Изучение драматических произведении в школе,особенности комплексного комментария при изучении драмы;беседа-репродуктивная и эвристическая;«парад» действующих лиц; использование ТСО и т.д.
Мпря
Методика изучения состава слова и СО. Лингвистические основы обучения составу слова и СО. Основы и принципы,методы и приемы изучения СО понятий. Морфемный и СО анализы,медодика их проведения. Характер и типы СО упражнений.
СО- это раздел науки о языке,в котором рассматриваются вопросы,связанные с составом слова,отношения между родственными словами и основные способы СО. Усиление практической направленности обучения русскому языку привело к выделению в школьном курсе русского языка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова.
В процессе изучения СО необходимо опираться на общедидактичекие(научность,систематичность,преемственность и др)общеметодические(экстралингвистический,нормативно-стилистический ,исторический и др)а также частнометодическиепринципы. Частнометодические принципы обучения СО:
-структурно-словообразовательный принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования,предполагает развитие способности опираться на морфемную структуру слова в процессе словообразовательного анализа. Например,слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник.
-лексико-СО-ый принципсвязан с отношением лексического и грамматического значений СО-ной модели. Например,слово ельник обозначает место,где растут одни ели,словообразовательный суффикс –ник обозначает место ,на котором растут породы деревьев,обозначенные корнем (осинник,малинник)
-мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования(толкования): стрелять-стрела,черепаха-череп и т.д
Приемы :беседа,сообщения учителя,чтение правила,показ речевого образца и т.п
Морфемные упражнения формируют у школьников умение определять структуру слова:
-найдите слова,имеющие приставки,суффиксы и т.п
-обозначьте условными знаками части слова
-разберите слова по составу и др
СО-ые упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова.
Методы изучения СО-ых понятий в школе направлены на достижение основной цели-опираясь на структурно-семантическую характеристику слова,научить школьников ориентироваться в морфемной структуре слова,устанавливать способ словообразования и на этой основе развивать чувство языка,формировать орфографические навыки учащихся
Морфологический и СО анализ:
1. Определить изменяемость-неизменяемость слова,указать часть речи
2. В изменяемых словах выделить окончание,указать гр.признаки
3. Выделить основу
4. Выделить корень путем подбора однокоренных слов.
5. Выделить суффикс и приставку
Т.О,система работы по СО,использование морфемных и словообразовательных упражнений позволяет учителю развивать словарный запас школьников,научить орфографически правильному письму, т.е коммуникативным навыкам
Методика изучения грамматики. Соотношение грамматической теории и речевой практики при обучении русскому языку. Практическая направленность изучения грамматики. Основные принципы работы по грамматике в школе. Взаимосвязанное обучение морфологии, фонетике и лексике на синтаксической основе. Структура школьного курса грамматики. Трудности изучения грамматического материала. Виды упражнений при обучении русской грамматике (языковые, речевые; аналитические, синтетические). Грамматический разбор, его виды и методика проведения.
Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса. Принципы изучения грамматики в школе
1) каждое языковое явление должно рассматриваться с точки зрения формы (структуры, строения) и значения (содержания): словосочетания «Глубокая тишина, веселый смех» имеют одинаковое строение и общее грамматическое значения - указывают на предмет и его признак.
2) При изучении грамматики необходимо показать функцию языкового явления в языке и речи: функция предложения - быть средством отображения событий, фонем - создания звуковой оболочки слова.
Содержание и принципы построения школьного курса морфологии. Лингвистические основы изучения знаменательных и служебных частей речи. Особенности усвоения именных частей речи. Методика введения морфологических понятий.
Содержание обучения:Словоформа- слова в его грам значении. Грам значение дополнительное по отношению к лексич значению и выражает различные отношения между словами. В школе рассматриваются след части речи-сущприлчисл мест глагол причдееприч нар слова категории состояния служебные части речи предлог союз частица и междометие. Изучение морфологии имеет большое значение с точки зрения обогащения грам строя речи. С этой целью на уроках морфологии большое место отводится работе по грам или морф синонимии. Например полн и кр ф прил. Явление омонимии. Употребление местоимений. Ученик научиться опознавать части речи и их формы, анализировать слово с точки зрения часте речной принадлежности, употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами СРЛЯ; применять морф знания и умения в практике правописания; распознавать случаи грам омонимии. Ученик сможет научиться: анализировать синонимические средства морфологии; различать грам омонимы; находить выразительные средства морфологии в публ и худ текстах ; извлекать необходимую информацию из грам словарей.
