Тема 5. Сюжеты и характеры в драматургии ХХ-ХХI века.
Е. Шварц. «Дракон» (1943) http://www.gremlinmage.ru/library/drakon.html
1. Биография Е.Шварца. Основные произведения.
2. Метафорический смысл многоликости Дракона.
3. Чем обусловлен страх Дракона перед Ланцелотом?
4. Проследить, как меняются речи и поведение горожан в сцене боя Дракона с Ланцелотом.
5. Как характеризуют горожан Ланцелот и Дракон в эпизоде после боя?
6. Что побуждает Ланцелота остаться в городе?
А. Арбузов. «Мой бедный Марат» (1964,80).
http://www.theatre-library.ru/files/a/arbuzov/arbuzov_3.html
1. Биография А. Арбузова. Основные произведения.
2. Знакомство героев. Какие черты характера проявляются в каждом из них?
3. Охарактеризуйте образы главных героев. Чем каждый из них запоминается?
4. Проблема выбора в пьесе. Как решают её герои?
5. В чём смысл любви и счастья по Арбузову?
Тема 5а. Варлам Шаламов. Стихотворения «Колымских тетрадей». «Колымские рассказы»(1954-1973).
1. Анализ стихотворений (из высланного файла). Их тематика.
1. Рассказы "Ночью", "Посылка", "Как это началось", "Сентенция".
Тема 6. Фронтовая повесть 1960- х гг. Война и любовь. Повесть В. Быкова«Альпийская баллада» (1963)
1. Биография В.Быкова. Основные произведения.
2. Черты характеров центральных персонажей. Что самое главное в их личностях? Портреты героев.
3. Как зарождаются чувства героев? Что привлекло их друг в друге?
4. Зачем в повести появился вставной эпизод о любви Глебова и Анюты?
5. Размолвка Ивана и Джулии. Каковы её причины?
6. Какие качества проявились в героях на краю гибели?
7. Смысл названия повести.
Повесть В. Астафьева «Звездопад» (1960-72)
1. Биография Виктора Астафьева. Основные произведения.
2. Образ рассказчика. Почему Астафьев выбрал повествование от 1-го лица? Что привносит это в повествование? С чего он начинает свой рассказ?
3. Лида и Миша. Черты их характеров. Что привлекло их друг к другу?
4. Амплитуда чувств героев.
5. Своеобразие массовых сцен: концерт в госпитале, празднование женского дня на швейной фабрике. Что выявляют они в людях?
6. Второстепенные герои. Агния Васильевна, Гусаков, Ира-«культурница», Рюрик, Шестопалов, Женя и другие. Повлияла ли война на их характеры?
7. Мать Лиды. Её роль в отношениях влюблённых.
8. Почему Миша был так груб с Лидой на пересылке?
9. Роль песен и стихов в повести.
10. Смысл названия повести.
Тема 7. Проза Юрия Казакова.
1. Биография Юрия Казакова. Основные произведения.
Голубое и зелёное. 1956
1. Почему Казаков выбрал форму дневника в рассказе о первой любви? Какую характеристику Алёше можно дать по его дневнику?
2. Знакомство героев. Какие черты отмечает Алёша в Лиле?
3. Как развиваются отношения героев? Что можно назвать их кульминацией?
4. Когда начинается спад? Что послужило его причиной?
5. Проблема несовпадения. Как описана она в рассказе?
6. Зачем позвала Лиля Алёшу в финале?
7. Смысл названия.
Некрасивая. 1956
1. Как раскрывается в рассказе тема человеческого достоинства?
2. Образ Сони. Почему она «некрасивая»? Чьё это мнение?
3. Почему Соня пришла на свадьбу? Каково её внутренне состояние в этот момент жизни?
4. Что заставляет Соню общаться с Николаем? Какая точка в этом общении становится переломной?
5. Сколько длится действие рассказа? Какую трансформацию за это время претерпевает героиня?
6. Смысл финала. Пейзаж и его связь с состоянием героини.
Свечечка. 1973
1. Своеобразие повествования. Что меняется здесь по сравнению с 2-мя предыдущими рассказами.
2. Образ ребёнка. Что является главным для отца? Приведите примеры из текста.
3. Отец. Его внутренний мир. Почему он так глубоко всматривается в жизнь маленького сына?
Манька. 1958.
1. Почему рассказ посвящён Паустовскому? Какой подтекст, какие читательские ожидания формирует это посвящение?
2. Какие черты выделяет автор в Маньке прежде всего? Зачем даны краткие сведения о родителях? Что они помогают понять читателю?
3. За что Манька любит свою работу? Как это её характеризует?
4. Что автор рассказал о Перфилии? За что полюбила его Манька? Как родилась эта любовь? Чего в ней больше: плотского или душевного?
5. Как через описание шторма комментируются чувства Маньки?
6. Когда зарождается ответное чувство Перфилия? Есть ли в нём духовное начало?
7. Почему в финале звучит слово «мстительно»? Что же нарисовал автор: зарождение любви или страсти?