точно, где была расположена часовня, не имея в распоряжении необходимых документов, в настоящее время затруднительно, тем более что на месте бывшего кладбища неоднократно производилась перепланировка территории при проведении дорожных и строительных работ. Тем не менее, факт существования часовни и ее расположения на краю старого дореволюционного кладбища является неопровержимым.
Семья Герасимовых, проживающая в Алуште, предоставила музею эскизный проект будущей часовни на месте бывшей Стахеевской (Приложение 3).
Источники:
1. И. Снегирев, "Часовни в русском мире" ("Душеполезн. Чтение", 1862, XI); прот. К. Никольский, "О часовнях" (СПб., 1889) http://www.liturgy.ru/article_chram_pogost
2. Чернопятовъ В. И. Некрополь Крымскаго полуострова. // Оттискъ из XI т. Записокъ Московскаго Археологическаго Института. М., Типографiя Л.В. Пожидаевой, Моховая, д. 26., 1910. - с. 163
3. Л.Н. Попова «Памяти земляка – писателя и педагога». // Алуштинский вест ник.- №51 (1032) от 24.12.2010
4. А. Иванов. Дмитрий Стахеев: писатель-«вольнодумец» http://www.zur.ru/?action=print&id=3035
5. Алушта. – Изд.2-е, испр. и доп.-К.: «Стислос», 2006.-304с.
Заведующая Алуштинским
историко-краеведческим музеем В.Г. Рудницкая
Приложение 1
О писателе Д.И. Стахееве из разных источников:
А. Иванов. Дмитрий Стахеев: писатель-«вольнодумец» http://www.zur.ru/?action=print&id=3035
«…14 марта (нов. стиль) 1918 г. в Алуште в возрасте 78 лет скончался Дмитрий Иванович Стахеев — сын богатейшего елабужского купца, известного своими миллионными пожертвованиями на дела благотворения, популярный писатель-беллетрист. В силу своего пристрастия к литературе Дмитрий Стахеев поссорился со своим отцом Иваном Ивановичем и лет с 17 остался без его финансовой поддержки. Лишь после смерти отца, последовавшей 12 сентября 1885 г., Дмитрий Иванович получил значительное наследство, позволившее ему избавиться от бедности. Впрочем, в биографии Д. И. Стахеева, «составленной» М. Никольским и опубликованной в первом томе собрания сочинений писателя (Издание товарищества М. О. Вольф, 1902 г.), указано, что «только уже будучи 50-ти лет <Стахеев> получил значительное наследство после отца, обеспечившее его вполне». Получается, что еще лет пять наследник купца-миллионера перебивался как мог. В своей жизни Дмитрий Стахеев умудрился быть приказчиком, в чьих руках были сотни тысяч рублей (в Кяхте, что на границе с Китаем, 16-летний Дмитрий вел крупное чайное дело), неудачливым хлебопашцем на Амуре, изготовителем и продавцом сальных свечей в Благовещенске, учителем, а затем чиновником в Петербурге. И все это время он писал. Именно литературу Дмитрий Иванович считал своим предназначением в жизни. А ведь он мог стать и артистом. Упомянутый выше биограф писателя Никольский отмечает, что «замечательные вокальные способности Стахеева, его феноменальный, необыкновенный голос еще в Кяхте обратили на него внимание знатоков. В бывшем Кяхтинском Соборе он не раз читал апостольские послания, оглашая своды храма своим огромным басом, и он же, имея такой бас, пел первые тенорные партии в хоре певчих». При таких данных неудивительно, что по приезду в Петербург друзья Стахеева неоднократно советовали ему поступить в оперу. Но молодой писатель посчитал артистическую карьеру шаткой и «предпочел остаться любителем, восхищавшим своим звучным голосом лишь один скромный литературный кружок». В какой-то степени этот кружок действительно был скромным. В него входили литераторы В. Василевский, И. Зверев, А. Бычков, Т. Филиппов, известные сегодня разве что специалистам в области литературы, поэт А. Майков и критик Н. Страхов. Со Страховым, который посвятил произведениям Стахеева «несколько подробных разборов», Дмитрий Иванович прожил на одной квартире с 1874 по 1892 г. Примечательны следующие слова Страхова: «Время Стахеева еще придет <…>, вырастет поколение читателей, которое отдаст дань уважения его самостоятельному крупному таланту».
