Древнегреческий театр. Истоки. Организация и устройство.
Древнегреческий театр. Истоки. Организация и устройство.
VI в. до н.э. – формирование театра. (534 г. до н.э. – первые представления)
Театр произошел из культов:
1. Культ Диониса (вино, плодородие).
Почему в театре:
Умение перевоплощаться;
Мученическая смерть и возрождение.
2. Культ Аполлона (гармония, красота).
Почему в театре:
Спокойствие;
Гармоничность.
3. Культ Деметры/Персефоны (плодородие).
Почему в театре:
Объяснение смены времен года.
В определенное время проводились мистерии, посвящённые этим богам. Они постепенно и превратились в театральные представления.
Особенности древнегреческого театра:
• Отсутствие развлекательного элемента;
• Особое значение звука (аудиоэффект);
• Строгое время проведения театральных постановок (например, весна – великие Дионисии);
• Соревнования между драматургами;
• Следование определенным канонам;
• Связь с культом божества;
• Специфический вид актера (маска, накладки на плечи, длинное одеяние, обувь на платформе);
• Отсутствие реалистичности;
• Торжественность действия;
• Страдания героя;
• На представление допускались даже женщины;
• Как правило, драматурги являлись актерами.
Организация и устройство театра:
Здание театра состояло из скены – заднего плана, оркестры – аналога сцены итеатрона – зрительного зала. Характерной чертой здания является его вписанность в ландшафт.
Изначально на сцене находился один актер – протогонист.
Драматургия Софокла, Эсхила, Еврипида.
Эсхил (524-456 гг. до н. э.)
«Персы», «Прометей прикованный», «Орестея».
• Прямой, понятный текст;
• Гармоничный мир;
• Малое количество действующих лиц;
• Много писал о страданиях;
• Актеры выходили на сцену по очереди.
Софокл (496-406 гг. до н.э.)
«Царь Эдип», «Антигона»
• Значение собственного выбора человека;
• Трагедия рока («Царь Эдип»);
• Увеличил число актеров до трех;
• Сократил количество хореев с 15 до 12;
• Совершенствовал декорации, маски;
• Конфликт героев с разными ценностями;
• Изменения в настроениях героев.
Еврипид (485-406 гг. до н.э.) «Ипполит», «Вакханки», «Геракл», «Медея».
• Мелодраматические сюжеты;
• Главная тема постановок – человек, а не боги;
• Отсутствие идеализации;
• Стал популярен после смерти;
• Для Еврипида важна психология;
• Проработка женских ролей;
• Наличие характера у всех, в том числе у рабов;
• Предположительно, сам писал музыку для трагедий.
Древняя аттическая комедия. Менандр. Аристофан.Греческий театр эпохи эллинизма.
Комедия – песнь толпы.
После трех дней трагедии шла комедия.
Характерные черты:
• Комический хор пел, прыгал и т.п.
• Фарсовая природа;
• Динамичность;
• Отражение авторской позиции по проблеме.
• Основой комедии являлся спор.
VI – III вв. до н.э. – период тирании в Древней Греции =>
Тенденции:
• Переход к индивидуализму;
• Уход от мифов;
• Появление развлекательной функции театром.
Признаки комедии того времени:
• Придуманный сюжет;
• Появление любовной линии;
• Шаблонные сюжеты;
• Появление бродячих труп;
• Появление актрис.
Аристофан (444 г. до н. э. — между 387 и 380 гг. до н.э.)
«Облака», «Лягушки».
Комедия актуальна только при постановке в тот момент времени, о котором она рассказывает.
• Невозможно понять сюжет не зная реалий жизни того времени;
• Много сарказма;
• Сатира;
• Древняя комедия.
• Высмеивание политиков, философов.
Менандр (342 — 291 гг. до н. э.)
«Брюзга».
• Сюжет разворачивается вокруг повседневных ситуаций;
• Отсутствие индивидуализации;
• Активное участие женщин, рабов, бедняков;
• Часто любовный сюжет являлся основным;
Театр испанского Возрождения. Устройство и организация.
Театр Эпохи Просвещенияво Франции. Драматургия, актерское искусство.Театр Эпохи Просвещения в Германии. От Лессинга до Шиллера.Театр Эпохи просвещения в Италии. Театральные реформы К.Гольдони и К.Гоцци. Театр Эпохи просвещения в Англии. Жанр мелодрамы. Творчество Д.Гаррика, Р.Шеридана.
