Справочные материалы к теме «Имя числительное»
Имя числительное – знаменательная часть речи, в состав которой входят слова, обозначающие число, количество предметов и порядок при счёте. По значению и грамматическим признакам делится на количественные (сколько?) и порядковые (какой?): пять, десять, пятый, десятый. В состав количественных числительных входят собирательные двое, трое, четверо и т.д.
По составу числительные делятся на простые(три, девять, второй), сложные (пятьдесят, семьдесят, двухсотый), и составные (двадцать пять, тридцать седьмой, девятьсот шестьдесят пятый).
Особенности употребления и склонения числительных
1. Собирательные числительные сочетаются чаще всего с существительными мужского рода со значением лица (двое школьников, трое студентов), с названием детей (четверо детей, двое медвежат), с существительными, имеющими форму только множественного числа (двое ножниц) или обозначающими парные предметы (двое носков), с существительными общего рода (пятеро судей), и личными местоимениями (их было пятеро). С остальными существительными, особенно женского рода, собирательные числительные не сочетаются.
2. В составных числительных склоняется каждое слово. Слово тысяча в сочетании со словом один имеет в творительном падеже форму тысячью ( одной тысячью двумястами тридцатью тремя). Склонение составных числительных в устной речи нередко упрощается: либо склоняются только их начальные и конечные компоненты (поселок с тремя тысячами девяносто пятью жителями), либо склоняется только их последний компонент (лаборатория размещалась двадцать трехкабинетах).Такое употребление нельзя считать литературным!
Склонение составных количественных числительных
Им. п. Девятьсот шестьдесят пять
Р.п. Девятисот шестидесяти пяти
Д.п. Девятистам шестидесяти пяти
В.п. Девятьсот шестьдесят пять
Т.п. Девятьюстами шестьюдесятью пятью
П.п. (о) Девятистах шестидесяти пяти
3. У сложных числительных 50-80 склоняются обе части (например, пятьюдесятью восемью, о двухстах шестидесяти и т.п.).
4.Числительные 40, 90, 100 во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеют окончание –а (нет сорока, девяноста, ста рублей и т.п.).
5.Числительные полтора, полтораста склоняются следующим образом:
Полтора
муж., ср. р. жен. р.
Им. п. полтора полторы
Р. п. полутора
Д. п. полутора
В. п. полтора полторы
Т. п. полутора
П. п. полутора
Полтораста
Им. п. полтораста
Р. п. полутораста
Д. п. полутораста
В. п. полтораста
Т. п. полутораста
П. п. полутораста
6.Числительные оба – обев мужском и среднем роде имеют основу обо: обоих игроков, обоим игрокам, об обоих игроках.
В женском роде – основа обе:обеих команд, обеим командам, об обеих командах
Запомните:
1. В середине числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать мягкий знак не пишется.
2. Числительное одиннадцать пишется с двумя буквами «нн».
Местоимение
Задание 41. Приведенные ниже местоимения впишите в соответствующую графу таблицы. (При определении разряда местоимений пользуйтесь справочными материалами). Там, где разряд местоимения отсутствует, поставьте прочерк
Вы, кто, какой, я, они, сколько, несколько, некоторый, ничей, кое-какой, никто, что, ничто, себя, этот, весь, всякий, свой, нечего, какой-то, какой-либо, таков, свой, такой, ваш, каждый, столько, сколько, что-либо, нечто.
Разряд | Местоимения – существительные | Местоимения – прилагательные | Местоимения – числительные |
Личные | |||
Возвратные | |||
Вопросительные/ относительные | |||
Неопределённые | |||
Отрицательные | |||
Притяжательные | |||
Указательные | |||
Определительные |
Задание 42. Найдите и подчеркните в пословицах и поговорках местоимения. Определите их разряд.
1. Всё хорошо, что хорошо кончается.
2. Всем сестрам по серьгам.
3.Правда прямо идет, с нею не разминешься.
4. Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит.
5. За чем пойдешь, то и найдешь.
6. Знай сверчок свой шесток.
7. Каковы сани, таковы и сами.
8. Чем богаты, тем и рады.
9. На всякого мудреца довольно простоты.
10. Не тот живет больше, чей век дольше.
11. Чует кошка, чьё мясо съела?
Задание 43. Подчеркните правильный вариант ответа. Почему вы выбрали именно этот вариант?
1. Внешне брат выглядел гораздо моложе (неё, её), хотя они были ровесники. 2. Навстречу (ему, нему) выбежала маленькая девочка. 3. Вокруг (их, них) разгорелся спор. 4. Все выполнили задание за исключением (её, неё). 5. (Их, ихние) книги я не брал. 6. Высчитав мой заработок, бухгалтер назвал соразмерно (ему, нему) сумму налога.
