Интервью с Ю. А. Ивановым саяногорской журналистки Т. Мельниковой. ( в сокращении) 2003г.
Журналист: У широко публикуемых поэтов стихов о любви мало. А у вас их большинство. Это редкий дар. На это обращают внимание женщины. Наверное, они особенно ощущают сегодня дефицит нежности со стороны мужчин. И об этом у вас немало прямых строк.
Иванов: Это очень большая проблема современности. В творчестве мне почему – то понятнее женская душа, она меня больше привлекает тонкостью, сложностью своей, наверное. Может быть, это и от воспоминания, от жизни – меня всегда окружали женщины.
Журналист:Рассказы ваши тоже полны нежности и сострадания к женщинам, детям, природе, вообще, к жизни. Это уже авторское кредо, пожалуй. В первую очередь, я имею в виду книгу «Это светлое чудо». Такое впечатление, что все книги стали выходить разом, издания 2001 – 2003 годов.
Иванов: Тут секрета нет, так сложилась жизнь. Дело в том, что я всю жизнь мечтал заниматься литературным творчеством, а приходилось трудиться на административной работе. В Шушенском, где вышла моя первая книга «Улыбка женщины», меня несколько лет знали как чиновника: я был заместителем главы администрации, восемь лет работал директором музея – заповедника…. И вдруг « разродился» книгой стихов. Она разошлась очень быстро. Я в Шушенское переехал из Красноярска, можно сказать, сбежал с тихой надеждой приблизиться к творчеству. Зашел в редакцию «Ленинской искры» узнать, нет ли места корреспондента. Проработал полгода, а потом пришлось создавать детскую спортивную школу. Так моя « командировка» затянулась на 36 лет! В 1997 году переехал в Сизую, где около пяти лет. До 2002 года, работал директором музея Ивана Ярыгина, Создавал его.
Журналист: Какое у вас образование?
Иванов: Первое – диплом факультета физического воспитания Красноярского пединститута, второе – историческое… В дни, когда судьба ленинских музеев была предрешена, и нужно было срочно искать выход из тупиковой ситуации, в моем кабинете почти без пауз звонил телефон. О, Русь!
О, нравы! Среди резких фраз робкого сочувствия и моральной поддержки я выслушивал просьбы о том, кому помочь заполучить по дешёвке дом, амбар, баню, автомобиль…
Вот так - то! Толпа уже готова была броситься и растащить богатство уникального музея, который был создан умом лучших учёных СССР, руками добрых местных и приезжих людей.
Удалось добиться, чтобы музей взяли на баланс краевого управления культуры. Что только мы тогда не пережили! У всех семьи, надо как–то жить, я и лошадей там завел, и землю мы брали, картошку сажали, гречку сеяли, зерно на муку мололи, на песке работали…. Выживать–то надо было. Пришлось, конечно, помотаться по району с протянутой рукой и ещё раз убедиться: хороших людей больше. Небольшую пока помощь сельхозпродуктами получили свыше тридцати ветеранов музея. Таков материальный итог.
Однако, важнее, на мой взгляд, итог моральный: мы поняли, что не нужно паниковать по поводу угрозы голодом – поклонись земле, не поленись, и она даст тебе, даже неопытному, кусок хлеба.
Ансамбль создал, сам пел в нем…. Был на празднике в Шушенском и увидел, что сейчас ансамбль этот – гордость общая! Слушал выступления, радовался, многое вспоминалось…
Журналист: Несколько слов о песнях…
Иванов: Меня называют поэтом – песенником. Некоторые песни стали популярными. В Саяногорске появились песни на мои стихи. В Шушенском на них музыку писал Алексей Парамонов, в Красноярске – Сергей Трусов, здесь – Виталий Хорошайлов из Черемушек, Алексей Кусачев из Саяногорска. Очень приятно, когда появляется песня, кажется, собственные стихи уже не так звучат – лучше…
Журналист: С вашим приездом в Саяногорск литературное объединение «Стрежень» приобрело еще один голос – это приятно. Будем надеяться, что вы от души полюбите Саяногорск. В вашем творческом архиве я нашла восторженные отклики читательниц:
«Спасибо за стихи. Мне посчастливилось приобрести книгу стихов Ю. А. Иванова «Огонь любви». Хочу сказать автору: Стихи ваши прекрасные, прочитав, их не забудешь. В них – огонь любви к женщине, матери, бабушке; в них есть прошлое и настоящее. Спасибо вам! Желаю здоровья, благополучия и творческих успехов. С уважением Л. Кузнецова, п. Черемушки.»!
«С любовью – за книгу.
Хотелось бы выразить признательность писателю за его творчество. Его книга попала мне в руки. Открыла, и мне впервые хотелось плакать – столько души, отчаянья, любви, тоски, нежности вложено в эти стихи. Я благодарна за трепетное и доступное творение.» С уважением и любовью к творчествуписателя Анна Ерохина.
«Светлое чудо» писателя Иванова
Размышление над книгой
Юрий Иванов. С его творчеством я познакомилась год назад, но впечатление, которое произвели на меня его рассказы, осталось до сих пор.