Франция
Одной из основных черт театральной жизни Франции было сосуществование двух групп театров – привилегированных, пользовавшихся правительственной поддержкой, и большой группы театров на бульваре Трампль.
Театр «КомедиФрансез» был аристократичен по составу своего зрителя и консервативен по своим эстетическим принципам.
Бульварные же театры были демократичны. Эти театры вели трудную борьбу за свое существование, они сражались с преследовавшим их правительством, со своим ярым врагом – театром «КомедиФрансез», и это закалило их.
Бульварные театры («порт-Сен-Мартен», «Гете» и др) стали своеобразной лабораторией создания новой современной драмы.
Пьер Бокаж
Стал актером бульварных театров, всегда стремился заявить протест и объявить борьбу всему, что мешает человеческому счастью.
Мари Дорваль
Ей были подвластны все формы выражения человеческого страдания, любви, ненависти.
Образы, созданные Дорваль (Амелия «Тридцать лет, или жизнь игрока», Адель д´Эрвей «Антони», Китти Белл «Чаттертон».
Фредерик Леметр – «король французского театра»
«Обладал всеми способностями, всеми силами и всеми достоинствами народа. Как и в народе в нем сочеталось трагическое и комическое» (Гюго).
Англия
Экономический переворот конца XVIII в. изменил социальную структуру английского общества.
Английский романтизм развивался в первое тридцатилетие XIX в., когда Англия стала одним из оплотов европейской реакции. Романтизм в Англии, как и в других странах, состоял из двух течений – революционного романтизма (Байрон и Шелли), и консервативного, поэтоы «Озерной школы».
Достижением английского романтизма было то, что он вернул в литературу и театр человека в гуманистическом смысле слова. Естественным было в этот период широкое обращение в театре к произведениям Шекспира.
ДжоджБайронДОН ЖУАН
Крупнейший драматург-романтик Англии. Творчество проникнуто воинствующим гуманизмом, направлено на защиту человека и его прав, против всех форм угнетения и насилия. Он вел борьбу против реакционного романтизма.
Перси Биши Шелли
Наряду с Байроном крупнейший прогрессивный романтик Англии. Его творчеству свойственны тираноборческие и богоборческие идеи. Выступал защитником народа.
Эдмунд Кин
В условиях провинциального театра выступал во всех. Кин обладал даром раскрывать самые тайные глубины человеческой психики в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил.
Германия
Немецкий романтизм был в значительной мере подготовлен движением «Бури и натиска».
В сущности, в принципе «романтической иронии» сказывалась основная тема немецкого романтизма – тема разрыва между мечтой и действительностью.
Следующий этап в развитии немецкого театра отмечен кризисом романтического мировоззрения.
Главную задачу немецких драматургов романтики видели в возвращении драматического искусства к его народным, национальным истокам.
Людвиг Тик
В его пьесах воплощена основная черта немецкого романтизма – стремление уйти от прозы и пошлости повседневной жизни.
Генрих фон Клейст
В лучших драмах Клейста звучат патриотические мотивы, интерес к народу, к национальной истории, возникают образы героев, вдохновленных любовью к родине.
Гольдони
Гольдони использовал и возродил к жизни реалистическое начало масок.
Задачу свою Гольдони видел в изображении и критике господствующих нравов, его комедия должна стать школой морали.
Иоганн Вольфганг ГётеФАУСТ
Самый идеал гармоничной личности становится идеалом эстетическим. С этим идейным поворотом связано и обращение Гёте к классицизму. Гёте ищет образец спокойствия, красоты, завершенности.
Вольтер.
особенности творчества:
-Последователь классицизма
-Обличитель религиозного фанатизма
-Тема бога – не вмешивающего в жизнь людей
-Изменение предрассудков
Лучшие трагедии 30—40-х годов: Брут (1730), Заира (1732), Смерть Цезаря (1731), Альзира (1736), Магомет (1742), Меропа (1743).
Жан –Жак Руссо (1712—1778)
Особенности :
Обращается к античному театру
Отрицание рационалистической поэтики классицизма,
отстаивание отражения в искусстве жизненной правды, свободы чувств.
Руссо — основоположник течения сентиментализма в западноевропейской литературе.
Германия
Немецкий романтизм был в значительной мере подготовлен движением «Бури и натиска».