Принципы методики морфологии: - лексико грам принцип основой которого явл способность слова со относится с реалиями действительности и образовывать разные грам формы - морфолого синтаксический- принцип соотношения части речи и члена предложения. Этот принцип ориентирует учителя на организацию работы по анализу морф особенностей слов на основе их синт функций - текстоцентрический принцип- анализ словоформы в структуре текста.Служебные слова - лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных семантико-синтаксических отношений между словами, предложениями и частями речи».В состав «классических» служебных слов, идущих еще от грамматики МелетияСмотрицкого, включены предлог и союз. Частицы отнесены к служебным частям речи уже в XX веке.
Служебные слова играют очень важную роль в грамматическом строе русского языка. Они имеют более абстрактное значение по сравнению со знаменательными словами и указывают на отношения, возникающие между этими словами в предложении.
Служебные части речи лишены номинативной функции. Они проявляются в отношениях и связях между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также при передаче смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы). К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
На начальном этапе обучения младшие школьники более подробно знакомятся с такими частями речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, и рассматривают их с нескольких сторон: 1) что обозначает слово этой части речи; 2) на какие вопросы отвечает; 3) как изменяется и какие постоянные категории имеет; 4) каким членом предложения является; 5) какие имеет окончания; 6) как образуется.
Представление о частях речи у младших школьников формируется постепенно. Так, в конце I класса и во II классе школьники знакомятся с основными частями речи по семантическому вопросу, по нему же учатся определять эти слова в предложении или тексте. В III классе ученики определяют лексико-грамматические и морфолого-синтаксические признаки каждой части речи, формулируют определение. В IV классе углубляются знания о способах изменения слов каждой части речи. Формируются навыки правописания окончаний.
Основные методы формирования морфологических понятий в начальной школе: это наблюдение над фактами языка, морфологический разбор, реконструкция и конструирование.
Русский язык
Литература
37).Особенности творческого метода А. Толстого (на примере одного из романов).
Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой попытался представить и разработать свою философию. Он писал: “Историки описывают неверно и внешне, а надо для того, чтобы понять, угадать внутреннее строение жизни”. А так как разработанная им философская концепция была нова и оригинальна, автор создал жанр, названный романом-эпопеей.
Жанр произведения определяет и композицию романа. В основе композиции “Войны и мира” лежит также прием антитезы. Роман “Война и мир” - произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев, среди которых есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, герои, вымышленные самим автором, и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, такие как “генерал, который приказал”, “офицер, который не доехал”. Этим автор подтверждает свою точку зрения о том, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий.
Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, нужен был новый жанр - жанр эпопеи. Для этого также используется прием антитезы. Так, всех героев можно разделить на тяготеющих к полюсу Наполеона и на героев, тяготеющих к полюсу Кутузова; причем первые, такие, например, как семейство Курагиных, да и все светское общество во главе с Анной Павловной Шерер, Берг, Вера и другие получают некоторые черты Наполеона, хотя и не так сильно выраженные: это и холодное равнодушие Элен, и самовлюбленность и узость взглядов Берга, и эгоизм Анатоля, и лицемерная праведность Веры, и цинизм Василя Курагина. Герои же, находящиеся ближе к полюсу Кутузова, так же, как и он, естественны и близки к народу, так же чутко реагируют на глобальные исторические события, принимая их как личные несчастья и радости (таковы Пьер, Андрей, Наташа). Всех своих положительных героев Толстой наделяет способностью к самосовершенствованию, их духовный мир развивается на протяжении романа, только Кутузов и Платон Каратаев ничего не ищут, не меняются, так как “статичны в своей положительности ”.
Толстой также сравнивает героев между собой: различны князь Андрей и Анатоль в своем отношении к любви, к Наташе; противоположны Долохов, стремящийся отомстить “за свое незнатное происхождение”, суровый, жестокий, холодный, и Пьер, добрый, чувствительный, пытающийся понять людей, окружающих его, и помочь им; холодна, искусственна, мертва духовно красивая Элен и жива, естественна Наташа Ростова с большим ртом и большими глазами, становящаяся еще более уродливой, когда плачет (но это проявление ее естественности, за которую более всего и любит Наташу Толстой).
В своем романе Л. Н. Толстой стремился выразить свою точку зрения на исторические события, показать отношение ко множеству жизненных проблем, ответить на главный вопрос: “В чем смысл жизни?” И кредо Толстого в этом вопросе звучит так, что с ним нельзя не согласиться: “Надо жить, надо любить, надо верить”.
Итак, в романе “Война и мир” Л.Н.Толстой стремился изложить свою философскую концепцию жизни, и для этого ему пришлось “изобрести” новый жанр литературного произведения - роман-эпопею, а также особый вид психологизма- “диалектику души”. Его произведение приняло вид философско-психологического исторического романа, в котором он рассматривает и угадывает “внутреннее строение жизни”.
Мпря
Методика изучения состава слова и СО. Лингвистические основы обучения составу слова и СО. Основы и принципы,методы и приемы изучения СО понятий. Морфемный и СО анализы,медодика их проведения. Характер и типы СО упражнений.
