Ю. Волченков, главный хранитель музея – заповедника
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЮКАР
Очерк.
«Юрка Иванов будет писать лучше всех нас...»
Валентин Распутин
Кабинет литературы. Тихая спокойная музыка. На нашем «круглом» столе - чай, свеча - неизменная спутница наших встреч... Сегодня мы ждем гостя... Настоящего писателя... Волнуемся!... Kaкой он?....И вдруг приоткрылась дверь... и мы видим знакомые черты лица, мягкий взгляд приветливых глаз. Оказалось, что давно знаем его как директора музея Ивана Ярыгина. Так это он пишет такие замечательные рассказы?! Смущение наше поубавилось... И потекла беседа. Вот тогда-то мы поняли, что значит фраза «роскошь человеческого общения». На три часа мы забыли обо всем: и об уроках, и о домашних проблемах, и о тренировках.
Есть такие слова: «Мы все родом из детства». Как река берет начало из истока, так и наша жизнь закладывается в детские годы. И первый наш вопрос был о детстве.
Родился Юрий Анатольевич в сибирском селе Балахта. Он был довоенным ребенком из семьи, где, кроме него, еще четверо братьев и сестер. Жили без отца. Матери, Спириной Анне Кузьмовне, приходилось много работать и самой воспитывать детей. Война. В это время маленькому Юрке шесть лет, но он уже должен помогать семье. Каждое лето работал и копновозом, и разнорабочим, и метчиком сена, и строителем.. Да, детство его не назовешь безоблачным. Случалось, что парнишке приходилось чувствовать несправедливости, унижение. Шестилетним мальчонкой вместе со всеми убирая сено, из-за плохой шутки взрослых он был без вины наказан. Огромный дядька стоговыми вилами ударил по спине. В страшной обиде за несправедливость и за причиненную физическую боль он бросился бежать. Бежал не помня себя, одинокий и беззащитный... пятнадцать километров. Бежал и падал, и плакал, плакал, и не чувствовал вкус любимой земляники, среди которой и уснул. Это детское недоумение «за что?» до сих пор держится в его голосе и далекой-далекой болью промелькнуло в глазах при воспоминании. Все, что ни пережил Юрий Анатольевич, из-за чего обижался на родных, на людей, не становилось для него трагедией. Чуткая детская душа понимала, что не стоит замыкаться на своих обидах, жизнь куда богаче его огорчений.
Детское любопытство... О чем оно говорит? О пытливом уме ребенка, о светлой душе, открытой для мира. Он знал чуть ли не всех жителей своего села! Зачем-то слушал разговоры старушек, бегал в кузницу. В его памяти укладывались народные выражения, присказки, прибаутки, поговорки. Во многом, благодаря этому, объясняются непривычные городскому уху слова в его рассказах. Любопытство тянуло его и к книгам. Их семья была самой
читающей в Балахте: читали и мама, и старший брат, которому библиотека, присвоила звание самого читающего жителя села. Ох, и доставалось Юрке от матери за керосин, и читать тогда приходилось при лучине (электричества в деревне не было).
Да, тяжело жила деревня в те годы, тяжело было и этой семье. Как сам Юрий Анатольевич говорит, у него было босоногое полуголодное детство. И лишь в семнадцать лет, получив первую зарплату, он наелся досыта.
Юрий Анатольевич замолчал, и мы поняли почему... Он смущенно улыбнулся. И чтобы отвлечь его, я задаю важный для меня вопрос:
- Откуда в Вашем творчестве тема обездоленного детства? Мне всегда было всех жалко.
Одно из первых ценнейших человеческих качеств, которое зародилось в его маленьком сердце, - это сострадание. В годы войны' семье приходилось очень трудно, но мать, женщина сердобольная, приводила в дом нищенок, чтобы накормить и обогреть, и делилась с ними последним.
Был дом для путников святыней,
Глотком воды в сухой пустыне,
Для всех увечных душ - маяк!
О, как всем мама помогала!
Теплом привета и огня,
Улыбкой путника встречала,
Кусок последний отдавала -
Учила этому меня...
Все, что закладывается в детстве, отражается на человеческом пути от рождения до смерти. Потом его работа была связана с комиссией по делам несовершеннолетних, с детским домом, приходя куда он видел тоску, затаенное ожидание в ребячьих глазах и не раз слышал вопрос: «Ты чей папа?».
-Детское горе вылилось в мои рассказы, которые обращены к юношеству. Я хочу, чтобы меня услышали семнадцатилетние: если вы пускаете в мир дитя, то должны отвечать за него, за его жизнь, за его счастье.
