Средневековый театр. Литургическая драма, народный театр, светский театр.

Средневековье:

1. Раннее (V – XI вв.)

2. Зрелое (XII – XIV вв.)

3. Позднее (XV – сер. XVI вв.)

В начале средневековья театр полностью исчезает, т.к. христианство полностью отвергает его.

VIII в. – начало формирования средневекового театра.

Театр вытекает из текста, написанного священнослужителем, который складывается к IX веку => к X веку складывается литургическая драма.

Литургическая драма.

«Драма о девах разумных и неразумных»

• Писалась на латыни;

• Была рождественская и пасхальная;

• Появление темных сил у церкви.

Полулитургическая драма – складывается к зрелому средневековью.

• Тенденция делать черта (сатира) комичным, он высмеивался;

• Действие происходило на местном языке;

• Одновременно показывались разные сцены;

• Использовались доступные сюжеты Священного писания;

• Бытовой элемент присутствовал;

• Последовательность отсутствовала.

Полулитургическая драма:

1. Миракль – пьеса о чуде.

«Роберт-дьявол», «Чудо о Теафиле».

2. Мистерии – массовые действа, связанные с праздниками (сложились к XIV веку).

Близость Бога к миру;

Попытка показать бытовую деятельность;

Появление актеров-любителей.

Светский театр.

В светском театре можно выделить четыре основных жанра: пастораль, фарс, моралите, соти. Они не были связаны с религией и служили для увеселения.

1) Пастораль.

Пастораль представлял собой небольшую оперу/балет, изображавшую жизнь сельских жителей, наделенных манерами и лексикой аристократии.

2) Фарс.

Фарс – комедия легкого содержания с внешними комическими приемами.

• Балаганные актеры;

• Импровизации;

• Главный герой – плут и авантюрист;

3) Моралите.

Моралите — особый вид драматического представления, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия.

• Мораль на антипримере;

• Условно-аллегорический характер персонажей.

4) Соти.

Соти – комедийно-сатирический жанр.

• Жесткая пародия;

• Главный сюжет – порицание церкви;

• Разыгрывались любителями.

Народный театр.

Народный театр заключался, по большей части, в представлениях бродячих трупп.

Театр итальянского Возрождения. Зарождение. Устройство. Итальянская опера эпохи Возрождения.

В Италии Возрождение начинается раньше. У образованных итальянцев был большой интерес к истории (раскопки). Находят античные тексты римских трагедий и комедий (Плавт- его начинают изучать). Хвастливый воин

К середине 16 века появляются люди, которые пишут тексты, похожие на античные. Появляются драматурги. Ставятся балетно-танцевальные постановки.

Во дворах начинают устанавливать подиумы.

Выявляются профессиональные актеры. Развивается театральная архитектура. Начало 17 века. Театр Карнеза, Олимпийский театр.

Появляется перспективная декорация (создается иллюзия глубины). Появление новых декораций: раздвигался задний план, телларии- призмы на сцене с холстом(крутятся).

К середине 17 века- «Ученый театр»- устанавливают определенные правила написания: 3 единства.

Никколо Макиавелли «Мандрагора»- комедия.

Появляется новый тип драмы, пишут по эпохе Возрождения.

К 17 веку эти представления показываются при дворе Папы Римского.

К концу 17- началу 18 века развивается итальянская опера и балет.

Появляются различные новые декорации.

Комедия дель-арта- или комедия масок — вид итальянского народного (площадного) театра. Придумываются типажи - маски с определенными качествами. Маска зафиксирована, актер играет эту роль всю жизнь, передавал эту роль по наследству.

ЗДАНИЕ ТЕАТРА И СЦЕНА

Импровизированные сцены делалис огромным вниманием, с расточительностью художественных талантов и материальных средств.

• тип театрального здания был чисто меценатским и предназначался для придворных постановок

Актеры играют только на неглубоком, просцениуме.

• разработал приемы освещения сцены

Для общего освещения служили.Для декоративных целей применялось преимущественно цветное освещение.

• зрительный зал в форме амфитеатра.

Создание кулисной сцены завершает эволюцию сцены-коробки в том ее виде, в каком она существует до сих пор.

Вслед за перестройкой сцены начались попытки перестройки самого здания театра в целом.

Театр испанского Возрождения. Устройство и организация.

Наши рекомендации