Возвращение к читателю состоялось в 1992 г. книгой «Духа не угашайте» (Казань), куда вошли избранные произведения Стахеева (подготовка текста, составление, вступительная статья Н. М. Валеева). Собственно говоря, именно Наиль Мансурович Валеев, тогда преподаватель Елабужского института, ныне — министр образования РТ, сделал все возможное для «продвижения» имени Стахеева. Впрочем, он был не первым: в 1984 г. кировский библиофил Евгений Петряев в своей книге «Живая память» (Москва) сообщил о том, что одни из самых острых фельетонов, печатавшихся в 1862 г. в забайкальской газете «Кяхтинский листок», принадлежали перу Д. И. Стахеева, скрывавшегося под псевдонимом Бытописец.
Теперь самое время остановиться на некоторых деталях биографии Дмитрия Стахеева. Родился он 2 февраля (ст. стиль) 1840 г. в Елабуге в богатейшей елабужской купеческой семье. С рождения ему была уготовлена участь торговая — продолжать дело отца Ивана Ивановича, который о своем юном сыне говорил следующее: «Память у него хороша, хороша память — деловой парень выйдет». Но деловой парень из Дмитрия не вышел: торговые дела его не занимали, и он решил посвятить себя литературе. А ведь оснований для реализации на этом поприще у него было изначально мало. Он получил, как отмечает М. Никольский, «самое скудное домашнее образование, в котором книга играла последнюю роль». Первой его книгой был псалтырь, грамоте же он научился по церковной азбуке у елабужского дьячка. Уже в 14 лет отец отправил Дмитрия по торговым делам в Томск, а оттуда в Кяхту. Перспективы были у юноши хорошие, но страсть к литературе привела к конфликту с отцом, и Дмитрий остался без финансовой поддержки со стороны всемогущего родителя. В Елабуге семья Стахеевых прозвала Дмитрия «вольнодумцем», а резковатый отец, по свидетельству биографа писателя, «на весь торговый мир кричал, размахивая руками: «Бестолковый он, бестолковый! На какую дорогу сунулся, — пропадет понапрасну, будет собакам хвосты рубить. Помогать я ему не буду, да и вам всем и другим прочим, с кем только я имею дело, строго-настрого запрещаю помогать Дмитрию. Кто ему будет помогать, тот — враг мой». С Иваном Стахеевым никто тягаться не решился, и с 1859 г. Дмитрий был финансово предоставлен сам себе. Зимой 1860 г. Дмитрий женится на дочери кяхтинского купца Любови Константиновне Трапезниковой (он проживет с супругой в любви и согласии 31 год вплоть до смерти супруги в 1891 г.). С 1864 г. Стахеевы живут в Петербурге, где Дмитрий «самоучкою» проходит гимназический курс и в 1868 г. успешно сдает экзамен в университете на учителя средних учебных заведений. Вскоре Стахеев получает место в канцелярии при Совете Государственного Контроля (центральном финансовом учреждении, созданном по положению от 30 дек. 1836 г. из преобразованного Главного управления ревизии государственных счетов для осуществления контроля за правильным движением казенных и общественных капиталов. Просуществовало до 1917 г. — прим. авт.). В 1869 г. за очерки по этнографии и географии Байкала и Забайкальской области, о Кяхте и бурятах Дмитрий Стахеев был избран действительным членом Императорского Русского Географического Общества. Но это избрание не сулило финансового благополучия в отличие от места в Госконтроле, которое гарантировало Дмитрию безоблачное чиновничье будущее. Но «вольнодумец» оставляет службу и с 1872 г. всецело посвящает себя литературе. Он публикуется в «Русском слове», «Вестнике Европы», «Русском Вестнике» и других изданиях. В 1874 г. Стахеева приглашают на пост редактора журнала «Нива», и он за 3 года редакторства (1875-1877) добивается того, что число подписчиков с 14 тыс. увеличивается до 47 тыс. В 1876 г. Стахеев становится редактором «Русского Мира», в котором выступает и как художественный, и как театральный рецензент. В 1886 г. Стахеев уже редактор «Русского вестника», в котором помещает свои беллетристические произведения. Переживания, связанные со смертью супруги, смягчаются в некоторой степени путешествием в Италию, Египет. В 1893 г. Стахеев, считающий свое «земное поприще» оконченным, знакомится «с одной интеллигентной, молодой, но бедной девушкой, рьяной поклонницей». Итог встречи — женитьба на 60-м году жизни, о которой сам писатель говорил следующее: «Тайные силы, управляющие судьбами мира, в общем и в частности управляют и судьбами обитателей земли».
В ряде произведений Стахеева всплывает Елабуга или близкие писателю люди: отец, дядя, бабушка, друзья. Говорить о писателе любого ранга можно сколько угодно, но полезнее все же взять его книги и прочитать…
Л.Н. Попова «Памяти земляка – писателя и педагога».
// Алуштинский вестник - №51 (1032) от 24.12.2010