Чай остывал. Но нам было не до него. В словах Юрия Анатольевича чувствовалось что-то сокровенное, важное, что он хочет передать нам:
-Поймите, человек обязан быть образован. Зачем? Чтобы как
можно полнее впитать лучшее, что создано человечеством.
Кончились его детские годы, началась учеба в техникуме, в институте. Кстати, в школе до четвертого класса учился хорошо, а потом подружился с компанией мальчишек «оторви да брось» и заканчивал учебу кое-как.
В студенчестве, понимая, что его семье живется непросто, что помощи ждать не от кого, он стал совмещать учебу с работой. Был Юрий Анатольевич и ночным кочегаром, и инструктором физподготовки, и грузчиком. Но кто может лучше рассказать о юности человека, чем тот, кто в него влюблен? О студенческих годах я беседовала с его супругой Валентиной Петровной. Она увидела свой идеал мужчины именно в этом человеке. Каким интересным собеседником он был! От других претендентов на ее сердце его отличала глубокая порядочность. А сколько достоинств в этом спортивном парне! Как спешил он на свидание! Ему двадцать с небольшим, любимая на другом берегу Енисея. Переправы нет. Нашел какую-то рассохшуюся лодку, которая затонула на середине, а дальше - вплавь. Было это, представьте, в конце октября! А какие возвышенные стихи он ей писал!
Дивлюсь духовной красоте
И преклоняюсь, и робею...
Не ведаю: смогу ль воспеть?
Ты, как предутренний рассвет,
Глаза откроешь - всем теплее.
Не ведаю: смогу ль понять?
Где столько сил берёшь, терпенья
-Всем помогать, за всех страдать?
Моя Жена и Бабушка, и Мать –
Твоя душа - Бого - творенье!
Кроме других талантов, Юрий Анатольевич наделен талантом любить. Поэтому в их семье царили мир и согласие. Очень трепетно, по словам Валентины Петровны, он любит дочерей, а теперь и внуков, которых у него четверо. Среди них он особо выделяет внучку Женечку, но парней тоже не обходит вниманием, воспитывая их по-мужски, приучая к спорту. Семья для Юрия Анатольевича святое. Валентина Петровна с такой заботой и любовью говорила о супруге, что я не удержалась и спросила:
-Ведь идеальных людей нет. С каким качеством Юрия Анатольевича Вам приходится мириться?
- С... рассеянностью.
- Каков жизненный девиз Юрия Анатольевича?
- Приносить добро людям.
Как они понимают и дополняют друг друга: «Её нравственные принципы сродни моим», - объясняет Юрий Анатольевич…
Но на этом наша беседа не заканчивалась. Допивая холодный чай, Юрий Анатольевич продолжал. В студенческие годы он пишет первое произведение для печати - очерк о норильской спортсменке.
Здесь соединились два увлечения Юрия Анатольевича: спорт и литература.
Робко постучал он в дверь редакции:
- Тебе чего, старик? - встретили его вопросом.
- Вот, написал.
Прочитали:
- А что! Неплохо!
Но по радио прозвучал этот очерк только после трех переделок. Сотрудничал он и с телевидением, и с радио. А потом его пригласили работать в краевую комсомольскую газету. Именно в ней нашли друг друга два талантливых человека: Юрий Иванов и Валентин Распутин. Однажды в кругу друзей Распутин воскликнул: «Юрка Иванов будет писать лучше всех нас...» Он был уверен в этом. Но случилось так, что пришлось уйти из газеты, хотя и не хотелось. И стой поры Юрий Анатольевич хранит открытку со стихотворением -упрёком Распутина, которое заканчивается строками:
.. .Можно себя приподнять на два чина,
Но ты пойми! Вон тот тупик -
Твоя ненаписанная картина.
А ты бы мог!
Ужели рок?
А что бы вы сделали, если вам приказали? Так он стал работать в крайкоме комсомола, но и этим делом не тяготился. Комсомольская работа это, прежде всего, работа с людьми, а люди его всегда интересовали. Где бы и чем бы он ни занимался, смысл видел в помощи людям. К этому человеку тянулись и тянутся: одни за общением, другие за помощью, зная, что он никогда не откажет. Рассказывая, смеется: «Будто на мне табличка висит».
Потом Юрий Анатольевич заговорил об Иване Ярыгине. Конечно, нам было интересно узнать обих дружбе, какими качествами они были дороги друг другу. 3
-Ярыгин в моей жизни очень яркая страница, перед ним я
преклоняюсь.
