Почему следует различать употребление предлогов в следующих синонимичных рядах? Укажите значение предлогов.
1. Разговоры о поездке – про поездку – насчет поездки – относительно поездки – касательно поездки ______________________________________
2. У дома – при доме – около дома – возле дома – подле дома – вблизи дома – рядом с домом. ____________________________________________
3. Среди людей – между людьми____________________________________
17. Впишите правильный вариант окончания. Объясните ваш выбор.
1. Согласно распоряжении.. ректора всем преподавателям и студентам необходимо пройти флюорографию.
2. Она очень упряма и действует всегда вопреки здрав.. смысл.. .
3. Благодаря случа.. я получил хорошую работу.
4. По окончании.. переговоров состоялась пресс-конференция.
5. Не забудьте по приезд.. из командировки сдать документы в бухгалтерию.
6. Наперекор вол.. отца она вышла замуж за друга детства.
7. Согласно указ.. президента будет повышена минимальная оплата труда.
8. На улицах, где нет тротуаров, пешеходы обязаны ходить по краю обочины навстречу движении.. транспорта.
18. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей дополнения (обстоятельства). Укажите семантико-стилистическое различие между синтаксическими парами.
Ручаться – гарантировать ________________________________________________________________
Начать – приступить ________________________________________________________________
Спрос – потребность ________________________________________________________________
Беспокоиться – тревожиться ________________________________________________________________
Примириться – смириться ________________________________________________________________
Вера – уверенность ________________________________________________________________
Тормозить – препятствовать ________________________________________________________________
Поражаться – удивляться ________________________________________________________________
Предупреждать – предостерегать ________________________________________________________________
19. Определите, в каких из ниже приведенных словосочетаний нарушены нормы управления. Зачеркните неправильный вариант. С вариантами, соответствующими норме литературного языка, составьте предложения.
Беспокоиться за мать – беспокоиться о матери ________________________________________________________________
Упрекать в грубости – упрекать за грубость ________________________________________________________________
Потребность еды – потребность в еде ________________________________________________________________
Тормозить подъем – тормозить подъему ________________________________________________________________
Оплатить проезд – оплатить за проезд ________________________________________________________________
Гордиться сыном – гордиться за сына ________________________________________________________________
Контроль исполнения – контроль за исполнением ________________________________________________________________
Тревожиться о брате – тревожиться за брата ________________________________________________________________
Слыть отличником – слыть за отличника ________________________________________________________________
Говорить о возможности – говорить за возможность ________________________________________________________________
Радоваться успехам – радоваться за успехи ________________________________________________________________
Определите различия между приведенными ниже предложениями. В чем они заключаются?
Зритель ищет места в зале – зритель ищет свое место в зале.
Дай хлеб – дай хлеба.
Не пей молока – не пей молоко.
Он выпил воду – он выпил воды.
Купи свеклу – купи свеклы.
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. В чем различие приведенных ниже высказываний в зависимости от того, в родительном или винительном падеже стоит управляемое слово.
Я еще не прочитала эт… книг… . Никогда не получал он больш… удовольств… . Я не ждал тв… приезд… .Нельзя не похвалить эт… фильм. Он не умел писать стих… . Нельзя не принимать во внимание эт… факт… . Он не скрывал св… радост… .
Прочитайте предложения и объясните письменно причину выбора родительного или винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием.
Он не любил лени и вранья. ________________________________________________________________
Я давно не видел Наташу. ________________________________________________________________
Нельзя не признать справедливость его слов. ________________________________________________________________
В темноте я не заметил кошку. ________________________________________________________________
При анестезии мы почти не чувствуем боли. ________________________________________________________________
Я не ожидал такого решения. ________________________________________________________________
Нина весь семестр не получала стипендии. ________________________________________________________________
Не получив ответа, я решил написать сам. ________________________________________________________________
Проект Закона об образовании не учитывает насущных потребностей общества. ________________________________________________________________
Не пейте неочищенную воду! ________________________________________________________________
До нас никто не посещал этого опасного места. ________________________________________________________________
Дети не скрывали радости от этих подарков. ________________________________________________________________
Сегодня не продавали газету «Известия». ________________________________________________________________
Не видать вам отличных оценок. ________________________________________________________________
Журнал я этот не люблю. ________________________________________________________________
Шила в мешке не утаишь. ________________________________________________________________
Отредактируйте предложения, устранив употребление падежных форм, не оправданных контекстом и затрудняющих понимание.
Для решения задач ускорения подъема уровня производства автомобилей необходимо привлекать инвестиции. ________________________________________________________________
Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами. ________________________________________________________________
Курсовая работа содержит анализ теории и практические решения проблем укрепления экономической базы предприятия нашего времени. ________________________________________________________________
С выпуском книги читатели смогут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя. ________________________________________________________________
Мы беседовали с инженером с большим производственным стажем. ________________________________________________________________
Выставка картин Ильи Глазунова показала поиски художника новых средств выразительности. ________________________________________________________________
24. Определите, в каких примерах нарушена логика в результате неудачного употребления падежей.
Лектору нужно посоветовать прочитать материал на более актуальные темы. На сей раз пришлось сделать замечание инженеру. Ревизия бухгалтера выявила недостачу. Мальчик был одет клоуном. На стене висели картины Верещагина.