Язык, речь и культура речи как лингвистические понятия
Язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире (Русский язык. Энциклопедия).
Различаются две формы существования языка, соответствующие противопоставлению понятий «язык» и «речь». Язык как система имеет характер определенного кода. Это прежде всего система знаков и правил их употребления. Она включает в себя единицы разных уровней: фонетического (звуки, интонация), морфологического (формы слов), синтаксического (словосочетания, предложения) и лексического (слова и их значения). Изучая законы и правила этой системы, мы усваиваем те нормы, которые существуют в данном языке.
Язык как система знаков (орфографических, грамматических, лексических и др.) принадлежит определенному общественному коллективу и составляет важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. Для понятия речи существенным является представление о речевой деятельности, в процессе которой происходит функционирование языковых структур. Таким образом, язык – это правила, теория, а речь – применение этих правил на практике.
Различение языка и речи в едином объекте языкознания оказывает значительное влияние на развитие и становление культуры речи как прикладного раздела языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо.
Резче обозначились границы, отделяющие культуру речи от смежных лингвистических дисциплин: фонологии, лексикологии и грамматики, изучающих строй языка, и функциональной стилистики, изучающей строй речи.
Что же составляет содержание культуры речи как лингвистической дисциплины? У неё тот же, что и у стилистики, предмет изучения – речь. Однако функциональная стилистика изучает стили как речевую систему: её интересует зависимость языковых средств, образующих эту систему, от сферы общения и функции речи. Она изучает стиль сам по себе, его систему. Культуру речи интересует иное: как пользуется человек речью для целей общения? В рамках одного и того же стиля может быть создано бесконечное число высказываний: одни из них будут удачными, другие менее удачными, третьи совсем неудачными. Вопросами качественной оценки высказывания и занимается культура речи.
Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие «языковая норма» считалось центральным, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения. С развитием функциональной стилистики вопросы качественной оценки речи перешли в ведение культуры речи.
Идея разграничения двух ступеней культуры речи впервые в отечественном языкознании была высказана известным лингвистом Г.О. Винокуром: «Понятие культуры речи можно толковать в двояком смысле слова в зависимости от того, будем ли мы иметь в виду одну только правильную речь или также речь умелую, искусную».
Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладения литературным языком. Правильность речи предполагает соблюдение норм литературного языка, то есть принятых в общественно языковой практике образованных людей правил произношения, словоупотребления, использование традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств. В свою очередь коммуникативная целесообразность речи подразумевает мотивированное употребление средств языка для целей общения, соответствие определенной речевой ситуации.
Понятие речевой ситуации содержит в себе две стороны: денотативную (содержание высказывания, его тему) и ситуацию общения (сам акт коммуникации – где, с кем, зачем говорим). При полном соответствии высказывания речевой ситуации мы можем говорить о точности и выразительности речи.
Однако добиться точной и выразительной речи можно лишь при условии, если говорящий/пишущий владеет разнообразными средствами языка, разными способами передачи одного и того же смысла, если речь его достаточно богата. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых в речи морфологических и синтаксических форм и конструкций.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое язык? Что такое речь?
2. Каково соотношение языка и речи?
3. Какое влияние различение языка и речи оказало на становление культуры речи как лингвистической дисциплины?
4. Что составляет содержание культуры речи?
5. Какие две ступени в овладении литературным языком выделяют современные лингвисты? Охарактеризуйте каждую из них.
6. Что такое речевая ситуация?
7. Какую речь можно назвать точной?
8. Какую речь можно назвать выразительной и богатой?
Задания
Восстановите текст.
_________ – это система __________, __________. Изучая эти __________, усваивая __________, мы учим язык, то есть те __________, которые существуют в данном языке. Вы говорите и пишете, применяя __________ и __________ языка в речи. Таким образом, __________ - это __________, __________, а __________ – применение этих правил на практике, когда человек говорит, пишет, читает на данном языке или слушает и понимает человека, говорящего на данном языке («носителя языка»)
2. Прочитайте три определения понятия «культура речи». Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее точным и почему?
а) Культура речи – это особая область лингвистических знаний, научная дисциплина, содержащая определенные разделы, подразделы и правила, относящиеся к этой отрасли языкознания.
б) Культура речи – совокупность навыков, знаний и речевых умений отдельной личности, выбор и организация языковых средств соответственно языковым нормам и этике общения.
в) Культура речи – это соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в зависимости от цели и содержания речи.