Их встреча произошла задолго до олимпийских пьедесталов Ивана. Он по спортивным делам обратился в крайком комсомола, где за эту работу отвечал Юрий Анатольевич Иванов. Это и было началом их дружбы. В нем Юрий Анатольевич увидел настоящего русского человека, щедрого, великодушного. В Иване были заложены высокие нравственные качества. Юрий Анатольевич понял, что сибирская деревня рождает людей особой породы, искренних и честных, добрых и отзывчивых. Поэтому в писателе так остро чувство притяжения к малой родине: Дважды в молодости Юрий Иванов уезжал в чужие края, но не мог выдержать разлуки.
- Иван, прежде всего, личность, образец мужчины, он как
человек из двадцать второго века.
Заметьте, не из двадцать первого, а из двадцать второго!
Иванов чувствовал необходимость рассказать о великом спортсмене. Книгу о Ярыгине Юрий Анатольевич задумал еще при его жизни. Много лет собирал материалы, общался с сотнями людей. И лишь полгода назад вышла книга «Иван Ярыгин - легенда спорта», где Ярыгин - спортсмен, тренер, организатор спортивной жизни и Человек. Эта книга как благодарность за их дружбу.
Но Иванов - старый музейщик (он больше десяти лет проработал в Шушенском музее - заповеднике) взялся за создание музея памяти И. С. Ярыгина, чтобы земляки почувствовали энергетику Ивана.
Какую высокую оценку Юрий Анатольевич дал этому человеку! Их объединяет спорт и особое отношение к людям: доброта, порядочность. А ведь Юрий Анатольевич тоже был профессиональным спортсменом. В студенческие годы он стал чемпионом Сибири и Дальнего Востока по легкой атлетике. И это не единственное его достижение в спорте. А еще тяжелая атлетика, гимнастика, коньки, шахматы тоже в этом списке. Ну и какой мальчишка не любит футбол? Но как-то он понял, что, кроме спорта, в жизни существуют и другие интересные вещи, такие, как литература, живопись, музыка. Может быть, струны его души настроены более чутко воспринимать красоту искусства. Но к спорту относится до сих пор серьезно, поэтому он в свои шестьдесят восемь был чемпионом города по большому теннису. И сейчас заметны его подтянутость и аккуратность фигуры.
Этот человек словно Вселенная, в которой все взаимообусловлено и гармонирует. В него Господь вложил все лучшее, что может быть в человеке. Получается, что Юрий Анатольевич, действительно, почти идеальный. Не верите? Вот его девиз: «Жизнь - борьба со своими недостатками, с ложью». В мире идет борьба добра и зла, света и тьмы. Сейчас зло на железном коне топчет добро, но это, наоборот, укрепляет добро, и искры, которые разлетаются из-под копыт коня, вспыхивают, как огонечки, набирая силу. А из него может вспыхнуть такой костер! Но это случится, если все люди будут поддерживать пламя. Юрий Анатольевич уверен: добро победит. Его душа стремится к светлому, чистому, что проявляется в творчестве.
Он пишет замечательные стихи (сборники «Улыбка женщины», «Огонь любви», «Вершины невидимки»), книгу рассказов ( «Это светлое чудо»), публицистику («Поклон, тебе земля», «Иван Ярыгин -легенда спорта»).
Писатель поднимает такие вопросы, которые небезразличны настоящему гражданину. Для него книга - исповедь, суровая и нежная. И она обращена к добру. Это самое главное. Он пишет о природе, о любви ко всему живому. Его видение мира таково: «Люди- дети природы».
Все равноправны: и человек, и животное, и каждое растение. Люди не хозяева природы,
а лишь её составная часть. и они должны понимать это. Его программное произведение – «Крылатая Анюта», оно рассказывает о девочке, считающей «что все маленькие и большие люди в деревне – это её родня, и все бегающие и летающие, и все деревья, и травы, и цветы, и солнце, и звёзды, и луна – всё это её семья». Анюта мужественно спасает маралёнка.
В произведениях о природе столько любования, нежности:
Еще в снегу босые ноги
Берёзки греют по ночам...
Произведения Юрия Анатольевича близки по духу всем: и юношеству, и более взрослому поколению. Он пишет о верности в любви (благоговейное отношение к женщине у него от Тургенева), о верности Родине. Пишет так, что заставляет нас плакать и сострадать.
Удивительна авторская лексика. Юрий Анатольевич открывает возможности русского языка, снимает со слов налет обычности, обыденности: «несказанная ласка ее погляда», «уладила горкой пироги»
Особую популярность он приобрел как поэт - песенник. Его лучшие песни: «Бабушка - солнышко», «Любимый учитель», «Песня матери»:
Одна, совсем одна осталась.
