Средневековый театр. Литургическая драма, народный театр, светский театр.
Средневековье:
1. Раннее (V – XI вв.)
2. Зрелое (XII – XIV вв.)
3. Позднее (XV – сер. XVI вв.)
В начале средневековья театр полностью исчезает, т.к. христианство полностью отвергает его.
VIII в. – начало формирования средневекового театра.
Театр вытекает из текста, написанного священнослужителем, который складывается к IX веку => к X веку складывается литургическая драма.
Литургическая драма.
«Драма о девах разумных и неразумных»
• Писалась на латыни;
• Была рождественская и пасхальная;
• Появление темных сил у церкви.
Полулитургическая драма – складывается к зрелому средневековью.
• Тенденция делать черта (сатира) комичным, он высмеивался;
• Действие происходило на местном языке;
• Одновременно показывались разные сцены;
• Использовались доступные сюжеты Священного писания;
• Бытовой элемент присутствовал;
• Последовательность отсутствовала.
Полулитургическая драма:
1. Миракль – пьеса о чуде.
«Роберт-дьявол», «Чудо о Теафиле».
2. Мистерии – массовые действа, связанные с праздниками (сложились к XIV веку).
Близость Бога к миру;
Попытка показать бытовую деятельность;
Появление актеров-любителей.
Светский театр.
В светском театре можно выделить четыре основных жанра: пастораль, фарс, моралите, соти. Они не были связаны с религией и служили для увеселения.
1) Пастораль.
Пастораль представлял собой небольшую оперу/балет, изображавшую жизнь сельских жителей, наделенных манерами и лексикой аристократии.
2) Фарс.
Фарс – комедия легкого содержания с внешними комическими приемами.
• Балаганные актеры;
• Импровизации;
• Главный герой – плут и авантюрист;
3) Моралите.
Моралите — особый вид драматического представления, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия.
• Мораль на антипримере;
• Условно-аллегорический характер персонажей.
4) Соти.
Соти – комедийно-сатирический жанр.
• Жесткая пародия;
• Главный сюжет – порицание церкви;
• Разыгрывались любителями.
Народный театр.
Народный театр заключался, по большей части, в представлениях бродячих трупп.
Театр итальянского Возрождения. Зарождение. Устройство. Итальянская опера эпохи Возрождения.
В Италии Возрождение начинается раньше. У образованных итальянцев был большой интерес к истории (раскопки). Находят античные тексты римских трагедий и комедий (Плавт- его начинают изучать). Хвастливый воин
К середине 16 века появляются люди, которые пишут тексты, похожие на античные. Появляются драматурги. Ставятся балетно-танцевальные постановки.
Во дворах начинают устанавливать подиумы.
Выявляются профессиональные актеры. Развивается театральная архитектура. Начало 17 века. Театр Карнеза, Олимпийский театр.
Появляется перспективная декорация (создается иллюзия глубины). Появление новых декораций: раздвигался задний план, телларии- призмы на сцене с холстом(крутятся).
К середине 17 века- «Ученый театр»- устанавливают определенные правила написания: 3 единства.
Никколо Макиавелли «Мандрагора»- комедия.
Появляется новый тип драмы, пишут по эпохе Возрождения.
К 17 веку эти представления показываются при дворе Папы Римского.
К концу 17- началу 18 века развивается итальянская опера и балет.
Появляются различные новые декорации.
Комедия дель-арта- или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра. Придумываются типажи - маски с определенными качествами. Маска зафиксирована, актер играет эту роль всю жизнь, передавал эту роль по наследству.
ЗДАНИЕ ТЕАТРА И СЦЕНА
Импровизированные сцены делалис огромным вниманием, с расточительностью художественных талантов и материальных средств.
• тип театрального здания был чисто меценатским и предназначался для придворных постановок
Актеры играют только на неглубоком, просцениуме.
• разработал приемы освещения сцены
Для общего освещения служили.Для декоративных целей применялось преимущественно цветное освещение.
• зрительный зал в форме амфитеатра.
Создание кулисной сцены завершает эволюцию сцены-коробки в том ее виде, в каком она существует до сих пор.
Вслед за перестройкой сцены начались попытки перестройки самого здания театра в целом.
Театр испанского Возрождения. Устройство и организация.