Ю.Любимов и Театр на Таганке
Юрий Петрович Любимов (род. 30 сентября 1917) — российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992). Лауреат Сталинской премии второй степени (1952), Государственной премии России (1997). Один из реформаторов российского театра.
Биография.
В 1934 году был принят в студию при МХАТе 2-м, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни». В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.
В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.
Среди лучших постановок — «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…», «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…», «Дорогой человек из Санчуань» по Брехту. Как режиссёр Юрий Любимов много работал и в оперном театре.
Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».
Характерные особенности:
• Часто подсказывал актерам из зала с помощью цветного фонарика;
• Показывал, как проявляет себя человек в разных ролях через персонажей;
• Социальная психология;
Г. Товстоногов и БДТ
Георгий Александрович Товстоногов (15 сентября 1915 — 23 мая 1989) — советский театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР. Доктор искусствоведения. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской, двух Сталинских и двух Государственных премий СССР.
Биография.
Сценическую деятельность Товстоногов начал в 1931 году как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе. В этом театре в 1933 году Товстоногов поставил свой первый спектакль — «Предложение» А. П. Чехова. В том же году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 года работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.
В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). 13 февраля 1956 года Товстоногов стал главным режиссёром БДТ имени Максима Горького.
В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ. В истории театра эту эпоху называли «золотой».
Основные тенденции:
• Движение спектакля от зрителя;
• Психологический театр;
• Достоевский, Толстой – любимый материал;
• Отказ от замены актеров;
• Актер должен точно попадать в роль.
Спектакли:
«Горе от ума», «Идиот».
П. Фоменко и его Мастерская
Пётр Наумович Фоменко (13 июля 1932 — 9 августа 2012) — советский и российский режиссёр театра и кино, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».
Биография.
Окончил Московский государственный педагогический университет имени Ленина в 1955 году. Параллельно учился в Российской академии театральных наук. Первый спектакль поставил в 1958 году.
Поставленный Петром Фоменко в 1966 году в Театре им. Маяковского спектакль «Смерть Тарелкина» был запрещён после 50 показов. Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» в Театре им. Ленсовета (1969), не допущенный до премьеры.
Не найдя работы в Москве, он уехал в Тбилиси, где два сезона работал в Тбилисском театре им. Грибоедова.
С 1972 по 1981 годы работает в Ленинградском Театре Комедии. С 1982 года режиссёр в Театре имени В. В. Маяковского, с 1989 года — в Театре имени Е. Б. Вахтангова. С 1981 года начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова.
В 1992 году получает звание профессора РАТИ. В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.
Умер 9 августа 2012 года в Москве.
Мастерская.
«Мастерская П. Н. Фоменко» — московский театр, основанный Петром Наумовичем Фоменко в 1993 году. В театре играют преимущественно актеры-ученики Фоменко.
Всего за годы существования театра было создано 37 спектаклей.
Основные тенденции:
• Психоделический театр;
• Герой воспринимает жизнь как театр;
• Спектакль поставлен по принципу сопоставления контрастных эпизодов.
Спектакли:
«Три сестры», «Египетские ночи».