Полные и краткие формы прилагательных
Краткие формы качественных прилагательных имеют ту же основу, что и полные, но отличаются окончаниями.
Ед. ч. | Мн.ч. | ||
Мужск. род | Женск. род | Средн. род | |
нулевые | -а | -о | |
ленив | ленива | лениво | ленивы |
добр | добра | добро | добры |
свеж | свежа | свежо | свежи |
молод | молода | молодо | молоды |
краток | кратка | кратко | кратки |
тонок | тонка | тонко | тонки |
горек | горька | горько | горьки |
боек | бойка | бойко | бойки |
спокоен | спокойна | спокойно | спокойны |
согласен | согласна | согласно | согласны |
смешон | смешна | смешно | смешны |
длинен | длинна | длинно | длинны |
гуманен | гуманна | гуманно | гуманны |
образован | образованна | образованно | образованны |
воспитан | воспитанна | воспитанно | воспитанны |
беспочвен/ен | беспочвенна | беспочвенно | беспочвенны |
ответствен/ен | ответственна | ответственно | ответственны |
насильствен/ен | насильственна | насильственно | насильственны |
естествен/ен | естественна | естественно | естественны |
существен/ен | существенна | существенно | существенны |
тождествен/ен | тождественна | тождественно | тождественны |
безжизнен | безжизненна | безжизненно | безжизненны |
безукоризнен | безукоризненна | безукоризненно | безукоризненны |
бессмыслен | бессмысленная | бессмысленно | бессмысленны |
болезнен | болезненна | болезненно | болезненны |
двусмыслен | двусмысленна | двусмысленно | двусмысленны |
легкомыслен | легкомысленна | легкомысленно | легкомысленны |
неприязнен | неприязненна | неприязненно | неприязненны |
многочислен | многочисленна | многочисленно | многочисленны |
солон | солона | солоно | солоны |
большой – велик | велика | велико | велики |
маленький – мал | мала | мало | малы |
Не образуют краткой формы: коричневый, кремовый, розовый, пегий, вороной (цвета и масти животных).
Правописание сложных прилагательных.
Слитно | Через дефис | |||
прил. + сущ. | числ. + сущ. | подч. связь | две однород. основы, оттенок цвета | от сущ. через дефис |
кареглазый (карие глаза) сумасшедший (сошедший с ума) древнерусский (Древняя Русь) | сорокалетний двадцатиметровый девяностопроцентный стоградусный восьмисотграммовый стосорокашестимиллионный | народнохозяйственный легкораненый железнодорожный трудоспособный естественнонаучный среднесуточный | торгово-промышленный вопросно-ответный выпукло-вогнутый желудочно-кишечный экспрессивно-эмоциональный бледно-розовый черно-белый | юго-восточный ветер Южно-Сахалинская железная дорога (но: южносахалинский город) |
Способ образования прилагательных
1) суффиксальный:
а) существительное + суффиксы –н, -енн, -ан, -ян, -ин, -ии, -ск, -ов: водный, клюквенный, кожаный, гусиный, июльский, оптовый.
б) прилагательное + суффиксы –оньк, -еньк, -ущ, -оват: сухонький, красненький, большущий, беловатый.
в) глагол + суффиксы уч, ач, к: пахучий, ходячий, плавкий.
2) приставочный: прилагательное + приставки не-, без-, при-, пре-, а-, анти: неглупый, безошибочный, прелестный, аморальный, антиобщественный
3) приставочно-суффиксальный:
а) приставка + основа существительного + суффикс;
б) приставка + основа глагола + суффикс: досрочный, загородный, несгораемый, неизгладимый.
4) сложение основ: кисло-сладкий, седобородый, вопросно-ответный и т.д.
Имя числительное
Задание 32. Прочитайте следующие количественные числительные и объясните их правописание:
12, 16, 17,18, 38, 55, 67, 80, 90, 700.
Задание 33. Измените предложения так, чтобы избежать синтаксической несочетаемости.