Вас разметало всех судьбой.
Со мной живет моя усталость,
Со мной живет разлука - боль...
Они волнуют своей душевностью, проникновенным чувством к самому святому на земле. Песни Юрия Анатольевича сделали популярным не только самого автора, но и их исполнителей. Вадим 5 Воинов, парень с прекрасным голосом, стал лауреатом Всероссийского конкурса, где исполнял песню «Россия - мечта». И на словах
Пробудись, поднимись, дива - Русь...
Новый век в муках тяжких рождается.
весь зал поднялся и рукоплескал ему. Очень часто песни Юрия Анатольевича звучат по радио.
Чем занимается Юрий Анатольевич сейчас, на пенсии? Думаете, поливает грядки? Нет, руководит литературным обществом «Стрежень» в г. Саяногорске, куда переехал года три назад. И уже организовано по два литературных конкурса среди школьников и взрослых, и создан литературно - музыкальный театр при литобъединении. Теперь он готовит празднование 40 - летия «Стрежня», Юрий Анатольевич полон ярких идей и хочет провести в юбилей День поэзии в городе, в поселках Черемушки и Майна.
Ты что! - говорят ему, - такого даже в Абакане не бывало!
А мы проведем! И объединим юбилей «Стрежня» с днем рождения Пушкина, потому что эти даты рядом: третье и шестое июня.
А ещё неугомонный писатель всегда откликается и приходит на встречу со школьниками, как сегодня к нам.
И вот о чем мне подумалось: всё - таки удивительный, особенный человек Юрий Анатольевич Иванов. Нет, его не тянет к покою. Ему хочется новых свершений, новых вершин. Почему? Он признался, что какое - то стремление ввысь сопровождает его всю жизнь. Не каждый мечтает о крыльях, понимая, что это сказки. А он мечтал! И прочитав когда - то о мифологическом Икаре, прозвал себя Юкаром. Стремление к высоте во всем, возвышенность помыслов, гражданственность (прекрасное качество, такое редкое теперь) не покидает Юрия Анатольевича все годы.
Но вот и закончилась наша беседа. Не хочется расставаться. Как много значит разговор с таким человеком!
Ещё два вопроса! Кем вы себя ощущаете в жизни, Юкар? Борцом...Борцом с несправедливостью. Что является вашим двигателем? Любовь... - щедрейший спонсор.
СПАСИБО, СВЕТЛЫЙ ЮКАР!
«Я отвечаю за всё»
Мы обратились к работникам музея – заповедника п. Шушенское, которому юбиляр отдал много сил, с просьбой поделится воспоминаниями.
О хорошем человеке.
Так случилось в жизни, что долгие годы я работаю и общаюсь с юбиляром – Юрием Анатольевичем Ивановым, его замечательной семьей.
О творческих успехах и достижениях Юрия Анатольевича, я думаю, много расскажут коллеги по работе. Мне хочется в день юбилея сказать иное. Доверить самое сокровенное, поделиться личными проблемами мы можем не с каждым человеком. С ним можно.
Я могла Юрию Анатольевичу и Валентине Петровне доверить личные и семейные проблемы, и они искренне проникались участием и помогали мне в сложное время. К ним в гости я могла приехать с близкими друзьями, и я чувствовала их радушие и сердечность.
То, что в нашем обществе сегодня в большом дефиците - душевное соучастие и доверие- можно было всегда испытать, общаясь с этой удивительно прекрасной семьей. Я очень благодарна им за это. Добрые дела он никогда не рекламирует. Интеллигентный, образованный человек, он всегда очень деликатен.
Лишь спустя несколько лет я узнала, что именно Юрий Анатольевич, работая директором музея, ходил в райком КПСС, с просьбой перевести меня в музей его заместителем, зная, что по состоянию здоровья я не могу работать заведующей районо.
Кстати, туда я пришла после Юрия Анатольевича и, полагаю, не без его участия, т.к. работая директором школы, я очень тесно была связана с этим учреждением.
Творческая свобода, полная ответственность за вверенное мне дело сформировали из меня педагога, работника культуры. 15 лет я возглавляю коллектив музея, стать директором которого убедил меня Юрий Анатольевич. Честно говоря, я никогда не пожалела об этом.
И, как мне кажется, коллективу музея удалось реализовать многое из задумок Юрия Анатольевича. Он всегда был душой музея. Внимательный, ответственный.
Благодаря его деятельности и администрациям района и края, удалось сохранить музей в самое сложное перестроечное время, когда практически по всей стране ленинские музеи были закрыты.
Годы моего директорства позволяют сделать вывод, что фундамент, заложенный Юрием Анатольевичем в музее, надежен и прочен.