Задание 44. Укажите устно семантико-стилистические различия между синонимичными вариантами выделенных местоимений.
1. Я люблю мою дочь. __Я люблю свою дочь. 2. Всякий это знает.__ Каждый это знает. __ Любойэто знает. 3. Здесь жил некто. __ Здесь жил кто-то. 4. Иной не стал бы этим заниматься.__ Другой не стал бы этим заниматься. 5. Я знаю кое-что.__ Я знаю что-то. 6. Расскажи что-либо. __ Расскажи что-нибудь. 7. Мне интересен самыйфакт. __ Мне интересен сам факт. 8. Он любит сам себя. __ Он любит самого себя. 9. Она сама себе нравится. __ Она самойсебе нравится. 10. У неёсобралось много народу. __ У ней собралось много народа.
Задание 45. Устраните ошибки, допущенные в употреблении притяжательного местоимения свой. Напишите правильный вариант. Какое правило вы вспомнили?
1. После рекламы мы ждем вас у своих телевизоров. ______________
________________________________________________________________
2. Я поздравил друга с успешной защитой своей дипломной работы. ________________________________________________________________
3. Банкам может быть отказано в расширении своих операций
________________________________________________________________
4. Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат. ________
________________________________________________________________
5. Я попросила подругу получить свою зарплату _________________
________________________________________________________________
6. Они не могут заставить его забыть свою любовь _______________
________________________________________________________________
7. Врач попросил пациента заботиться о своем здоровье ___________
________________________________________________________________
Задание 46. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении местоимений в сложных предложениях.
1. Когда в институт приходит новое пополнение, они показывают разный уровень подготовки.
(_______________________________________________________________)
2. Перед нами рисунок к рассказу, который я сейчас опишу.
(_______________________________________________________________)
3. Мой друг пошел в цирк: он скоро уезжает из нашего города.
(_______________________________________________________________)
4. Погода ветреная, которая бывает обычно в это время года.
(______________________________________________________________)
5. Больному стало хуже, и он попросил сестру налить себе воды.
(_______________________________________________________________)
Задание 47. В предложении Всякий реальный газ близок по своим свойствам к идеальному газу замените местоимения всякий синонимами все, каждый,любой. Объясните, как изменяется высказывание стилистически.
Все реальные газы ________________________________________________
Каждый реальный газ _____________________________________________
Любой реальный газ ______________________________________________
Задание 48. Объясните употребление местоимения таков в следующих примерах.
1. За дерзость такову я голову с тебя сорву (И.А. Крылов).
2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова (И.А. Крылов).
Задание 49. Какой оттенок значения вносит местоимение мы в следующие высказывания?
1. Сегодня мыпознакомимся с творчеством А.С. Пушкина.
2. Ну, как мы себя чувствуем?
3. Мы намерены исследовать эту проблему.
Задание 50. Из заключенных в скобках местоимений выберите подходящие по смыслу. Подчеркните их и объясните выбор варианта.
1. «Этот человек знает своё дело» – так говорят о людях, владеющих (своим, каким-то, каким-нибудь, каким-либо) ремеслом лучше других.
2. Левитан видел в осеннем унынии (какой-то, некий) оттенок торжественности.
3. (Кое-кому, кому-то) выгодно бросить тень на традиционно добрые отношения между Россией и Грузией.
4. У Гоголя есть (нечто, что-то) такое, что заставляет не замечать небрежность его языка – есть слог.
Задание 51. Составьте предложения с указанными словами. Объясните, почему различно их написание.
Потому – по тому ___________________________________________
________________________________________________________________
Затем – за тем _______________________________________________
________________________________________________________________
Поэтому – по этому __________________________________________
________________________________________________________________
Тоже – то же ________________________________________________
________________________________________________________________
Притом – при том ___________________________________________
________________________________________________________________
Причем – при чем ___________________________________________
________________________________________________________________
Задание 52. Откройте скобки. Напишите местоимения в правильной форме.
1. Я (не – ни, с) ___________ кем не встречался.
Мне не – ни, с) ___________кем встречаться.
Ей (не – ни, с) ____________каким человеком не надо встречаться.
Ему (не – ни, у)____________спрашивать разрешение.
Мы должны (с, кое-кто) _________договориться о деловой встрече.
Сегодня они (от, кое-кто) ________________получат необходимые сведения.
2. Это был (не – ни) кто__________ иной, как Петров.
(Не – ни) кто __________ иной не смог бы так поступить.
(Не – ни) что __________ иное его не интересовало.