СО- это раздел науки о языке,в котором рассматриваются вопросы,связанные с составом слова,отношения между родственными словами и основные способы СО. Усиление практической направленности обучения русскому языку привело к выделению в школьном курсе русского языка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова.
В процессе изучения СО необходимо опираться на общедидактичекие(научность,систематичность,преемственность и др)общеметодические(экстралингвистический,нормативно-стилистический ,исторический и др)а также частнометодическиепринципы. Частнометодические принципы обучения СО:
-структурно-словообразовательный принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования,предполагает развитие способности опираться на морфемную структуру слова в процессе словообразовательного анализа. Например,слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник.
-лексико-СО-ый принципсвязан с отношением лексического и грамматического значений СО-ной модели. Например,слово ельник обозначает место,где растут одни ели,словообразовательный суффикс –ник обозначает место ,на котором растут породы деревьев,обозначенные корнем (осинник,малинник)
-мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования(толкования): стрелять-стрела,черепаха-череп и т.д
Приемы :беседа,сообщения учителя,чтение правила,показ речевого образца и т.п
Морфемные упражнения формируют у школьников умение определять структуру слова:
-найдите слова,имеющие приставки,суффиксы и т.п
-обозначьте условными знаками части слова
-разберите слова по составу и др
СО-ые упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова.
Методы изучения СО-ых понятий в школе направлены на достижение основной цели-опираясь на структурно-семантическую характеристику слова,научить школьников ориентироваться в морфемной структуре слова,устанавливать способ словообразования и на этой основе развивать чувство языка,формировать орфографические навыки учащихся
Морфологический и СО анализ:
1. Определить изменяемость-неизменяемость слова,указать часть речи
2. В изменяемых словах выделить окончание,указать гр.признаки
3. Выделить основу
4. Выделить корень путем подбора однокоренных слов.
5. Выделить суффикс и приставку
Т.О,система работы по СО,использование морфемных и словообразовательных упражнений позволяет учителю развивать словарный запас школьников,научить орфографически правильному письму, т.е коммуникативным навыкам
Изучение драматических произведении в школе,особенности комплексного комментария при изучении драмы;беседа-репродуктивная и эвристическая;«парад» действующих лиц; использование ТСО и т.д.
Драма- сложнейший вид чтения для тшкольников. Сложность воспроизведения пьесы в недостаточном развитии как воссоздающего,так и творческого мышления. При изучении драмы должно уделяться более значение развитию воображения,для этого используется приемы: слово учителя-видение происходящего,беседа,создание мезансцен-представление героев в определенный момент.
3 основных путей изучения драмы:1) как литературное произведение –текстуальный анализ.2)Сценический–спектакль–инсценирование-текст.3)Синтетический-традиционный. Вступительное занятие: предварительный комментарий,характеристика театрального репертуара.
Эффективный прием в изучении драмы –режиссерский комментарий-устное рисование,описание сцены в момент одного из действий.
Беседа-вопросно-ответный метод обучения, применяется учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся. По характеру организуемой познавательной деятельности различают 2 вида беседы:репрдуктивную и эвристическую.Р.Б предполагает воспроизводящую деятельность учащихся . Э.Б напрвлена на организацию поисковой деятельности учащихся ,поэлиментное обучение творческому поиску при решении проблемных задач. Главная ее функция в том,что учитель с помощью специально подобранных вопросов путем рассуждений подводит учащихся к определенным выводам. Учащихся при этом воспроизводят ранее полученные знания,сравнивают,сопоставляют и т.д.
ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя,так и учеников,при этом их ценность тем выше,чем в больших пределах они позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время.
Методика изучения грамматики. Соотношение грамматической теории и речевой практики при обучении русскому языку. Практическая направленность изучения грамматики. Основные принципы работы по грамматике в школе. Взаимосвязанное обучение морфологии, фонетике и лексике на синтаксической основе. Структура школьного курса грамматики. Трудности изучения грамматического материала. Виды упражнений при обучении русской грамматике (языковые, речевые; аналитические, синтетические). Грамматический разбор, его виды и методика проведения.
Грамматика занимает центральное место в школьном курсе, состоит из двух взаимосвязанных частей - морфологии и синтаксиса. Принципы изучения грамматики в школе
1) каждое языковое явление должно рассматриваться с точки зрения формы (структуры, строения) и значения (содержания): словосочетания «Глубокая тишина, веселый смех» имеют одинаковое строение и общее грамматическое значения - указывают на предмет и его признак.
2) При изучении грамматики необходимо показать функцию языкового явления в языке и речи: функция предложения - быть средством отображения событий, фонем - создания звуковой оболочки слова.