В день юбилея хочется сказать слова благодарности за все, что им сделано и делается по сей день, пожелать здоровья, творческого долголетия и семейного благополучия.
С уважением
Г.А. Бугаева, директор музея-заповедника.
Добрый след
С Юрием Анатольевичем Ивановым я познакомился в 1974 году. Тогда он, будучи корреспондентом «Красноярского рабочего», интересовался планами развития музея, в частности, экспозиции.
В 1975 – 79 годах он сам работал в нашем музее заместителем директора по научной работе и в 1984-1992 – директором. В те годы регулярно работал ученый и методический советы, методическое бюро, которые обсуждали перспективные и оперативные планы деятельности музея с участием ученых и музейщиков Красноярска, Абакана, Минусинска.
Коллектив музея был в основном молодой, и много внимания уделялось учебе кадров – теоретической и методической. Многие учились заочно в вузах, и музей помогал им при поступлении в вузы. Практически все научные сотрудники и экскурсоводы если не ежегодно, то раз в 2-3 года стажировались, участвовали в конференциях, семинарах в Центральном
музее В.И. Ленина, Музее этнографии народов СССР, других ведущих музеях Москвы, Ленинграда, других городов. Активно проводилась работа в архивах, в т.ч. в центральных.
Юрий Анатольевич планировал, организовывал эту работу и сам в ней участвовал. Особенно много он занимался изучением истории Шушенского, и результатом стала совместная с Н.Д. Городецким книжка «Шушенское» – о его прошлом и будущем.
Совместно с Волченковым Ю.П. был подготовлен и прекрасно издан в Москве на четырех языках фотопутеводитель «Ленинские памятные места Сибири».
Активно собирал Юрий Анатольевич материалы для создания музея истории Шушенского района, но идея не была реализована из-за начавшейся перестройки.
В стране начали закрывать ленинские музеи, такая угроза нависла и над нашим музеем. Юрию Анатольевичу стоило больших усилий доказать новым властям необходимость сохранения музея, пусть и в новом качестве.
В это особенно трудное время Юрий Анатольевич показал себя и как заботливый хозяйственник. Чтобы облегчить выживание членов коллектива, была взята земля, приобретена земледельческая техника, семена, и, как в 30-е годы, музей начал сеять хлеб, заготавливать сено. На территории музея появились лошади, которые не только оживляли пейзаж, но значительно облегчили труд рабочих по уходу за территорией.
При всей занятости руководством немалого и сложного коллектива, приемом многочисленных гостей, Юрий Анатольевич лично участвовал в поиске экспонатов, соответствующих тематике музея. В 1986 году он установил связь с потомками И.И. Заверткина, с которым в ссылке общался В.И. Ленин, выяснил, что у них есть интересные предметы быта, доставшиеся им от деда. И Юрий Анатольевич съездил в Челябинск, чтобы приобрести эти предметы.
В коллективе музея в советские годы постоянно велась активная и разнообразная общественная деятельность, направленная на сплочение коллектива, внедрение здорового образа жизни. Это были выезды на природу, лыжные прогулки, субботники в Шушенском бору, коллективные поездки на уборку лука и др. И Юрий Анатольевич, как правило, был и вдохновителем, и участником таких мероприятий. По его инициативе во дворе музея была устроена спортплощадка, проводились соревнования по волейболу, настольному теннису, бильярду, шахматам. На районных спартакиадах команда музея занимала призовые места. Юрий Анатольевич сам бегал на коньках, жонглировал двухпудовой гирей.
На базе уже существовавшей художественной самодеятельности в начале 90-х возник ныне прославленный ансамбль «Плетень». Юрий Анатольевич был и в его составе.
Обобщая, можно сказать, что Юрий Анатольевич Иванов оставил добрый след в жизни и деятельности коллектива музея-заповедника. Он поддержал и развил славные традиции, заложенные предшественниками – доброжелательное отношение к сотрудникам в сочетании с требовательностью за исполнение, чувство высокой личной ответственности за все дела коллектива, дух творчества. Коллектив музея постоянно обновляется, он работает в совершенно иных экономических условиях. Но славные традиции живут, они передаются из поколения в поколение.