В магазин завезли 72 штуки ножниц. | |
Учебный отпуск студента-заочника составляет 24 суток. | |
В Московском районе 23 ясли. |
Задание 34. Просклоняйте составные числительные 8764 в соответствии с литературной нормой. Обратите внимание, что в левой колонке вариант, допустимый только в устной разговорной речи.
Разговорный вариант | Литературная норма |
И.п. восемь тысяч семьсот шестьдесят четыре | |
Р.п. Восемь тысяч семьсот шестидесяти четырех | |
Д.п. восемь тысяч семьсот шестидесяти четырем | |
В.п. восемь тысяч семьсот шестьдесят четыре | |
Т.п. восемь тысяч семьсот шестидесяти четырьмя | |
П.п. восемь тысяч семьсот шестидесяти четырех |
Задание 35. Прочитайте текст, обращая внимание на склонение числительных.
Байкал
Байкал находится на высоте 456 метров над уровнем моря. Его водные запасы пополняются 336 реками. Площадь его более 3.500 кв. км. Глубина озера достигает 1620 м. Это одно из древнейших озер планеты, возраст его около 25.000 000 лет. Не менее 75% флоры и фауны Байкала не встречается ни в каком другом водоеме планеты.
Задание 36. Зачеркните неправильные варианты ответа. Обоснуйте свой выбор.
С (пятистами, пятьюстами) рублями в кармане.
Над (одной тысячей, тысячью) случаев.
О (семистах, семьюстах, семиста) жителях.
Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) комнатами.
Разотрите масло с (двумястами, двухстами) граммами сахара.
Выборы состоялись в (трехстах семидесяти восьми, в триста семьдесят восьми) округах.
Новую линию метро открыли в (две тысячи седьмом, в двухтысячи седьмом, в двухтысячном седьмом) году.
Задание 37. Запишите прописью числительные и существительные в нужном падеже.
11 ¾ гектар … земли; 3,7 процент…, 17,5 литр…, 0,25 литра…;
к 2 3/6 прибавить 1,5; из 2665 вычесть 1369.
Задание 38. Подчеркните правильный вариант ответа. Объясните выбор.
Я ждал его около (полтора – полутора) часов.
Институт находится в (полтора – полутора) километрах от общежития.
Он сумел поговорить с (полутора – полтора) десятком человек.
Она съела почти (полуторы – полторы) банки варенья.
Николай был рад (полтора – полутора) часам свободы.
На заседании присутствовали около (полтораста – полутораста) человек.
Задание 39. Что в приведенных ниже примерах соответствует литературной норме, а что нет? В случае ошибки напишите правильный вариант ответа.
1. На занятиях не было обоих сестер ____________________________
_______________________________________________________________
2. В обеих случаях допущены ошибки __________________________
______________________________________________________________
3. Обе студентки не сдали зачета _______________________________
_______________________________________________________________
4. Опять вы обои опоздали! ___________________________________
________________________________________________________________
5. Держитесь за поручень обоими руками _______________________
______________________________________________________________
6. На обоих берегах реки раскинулись поля ______________________
______________________________________________________________
7. У обоих часов сломался механизм завода _____________________
________________________________________________________________
Задание 40. Определите закономерности в употреблении количественных и собирательных числительных. Подчеркните предпочтительный вариант употребления.
1. В отделе (пять – пятеро) женщин и только (три – трое) мужчин.
2. У неё в семье живут (три сироты – трое сирот).
3. В нашей семье было шестеро детей – (четыре девочки – четверо девочек) и (два мальчика – двое мальчиков).
4. Ураган бушевал в течение (троих – трёх) суток.
5. Организация высылает к вам (трёх – троих) квалифицированных специалистов.
6. Он оставил без помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот).
7. Преступника сопровождали (три – трое) конвойных.
8. Зачет принимали (два доцента – двое доцентов).
9. Лекции читали (два профессора – двое профессоров).