В сущности, в принципе «романтической иронии» сказывалась основная тема немецкого романтизма – тема разрыва между мечтой и действительностью.
Следующий этап в развитии немецкого театра отмечен кризисом романтического мировоззрения.
Главную задачу немецких драматургов романтики видели в возвращении драматического искусства к его народным, национальным истокам.
Людвиг Тик
В его пьесах воплощена основная черта немецкого романтизма – стремление уйти от прозы и пошлости повседневной жизни.
Генрих фон Клейст
В лучших драмах Клейста звучат патриотические мотивы, интерес к народу, к национальной истории, возникают образы героев, вдохновленных любовью к родине.
Гольдони
Гольдони использовал и возродил к жизни реалистическое начало масок.
Задачу свою Гольдони видел в изображении и критике господствующих нравов, его комедия должна стать школой морали.
Иоганн Вольфганг Гёте
Самый идеал гармоничной личности становится идеалом эстетическим. С этим идейным поворотом связано и обращение Гёте к классицизму. Гёте ищет образец спокойствия, красоты, завершенности.
Вольтер .
особенности творчества:
-Последователь классицизма
-Обличитель религиозного фанатизма
-Тема бога – не вмешивающего в жизнь людей
-Изменение предрассудков
Лучшие трагедии 30—40-х годов: Брут (1730), Заира (1732), Смерть Цезаря (1731), Альзира (1736), Магомет (1742), Меропа (1743).
Жан –Жак Руссо (1712—1778)
Особенности :
Обращается к античному театру
Отрицание рационалистической поэтики классицизма,
отстаивание отражения в искусстве жизненной правды, свободы чувств.
Руссо — основоположник течения сентиментализма в западноевропейской литературе.
Англия
Экономический переворот конца XVIII в. изменил социальную структуру английского общества.
Английский романтизм развивался в первое тридцатилетие XIX в., когда Англия стала одним из оплотов европейской реакции. Романтизм в Англии, как и в других странах, состоял из двух течений – революционного романтизма (Байрон и Шелли), и консервативного, поэтоы «Озерной школы».
Достижением английского романтизма было то, что он вернул в литературу и театр человека в гуманистическом смысле слова. Естественным было в этот период широкое обращение в театре к произведениям Шекспира.
Джодж Байрон
Крупнейший драматург-романтик Англии. Творчество проникнуто воинствующим гуманизмом, направлено на защиту человека и его прав, против всех форм угнетения и насилия. Он вел борьбу против реакционного романтизма.
Перси Биши Шелли
Наряду с Байроном крупнейший прогрессивный романтик Англии. Его творчеству свойственны тираноборческие и богоборческие идеи. Выступал защитником народа.
Эдмунд Кин
В условиях провинциального театра выступал во всех. Кин обладал даром раскрывать самые тайные глубины человеческой психики в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил.
Франция
Одной из основных черт театральной жизни Франции было сосуществование двух групп театров – привилегированных, пользовавшихся правительственной поддержкой, и большой группы театров на бульваре Трампль.
Театр «КомедиФрансез» был аристократичен по составу своего зрителя и консервативен по своим эстетическим принципам.
Бульварные же театры были демократичны. Эти театры вели трудную борьбу за свое существование, они сражались с преследовавшим их правительством, со своим ярым врагом – театром «КомедиФрансез», и это закалило их.
Бульварные театры («порт-Сен-Мартен», «Гете» и др) стали своеобразной лабораторией создания новой современной драмы.
Пьер Бокаж
Стал актером бульварных театров, всегда стремился заявить протест и объявить борьбу всему, что мешает человеческому счастью.
Мари Дорваль
Ей были подвластны все формы выражения человеческого страдания, любви, ненависти.
Образы, созданные Дорваль (Амелия «Тридцать лет, или жизнь игрока», Адель д´Эрвей «Антони», Китти Белл «Чаттертон».
Фредерик Леметр – «король французского театра»
«Обладал всеми способностями, всеми силами и всеми достоинствами народа. Как и в народе в нем сочеталось трагическое и комическое» (Гюго).
Сатирическая комедия
Драматурги Я. Б. Княжнин (1742—1791), В. В. Капнист (1757—1823) в своих сатирических комедиях критикуют дворянское общество, едко высмеивают его пороки. В комедийных произведениях Княжнина и Капниста четко обозначена основная нравоучительная идея.
Вместе с тем в сатирических комедиях ощутима связь и с драматургическими достижениями Фонвизина.