Душа коллектива
Что больше всего вспоминается из жизни музея в годы руководства Юрия Анатольевича? Конечно, его усилия по скреплению коллектива! Отлично была организована массовая работа. Тогда мы, действительно, жил дружно, общими заботами, делами, объединялись не только работой. Проводили «маёвки» на Песчаной горке, к которым каждый отдел готовил свою программу. На субботниках в Ленинские дни чистили территорию музея и ленинских мест в окрестностях. Марши мира, комсомольские праздники… Спартакиады коллектива на стадионе…здорово! С его широкого плеча и лёгкой руки создан «Плетень». При нём было положено краеведческое направление музея. Вспоминается работа в музейных архивах других городов… И каждый чувствовал свою нужность, доверие к себе, работалось спокойно. Юрий Анатольевич понимал, что для творческой работы необходимы свободные рамки. Кужим В.И., старший научный сотрудник ОФ
Три качества
Из всех заведующих районным отделом образования, с кем мне приходилось работать, Юрий Анатольевич был самым замечательным. Как руководитель и человек, он остаётся для меня образцом. С ним легко было общаться, не отгораживался он от людей своей должностью. Старался прислушиваться ко мне, главбуху, в финансовых вопросах. Однажды я признала недействительной чью-то командировку, и Юрий Анатольевич выслушал меня и согласился. Поразительно, но для Юрия Анатольевича, действительно, не было мелочей. Как он мог уделять внимание всему!? Вот он организует выезд на турбазу, где можно было покататься на лыжах, просто погулять по лесу, сам договаривается насчёт лыж в школах. Вот мы, работники сидячих профессий, делаем физминутку… Как много Юрий Анатольевич сделал для коллектива. У него не было так называемых любимчиков, он 9 прислушивался ко всем, но решал всегда сам. Порядочность, доброжелательность и требовательность – вот, пожалуй, три самых важных качества руководителя, за которые я благодарна Юрию Анатольевичу.
От всей души
Юрия Анатольевича Иванова я знаю сравнительно недавно, но мне кажется, что я его знаю очень давно, потому что он чрезвычайно внимательный, общительный, чуткий, творческий человек, хороший семьянин и добрый товарищ. 8
Очень гостеприимный хозяин. Рассказы и стихи его я читаю с большим удовольствием, они берут за душу, а некоторые доводят до слёз. Какой у него дом, а какой сад и огород! Всё это ухоженно, всё это сделано с большим вкусом. А недавно я в саду у него видела новую олимпийскую горку из камней, и это меня вовсе восхитило. Конечно, он не один всё это делает, у него есть правая рука, это его вторая половинка – Валентина Петровна, его жена, очень чуткая, заботливая, добрая, внимательная и отзывчивая женщина. Они друг другу помогают и дополняют друг друга во всём. Третьего июля у Юрия Анатольевича юбилей, от всего сердца, от всей души поздравляем его с этой датой и желаем ему добра, здоровья, творческих успехов и всего наилучшего в жизни.
Л.С.Акулич, директор музея.
Размышление над книгой
Юрий Иванов. С его творчеством я познакомилась год назад, но впечатление, которое произвели на меня его рассказы, осталось до сих пор.
Привлекло его особенное отношение к жизни, к ее вечным проблемам, маленьким радостям, его умение выразить и донести это до читателей. Мне кажется, что через словесную ткань его произведений передаётся вся гамма чувств писателя , а главное - богатый жизненный опыт. Ведь чтобы создать поистине душевные рассказы, без знания жизни не обойтись. Его рассказы берут за душу, потому что посвящены судьбам детей- сирот («Доченька божья», «Я хочу к маме»), воинскому подвигу («Знамя полка»), верной любви («Верность», «Это светлое чудо»), природе («Веточка вербы», «Лирический этюд»). Автор пишет так, что наворачиваются слезы, ты переживаешь за каждого героя, сочувствуешь ему, живешь его судьбой, как своей. Они заставляют задуматься, проанализировать свои поступки, научиться чему-нибудь у героев, не повторить, может быть, их ошибки.
Я думаю, что Юрия Анатольевича Иванова нельзя сравнить ни с одним писателем, потому что умение
излагать свои мысли ярко, используя народную речь и авторские слова, слова, выстраданные им самим, неповторимо. Все это выражает его собственное ''я''. Мне кажется, для того чтобы понять, что волнует автора, что он хочет донести до своих читателей, без исследования языка не обойтись.
Во-первых, меня заинтерисовали слова, которые даже и не услышишь в нашей обыденной речи, эти слова из народной речи, но порой устаревшие: «Смежив (ресницы), не чаяла, остуда, озирая, узреть, ощерилась, угасло, полупригляд, пригляд, беглолетом,(огородная) всячности» и т. д.
