Искания натуралистического театра. А.Антуан, О.Брам и др.

История западноевропейского театра рубежа XIX – XX веков связана с одним из наиболее сложных периодов европейской культуры. В театре резко сталкиваются культура буржуазная и демократическая. В то же время экономические, социальные, политические противоречия усложняют развитие искусства.

На смену ведущим направлениям XIX века – романтизму и реализму – в театр приходят новые течения.

В то же время все большую роль начинают играть прогрессивные тенденции, направленные на укрепление связи театра и драматургии с передовыми идеями эпохи.

Эмиль Золя – один из первых борцов за демократизацию театральной культуры конца XIX в. Идея Золя неразрывно связано с исканиями натурализма. Натурализм продолжал в новых исторических условиях поиски критического реализма середины века.

Андре Антуан

В 1887 г. в Париже открылся театр под название «Свободный», его руководителем был Андре Антуан, будущий крупнейший режиссер и реформатор французского театра.

Современный театр вызывал протест Антуана фальшью, отрывом от духовной и общественной жизни страны. Он считал, что нужен новый театр, который гостеприимно раскроет двери молодым драматургам.

Репертуар был разнообразны –. «Власть тьмы» Л.Толстого, «Нахлебник» Тургенева, «Приведения» и «Дикую утку» Ибсена, «Ткачей» Гауптмана и другие пьесы.

Антуан решительно восстает против амплуа – идеальный актер, по его мнению, должен уметь воплощать все характеры.

Режиссерское новаторство Антуана создало новый тип спектакля, основой которого был ансамбль. Антуан требует от актеров перевоплощения, тонкой психологической разработки роли.

Отто Брам

Режиссер, который открыл дорогу современности на немецкую сцену, стал Отто Брам.

Он начал свою творческую деятельность как журналист и театральный критик. Опираясь на опыт Свободного театра А. Антуана, Брам с группой единомышленников создает в Берлине «Свободную сцену».

«Свободная сцена» просуществовала недолго. Сложности финансового порядка.

В 1894 г. Брам возглавил переданный ему Л´Арронжем «Немецкий театр».

Понимая важную для развития театра роль классического наследия, Брам включал в репертуар произведения Гете, Шиллера, Клейста.

Большое внимание Брам уделял актеру, ансамблю.

Глубокий интерес к социальной проблематике эпохи, стремление предельно объективно воссоздать на сцене «среду», окружающую героев.

Значение Брама в истории сценического искусства Германии велико. Он открыл немецкому театру Ибсена и Толстого; он вывел на сцену Гауптмана;

15. Символизм в театре. Драматургия и режиссура. Г.Крег, У.Б.Йейтс,П.Фор и др.

1. театральный символизм возникает в 19-начале 20 века.

А) появляется драматургический материал.

Б)стремление режиссеров сильнее подчеркнуть роль подтекста в драме.

В)обратить спектакль в обрядовое действие, в которое вовлекались бы и сами зрители.

Г)желание художников и режиссеров активнее участвовать в создании спектакля.

В целом характерно тяготение стилизации драматических форм прошлого- древнегреческих трагедий, мистерий и мираклей. Установление на сцене полного диктата режиссера.

Г.Крег.

Самостоятельную режиссерскую деятельность Крэг начал в 1900 г. постановкой оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней» в Пёрселловском обществе в Хемпстеде.

Для создания декораций и атмосферы он использовал сценическое освещение. Основные источники света были расположены над сценой на специальном помосте. Другие – в глубине зала.

Крэг легко видоизменял пространство.

Используя не бытовые, а сценические детали, Крэг добивался целостности и эстетического совершенства.

У.Б.Йейтс

Первый сборник его стихов, «Странствия Ойсина». Другие наиболее важные его сочинения:

«Графиня Кэтлин» (1892), драма в стихах;

«Кельтские сумерки» (1893), собрание статей об ирландском фольклоре;

«Страна, желанная сердцу» пьеса в стихах (1894);

«В семи лесах» (1903), стихотворения, написанные главным образом на темы из ирландского эпоса.

Ранние произведения Йейтса проникнуты мотивами кельтского фольклора и характеризуются неоромантическим стилем, заметно влияние оккультизма. Ряду произведений (в их числе пьеса «Кэтлин, дочь Холиэна») не чужды политически-национальные тенденции. Один из центральных мотивов его лирики — трагическая любовь к Мод Гонн, ирландской революционерке.

После Первой мировой войны и гражданской войны в Ирландии Йейтс меняет поэтику; в его поздней лирике — трагические историософские и культурные образы, стилистика заметно усложняется.

П. Фор

Наши рекомендации