Политическая трагедия
Крупнейшие представители жанра политической трагедии — Я. Б. Княжнин и Н. П. Николев(1758—1815) в своих произведениях осуждали самодержавную власть. Открыто бросил вызов императрице драматург Княжнин, написав трагедию на тот же сюжет — «Вадим Новгородский» (1789).
Владислав Александрович Озеров стал популярным драматургом своего времени. Тематика его произведений была злободневной, в них находили отражение общественно- политические проблемы, волновавшие дворянские круги. «Ярополк и Олег» , «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал», «Димитрий Донской» (1807) и «Поликсена» (1809). «Димитрий Донской».
Никола́йИва́новичИльи́н -русский драматург и переводчик.
Известность принесла оригинальная пьеса «Лиза, или Торжество благодарности». В ней драматург озабочен раскрытием душевного мира героев.
«Великодушие, или Рекрутский набор» (1805).
Особенно славились его пьесы «Ненависть к людям и раскаяние», «Бедность и благородство души», «Испанцы в Перу», «Сын любви».
Драматургия А.Островского.
Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический драматург период в истории русской сцены, когда она оказалась заполненной или напыщенными трагедиями и чувствительными мелодрамами. Собственно русского, народного театра, который бы широко отображал быт России, не было.
Основные черты, характерные для драматургии Островского:
1) Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист.
2) Окончательно утвердил в России торжество реалистической драмы.
3) Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического.
4) Он принимал участие в постановке своих пьес, работал с актерами, со многими из них дружил.
6) Островский писал для театра.
Краткая характеристика пьес Островского:
• Пьесы Островского реалистичны.
• В блестящем цикле сатирических комедий "На всякого мудреца довольно простоты" (1868), "Горячее сердце" (1868), "Бешеные деньги" (1869), "Лес" (1870), "Волки и овцы" (1875) развенчиваются пореформенные иллюзии.
• В последние годы творчества О. создал значительные социально-психологические драмы и комедии.
• В комедии "Бедная невеста" (1851) драматург попытался создать социально-психологическую пьесу из чиновничьего быта.
М.Захаров и Ленком
Марк Анатольевич Захаров (род. 13 октября 1933) — советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991).
Биография:
В 1959 году в Москвеустроился работать в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя.
С 1965 года режиссёр Московского театра сатиры, с 1973 года — главный режиссёр Московского театра имени Ленинского комсомола.
Спектакли:
«Юнона и Авось».
Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов.
«Тиль»
Основные тенденции:
• Захаров понял, для кого (для любого потребителя) ставить спектакли/снимать кино;
• Крутящаяся сцена;
• Наследник Эйзенштейна, Мейерхольда, Таирова.
• Клиповый монтаж (самые яркие моменты);
• Условные декорации;
• Образ, а не конкретный человек.
Фильмы:
1975 — Пир во время чумы
1976 — Двенадцать стульев
1978 — Обыкновенное чудо
1979 — Тот самый Мюнхгаузен
Л.Додин иМДТ
Лев Абрамович Додин (род. 14 мая 1944) — российский театральный режиссёр, Народный артист Российской Федерации (1993), лауреат Государственной премии СССР (1986) и Государственных премий РФ (1992, 2002).
Биография.
В 1966 окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Додин дебютировал как режиссёр телеспектаклем «Первая любовь» по повести И. С. Тургенева.
В 1967 году Лев Додин начал преподавать актерское мастерство и режиссуру в ЛГИТМиКа, воспитал не одно поколение актеров и режиссеров.
В 1975—1979 годах работал в Театре драмы и комедии на Литейном, поставил спектакли «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Роза Берндт» Г. Гауптмана и др.
Ставил спектакли на Малой сцене БДТ — моноспектакль Олега Борисова «Кроткая» по повести Ф. М. Достоевского (1981) и во МХАТе — «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина с Иннокентием Смоктуновским(1984), «Кроткая» с Олегом Борисовым (1985).
В 1975 году постановкой спектакля «Разбойник» по пьесе К. Чапека.
Характерные особенности:
• Ученик Товстоногова;
• Общеевропейский режиссер;
• Условный театр;
• Вживание в роль;
• Фактура тела – маска;
• Театр – исследование души.
Г. Товстоногов и БДТ
Георгий Александрович Товстоногов (15 сентября 1915 — 23 мая 1989) — советский театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР. Доктор искусствоведения. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской, двух Сталинских и двух Государственных премий СССР.