Они таят в себе некоторую необычность, рождают интерес к слову. Я думаю, что именно через них автор выражает своё восприятия мира. И каждое слово употребляется там, где необходимо подчеркнуть что-то важное. Главная цель - создать поистине яркое впечатление, запоминающийся образ. Произведения как мини- энциклопедии, которые дают наглядный пример творческого использования архаизмов. Они передают и внутренний мир писателя, и чувства героев. Все эти слова гармонично вплетены в канву повествования.
Язык рассказов Юрия Анатольевича наполнен изобразительными средствами. Мне кажется, писатель творит волшебство, его слова напоминают мне то звучание ручейка, то я слышу осуждающий голос автора, я чувствую и его душевную боль, и любовь ко всему живому. Все предметы, вся природа вокруг героев - это все живое, имеет свою душу, и даже, казалось бы, простая слезинка и та может быть живой:
«…выталкивает через глаза что-то горькое и безнадежное…»
«легкие слезы, слезы бессилия».
Каждый рассказ насыщен эпитетами и метафорами, но от них только благозвучнее становится речь:
«Исхудалая искорка, живое небо, затаенная радость, робкая надежда, сочувственное дыхание, гнетущие ноты, горькие думы, ужаленная вскриком, ладные руки, крылатые тени…»
Этот ряд можно продолжать до бесконечности, но очень часто встречаются эпитеты ''ласковый'' и ''добрый': «Ласковая учительница, ласка мамы, доктор добрый, доброе сердце, несказанная ласка погляда…»
И мне кажется, они любимы автором, потому что это самые лучшие проявления человеческой души. В них выражается забота и сопереживание людям. Я уверена, что эти слова являются надеждой автора на изменение душ человеческих, на возрождение в душе доброты и ласки, сочувствия и понимания. И меня поразила ещё одна деталь: как Юрий Анатольевич пишет о глазах. На это невозможно не обратить внимания. Это так ярко, необычно, эмоционально. Недаром говорят, что глаза – зеркало души, а здесь - души автора:
«Недетские глаза, озленный осверк глаз»
«…глаза озарились огнем и тут же обуглились…»
«…радостными всплесками заиграли глаза…»
«…глаза – окна с голубой омутью…»
«…глаза омагниченные нежностью и теплом…»
Главная заслуга писателя Иванова – это образность. Она заставляет работать воображение. Ведь не каждый человек способен сравнить глаза с углём, морем, магнитом, у Юрия Анатольевича глаз художника.
Настоящим откровением для меня стали авторские слова, которые Ю. Иванов пишет через дефис. Казалось бы, составляющие части этих сложных слов имеют разные значения, в нашем обыденном сознании не очень связанные друг с другом:
«Мечется – стучится, зима – судьба, машина – толпа, рука – подушка, гоняли – мучили, душа – солнышко, просьбы – капризы» и т.д.
Эти слова – метафоры создают образ, помогают автору передать читателю своё отношение к маленькой героине: «Девочка встрепенулась, улыбка шевельнула её губы, с печального лица вспорхнули пушистые мотыльки – ресницы…»
Сколько теплоты и участия в этих словах!
Да, как хорошо, когда есть такие писатели, настоящие ценители, творцы русского языка, которые словом заставляют встрепенуться, ожить, почувствовать всю мощь и красоту родной речи, оторваться от шаблонных, стёртых слов, несущих только информацию и ничего боле
Язык произведений Юрия Анатольевича Иванова, его СЛОВО – это и есть СВЕТЛОЕ ЧУДО.
ОСЕНЬ
Ах, что с нами делает Осень!
Её красота и печаль
Как будто Вселенную
Просят:
Как жизнь сохранить, отвечай?!
Листве как остаться
Зеленой?
Как песни-цветы сохранить?
Но солнечный ветер Холодный
Надежды рвет тонкую нить.
Все звонче звенят
Колокольцы
Березовых желтых церквей.
Как Мекка влечет богомольцев,
Тепло так магнитит грачей.
Летят журавли вслед за
Солнцем
И все, кто боится зимы.
Сибири суровой
Питомцы
Здесь вечно останемся МЫ.
... Но что с нами делает
Осень!
Видны седина и печаль,
Духовные крылья
Уносят
Нас в звездную небыль и даль…
Вместо заключения
Для всего сущего есть названия, для красивого и безобразного, для доброго и злого. Кажется, обговорены уже все темы, волнующие человечество. Но «нет решённых вопросов на земле». И земля рождает новых поэтов, наделяя их тревожной совестью и даром слова. Поэт тем и отличается от обычного человека, что обладает более тонким «воспринимающим аппаратом»
( именно за это люди с древности поклонялись поэтам) и даром так выражать своё видение мира, свои эмоции, чтобы читатель воспринял их, прежде ему недоступные, как собственные.