Привлекло его особенное отношение к жизни, к ее вечным проблемам, маленьким радостям, его умение выразить и донести это до читателей. Мне кажется, что через словесную ткань его произведений передаётся вся гамма чувств писателя , а главное - богатый жизненный опыт. Ведь чтобы создать поистине душевные рассказы, без знания жизни не обойтись. Его рассказы берут за душу, потому что посвящены судьбам детей- сирот («Доченька божья», «Я хочу к маме»), воинскому подвигу («Знамя полка»), верной любви («Верность», «Это светлое чудо»), природе («Веточка вербы», «Лирический этюд»). Автор пишет так, что наворачиваются слезы, ты переживаешь за каждого героя, сочувствуешь ему, живешь его судьбой, как своей. Они заставляют задуматься, проанализировать свои поступки, научиться чему-нибудь у героев, не повторить, может быть, их ошибки.
Я думаю, что Юрия Анатольевича Иванова нельзя сравнить ни с одним писателем, потому что умение
излагать свои мысли ярко, используя народную речь и авторские слова, слова, выстраданные им самим, неповторимо. Все это выражает его собственное ''я''. Мне кажется, для того чтобы понять, что волнует автора, что он хочет донести до своих читателей, без исследования языка не обойтись.
Во-первых, меня заинтерисовали слова, которые даже и не услышишь в нашей обыденной речи, эти слова из народной речи, но порой устаревшие: «Смежив (ресницы), не чаяла, остуда, озирая, узреть, ощерилась, угасло, полупригляд, пригляд, беглолетом,(огородная) всячности» и т. д.
Они таят в себе некоторую необычность, рождают интерес к слову. Я думаю, что именно через них автор выражает своё восприятия мира. И каждое слово употребляется там, где необходимо подчеркнуть что-то важное. Главная цель - создать поистине яркое впечатление, запоминающийся образ. Произведения как мини- энциклопедии, которые дают наглядный пример творческого использования архаизмов. Они передают и внутренний мир писателя, и чувства героев. Все эти слова гармонично вплетены в канву повествования.
Язык рассказов Юрия Анатольевича наполнен изобразительными средствами. Мне кажется, писатель творит волшебство, его слова напоминают мне то звучание ручейка, то я слышу осуждающий голос автора, я чувствую и его душевную боль, и любовь ко всему живому. Все предметы, вся природа вокруг героев - это все живое, имеет свою душу, и даже, казалось бы, простая слезинка и та может быть живой:
«…выталкивает через глаза что-то горькое и безнадежное…»
«легкие слезы, слезы бессилия».
Каждый рассказ насыщен эпитетами и метафорами, но от них только благозвучнее становится речь:
«Исхудалая искорка, живое небо, затаенная радость, робкая надежда, сочувственное дыхание, гнетущие ноты, горькие думы, ужаленная вскриком, ладные руки, крылатые тени…»
Этот ряд можно продолжать до бесконечности, но очень часто встречаются эпитеты ''ласковый'' и ''добрый': «Ласковая учительница, ласка мамы, доктор добрый, доброе сердце, несказанная ласка погляда…»
И мне кажется, они любимы автором, потому что это самые лучшие проявления человеческой души. В них выражается забота и сопереживание людям. Я уверена, что эти слова являются надеждой автора на изменение душ человеческих, на возрождение в душе доброты и ласки, сочувствия и понимания. И меня поразила ещё одна деталь: как Юрий Анатольевич пишет о глазах. На это невозможно не обратить внимания. Это так ярко, необычно, эмоционально. Недаром говорят, что глаза – зеркало души, а здесь - души автора:
«Недетские глаза, озленный осверк глаз»
«…глаза озарились огнем и тут же обуглились…»
«…радостными всплесками заиграли глаза…»
«…глаза – окна с голубой омутью…»
«…глаза омагниченные нежностью и теплом…»
Главная заслуга писателя Иванова – это образность. Она заставляет работать воображение. Ведь не каждый человек способен сравнить глаза с углём, морем, магнитом, у Юрия Анатольевича глаз художника.
Настоящим откровением для меня стали авторские слова, которые Ю. Иванов пишет через дефис. Казалось бы, составляющие части этих сложных слов имеют разные значения, в нашем обыденном сознании не очень связанные друг с другом:
«Мечется – стучится, зима – судьба, машина – толпа, рука – подушка, гоняли – мучили, душа – солнышко, просьбы – капризы» и т.д.
Эти слова – метафоры создают образ, помогают автору передать читателю своё отношение к маленькой героине: «Девочка встрепенулась, улыбка шевельнула её губы, с печального лица вспорхнули пушистые мотыльки – ресницы…»
Сколько теплоты и участия в этих словах!
Да, как хорошо, когда есть такие писатели, настоящие ценители, творцы русского языка, которые словом заставляют встрепенуться, ожить, почувствовать всю мощь и красоту родной речи, оторваться от шаблонных, стёртых слов, несущих только информацию и ничего боле
Язык произведений Юрия Анатольевича Иванова, его СЛОВО – это и есть СВЕТЛОЕ ЧУДО.