Биография.
Сценическую деятельность Товстоногов начал в 1931 году как актёр и ассистент режиссёра в Тбилисском русском ТЮЗе. В этом театре в 1933 году Товстоногов поставил свой первый спектакль — «Предложение» А. П. Чехова. В том же году он поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа. После окончания ГИТИСа, в период с 1938 по 1946 года работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.
В 1946 году по личным мотивам Товстоногов покинул Тбилиси и переехал в Москву. Был художественным руководителем Гастрольного реалистического театра (1946—1948), режиссёром Центрального детского театра (1946—1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах Москвы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1949 году Товстоногов переехал в Ленинград и стал режиссёром, а в 1950 году — главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Именно в этом театре он обрёл имя и признание.
В начале 1956 года Георгию Товстоногову было предложено стать главным режиссёром Большого драматического театра (БДТ). 13 февраля 1956 года Товстоногов стал главным режиссёром БДТ имени Максима Горького.
В течение тридцати трёх лет Товстоногов возглавлял БДТ. В истории театра эту эпоху называли «золотой».
Основные тенденции:
• Движение спектакля от зрителя;
• Психологический театр;
• Достоевский, Толстой – любимый материал;
• Отказ от замены актеров;
• Актер должен точно попадать в роль.
Спектакли:
«Горе от ума», «Идиот».
П. Фоменко и его Мастерская
Пётр Наумович Фоменко (13 июля 1932 — 9 августа 2012) — советский и российский режиссёр театра и кино, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».
Биография.
Окончил Московский государственный педагогический университет имени Ленина в 1955 году. Параллельно учился в Российской академии театральных наук. Первый спектакль поставил в 1958 году.
Поставленный Петром Фоменко в 1966 году в Театре им. Маяковского спектакль «Смерть Тарелкина» был запрещён после 50 показов. Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» в Театре им. Ленсовета (1969), не допущенный до премьеры.
Не найдя работы в Москве, он уехал в Тбилиси, где два сезона работал в Тбилисском театре им. Грибоедова.
С 1972 по 1981 годы работает в Ленинградском Театре Комедии. С 1982 года режиссёр в Театре имени В. В. Маяковского, с 1989 года — в Театре имени Е. Б. Вахтангова. С 1981 года начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова.
В 1992 году получает звание профессора РАТИ. В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.
Умер 9 августа 2012 года в Москве.
Мастерская.
«Мастерская П. Н. Фоменко» — московский театр, основанный Петром Наумовичем Фоменко в 1993 году. В театре играют преимущественно актеры-ученики Фоменко.
Всего за годы существования театра было создано 37 спектаклей.
Основные тенденции:
• Психоделический театр;
• Герой воспринимает жизнь как театр;
• Спектакль поставлен по принципу сопоставления контрастных эпизодов.
Спектакли:
«Три сестры», «Египетские ночи».
Древнегреческий театр. Истоки. Организация и устройство.
VI в. до н.э. – формирование театра. (534 г. до н.э. – первые представления)
Театр произошел из культов:
1. Культ Диониса (вино, плодородие).
Почему в театре:
Умение перевоплощаться;
Мученическая смерть и возрождение.
2. Культ Аполлона (гармония, красота).
Почему в театре:
Спокойствие;
Гармоничность.
3. Культ Деметры/Персефоны (плодородие).
Почему в театре:
Объяснение смены времен года.
В определенное время проводились мистерии, посвящённые этим богам. Они постепенно и превратились в театральные представления.
Особенности древнегреческого театра:
• Отсутствие развлекательного элемента;
• Особое значение звука (аудиоэффект);
• Строгое время проведения театральных постановок (например, весна – великие Дионисии);
• Соревнования между драматургами;
• Следование определенным канонам;
• Связь с культом божества;
• Специфический вид актера (маска, накладки на плечи, длинное одеяние, обувь на платформе);
• Отсутствие реалистичности;
• Торжественность действия;
• Страдания героя;
• На представление допускались даже женщины;
• Как правило, драматурги являлись актерами.
Организация и устройство театра:
Здание театра состояло из скены – заднего плана, оркестры – аналога сцены итеатрона – зрительного зала. Характерной чертой здания является его вписанность в ландшафт.
Изначально на сцене находился один актер – протогонист.