Отрадно сознавать, что рядом с нами живёт человек, одарённый талантом Поэта. Ему даны дар слова, дар любви - сострадания, заботы, любви к миру, природе, людям - и дар учителя. Он живёт с сердцем, открытым для всех. Он не устал от жизни, что так часто случается с возрастом. В нём живёт неподдельный интерес ко всему и чистая наивность, без которой человек часто становится циником, без которой мертвеет душа. В нём живёт вера в человека, в то, что мир может быть лучше, и поэтому за него стоит бороться. И Юрий Анатольевич борется словом, проникновенным поэтическим и острым публицистическим (даже его рассказы имеют публицистическое звучание).
По-настоящему интересен, ярок язык произведений Юрия Анатольевича. В неё воплощается дар художника - метафоричность. Когда-то Аристотель говорил: «А всего важнее быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого. Это – признак таланта…». Это от особенного видения мира.
Низкий поклон Вам, Юрий Анатольевич, за открытое всем ветрам и человеческим заботам сердце, за неравнодушие, за то, что храните в себе любовь к жизни и дарите её людям.
Здоровья Вам! Ждём новых Ваших книг.
ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЮКАР
Очерк.
«Юрка Иванов будет писать лучше всех нас...»
Валентин Распутин
Кабинет литературы. Тихая спокойная музыка. На нашем «круглом» столе - чай, свеча - неизменная спутница наших встреч... Сегодня мы ждем гостя... Настоящего писателя... Волнуемся!... Kaкой он?....И вдруг приоткрылась дверь... и мы видим знакомые черты лица, мягкий взгляд приветливых глаз. Оказалось, что давно знаем его как директора музея Ивана Ярыгина. Так это он пишет такие замечательные рассказы?! Смущение наше поубавилось... И потекла беседа. Вот тогда-то мы поняли, что значит фраза «роскошь человеческого общения». На три часа мы забыли обо всем: и об уроках, и о домашних проблемах, и о тренировках.
Есть такие слова: «Мы все родом из детства». Как река берет начало из истока, так и наша жизнь закладывается в детские годы. И первый наш вопрос был о детстве.
Родился Юрий Анатольевич в сибирском селе Балахта. Он был довоенным ребенком из семьи, где, кроме него, еще четверо братьев и сестер. Жили без отца. Матери, Спириной Анне Кузьмовне, приходилось много работать и самой воспитывать детей. Война. В это время маленькому Юрке шесть лет, но он уже должен помогать семье. Каждое лето работал и копновозом, и разнорабочим, и метчиком сена, и строителем.. Да, детство его не назовешь безоблачным. Случалось, что парнишке приходилось чувствовать несправедливости, унижение. Шестилетним мальчонкой вместе со всеми убирая сено, из-за плохой шутки взрослых он был без вины наказан. Огромный дядька стоговыми вилами ударил по спине. В страшной обиде за несправедливость и за причиненную физическую боль он бросился бежать. Бежал не помня себя, одинокий и беззащитный... пятнадцать километров. Бежал и падал, и плакал, плакал, и не чувствовал вкус любимой земляники, среди которой и уснул. Это детское недоумение «за что?» до сих пор держится в его голосе и далекой-далекой болью промелькнуло в глазах при воспоминании. Все, что ни пережил Юрий Анатольевич, из-за чего обижался на родных, на людей, не становилось для него трагедией. Чуткая детская душа понимала, что не стоит замыкаться на своих обидах, жизнь куда богаче его огорчений.
Детское любопытство... О чем оно говорит? О пытливом уме ребенка, о светлой душе, открытой для мира. Он знал чуть ли не всех жителей своего села! Зачем-то слушал разговоры старушек, бегал в кузницу. В его памяти укладывались народные выражения, присказки, прибаутки, поговорки. Во многом, благодаря этому, объясняются непривычные городскому уху слова в его рассказах. Любопытство тянуло его и к книгам. Их семья была самой
читающей в Балахте: читали и мама, и старший брат, которому библиотека, присвоила звание самого читающего жителя села. Ох, и доставалось Юрке от матери за керосин, и читать тогда приходилось при лучине (электричества в деревне не было).
Да, тяжело жила деревня в те годы, тяжело было и этой семье. Как сам Юрий Анатольевич говорит, у него было босоногое полуголодное детство. И лишь в семнадцать лет, получив первую зарплату, он наелся досыта.
Юрий Анатольевич замолчал, и мы поняли почему... Он смущенно улыбнулся. И чтобы отвлечь его, я задаю важный для меня вопрос:
- Откуда в Вашем творчестве тема обездоленного детства? Мне все