Тема 5. Сюжеты и характеры в драматургии ХХ-ХХI века.

Е. Шварц. «Дракон» (1943) http://www.gremlinmage.ru/library/drakon.html

1. Биография Е.Шварца. Основные произведения.

2. Метафорический смысл многоликости Дракона.

3. Чем обусловлен страх Дракона перед Ланцелотом?

4. Проследить, как меняются речи и поведение горожан в сцене боя Дракона с Ланцелотом.

5. Как характеризуют горожан Ланцелот и Дракон в эпизоде после боя?

6. Что побуждает Ланцелота остаться в городе?

А. Арбузов. «Мой бедный Марат» (1964,80).

http://www.theatre-library.ru/files/a/arbuzov/arbuzov_3.html

1. Биография А. Арбузова. Основные произведения.

2. Знакомство героев. Какие черты характера проявляются в каждом из них?

3. Охарактеризуйте образы главных героев. Чем каждый из них запоминается?

4. Проблема выбора в пьесе. Как решают её герои?

5. В чём смысл любви и счастья по Арбузову?

Тема 5а. Варлам Шаламов. Стихотворения «Колымских тетрадей». «Колымские рассказы»(1954-1973).

1. Анализ стихотворений (из высланного файла). Их тематика.

1. Рассказы "Ночью", "Посылка", "Как это началось", "Сентенция".

Тема 6. Фронтовая повесть 1960- х гг. Война и любовь. Повесть В. Быкова«Альпийская баллада» (1963)

1. Биография В.Быкова. Основные произведения.

2. Черты характеров центральных персонажей. Что самое главное в их личностях? Портреты героев.

3. Как зарождаются чувства героев? Что привлекло их друг в друге?

4. Зачем в повести появился вставной эпизод о любви Глебова и Анюты?

5. Размолвка Ивана и Джулии. Каковы её причины?

6. Какие качества проявились в героях на краю гибели?

7. Смысл названия повести.

Повесть В. Астафьева «Звездопад» (1960-72)

1. Биография Виктора Астафьева. Основные произведения.

2. Образ рассказчика. Почему Астафьев выбрал повествование от 1-го лица? Что привносит это в повествование? С чего он начинает свой рассказ?

3. Лида и Миша. Черты их характеров. Что привлекло их друг к другу?

4. Амплитуда чувств героев.

5. Своеобразие массовых сцен: концерт в госпитале, празднование женского дня на швейной фабрике. Что выявляют они в людях?

6. Второстепенные герои. Агния Васильевна, Гусаков, Ира-«культурница», Рюрик, Шестопалов, Женя и другие. Повлияла ли война на их характеры?

7. Мать Лиды. Её роль в отношениях влюблённых.

8. Почему Миша был так груб с Лидой на пересылке?

9. Роль песен и стихов в повести.

10. Смысл названия повести.

Тема 7. Проза Юрия Казакова.

1. Биография Юрия Казакова. Основные произведения.

Голубое и зелёное. 1956

1. Почему Казаков выбрал форму дневника в рассказе о первой любви? Какую характеристику Алёше можно дать по его дневнику?

2. Знакомство героев. Какие черты отмечает Алёша в Лиле?

3. Как развиваются отношения героев? Что можно назвать их кульминацией?

4. Когда начинается спад? Что послужило его причиной?

5. Проблема несовпадения. Как описана она в рассказе?

6. Зачем позвала Лиля Алёшу в финале?

7. Смысл названия.

Некрасивая. 1956

1. Как раскрывается в рассказе тема человеческого достоинства?

2. Образ Сони. Почему она «некрасивая»? Чьё это мнение?

3. Почему Соня пришла на свадьбу? Каково её внутренне состояние в этот момент жизни?

4. Что заставляет Соню общаться с Николаем? Какая точка в этом общении становится переломной?

5. Сколько длится действие рассказа? Какую трансформацию за это время претерпевает героиня?

6. Смысл финала. Пейзаж и его связь с состоянием героини.

Свечечка. 1973

1. Своеобразие повествования. Что меняется здесь по сравнению с 2-мя предыдущими рассказами.

2. Образ ребёнка. Что является главным для отца? Приведите примеры из текста.

3. Отец. Его внутренний мир. Почему он так глубоко всматривается в жизнь маленького сына?

Манька. 1958.

1. Почему рассказ посвящён Паустовскому? Какой подтекст, какие читательские ожидания формирует это посвящение?

2. Какие черты выделяет автор в Маньке прежде всего? Зачем даны краткие сведения о родителях? Что они помогают понять читателю?

3. За что Манька любит свою работу? Как это её характеризует?

4. Что автор рассказал о Перфилии? За что полюбила его Манька? Как родилась эта любовь? Чего в ней больше: плотского или душевного?

5. Как через описание шторма комментируются чувства Маньки?

6. Когда зарождается ответное чувство Перфилия? Есть ли в нём духовное начало?

7. Почему в финале звучит слово «мстительно»? Что же нарисовал автор: зарождение любви или страсти?

Наши рекомендации