Класс – 33 часа (1 ч. в неделю).

Структура программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно-тематический план.
  3. Примерное тематическое планирование.
  4. Содержание программы.
  5. Методическое обеспечение программы (учебно-методический комплекс).
  6. Литература.

Пояснительная записка.

Направленность программы: социально-педагогическая. Данная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Актуальность программы: программа «Культура общения» в 1, 2, 3, 4 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VШ вида) важна и нужна для детей с проблемами, так как главной задачей программы является развитие личности ребёнка, его потенциальных способностей и возможностей, коррекция и адаптация каждого ребёнка к дальнейшей жизнедеятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни.

Учащиеся младших классов, которые переходят в среднюю школу, уже знакомы с курсом «Культура общения». Они имеют представление об основных правилах и нормах общения, о необходимости правильно выражать свои мысли, о формах речи.

Коррекционная направленность программы:

У учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них - речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Культура общения».

Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения.

Уроки культуры общения в 1 - 4 классах окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.

Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, корректируют мышление, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

Содержание и методика организации занятий по курсу «Культура общения», широкое применение индивидуального подхода и дифференцированных форм предусматривает развитие у умственно отсталых школьников необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.

Цель программы: дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений, сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям, учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей.

Цель реализуется в задачах:

Задачи курса.

1.1. Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия.

1.2. Развитие у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми.

1.3. Обучение умственно отсталых школьников речевым средствам общения.

1.4. Формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

1.5. Выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.

1.6. Коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.

Задачи учителя.

2.1. Учить ребят понимать себя и окружающих.

2.2. Развивать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, обогащать их активный словарь.

2.3. Воспитывать интерес к окружающему миру и людям.

2.4. Повышать общую и языковую культуру учащихся.

2.5. Формировать этические и эстетические нормы, качества всесторонне развитой личности.

2.6. Развивать у учащихся навыки общения в различных жизненных ситуациях.

2.7. Расширять кругозор учащихся, формировать творческие способности.

2.8. Проводить коррекционную работу по развитию восприятия, памяти, воображения и мышления учащихся.

2.9. Вырабатывать у ребят положительные черты характера, помогающие в личной и профессиональной деятельности.

2.10. Корректировать и расширять эмоционально-волевую сферу учащихся.

2.11. Воспитывать уважение к себе и людям, любовь к родному языку.

Задачи учащихся.

3.1. Научиться грамотно формулировать свои мысли в устной форме.

3.2. Уметь ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций.

3.3. Усвоить основные этические нормы, стремиться следовать им в жизни.

3.4. Вырабатывать положительные черты характера, помогающие в жизни.

3.5. Усвоить правила поведения и стремиться соблюдать их.

3.6. Воспитывать чувство уважения к себе и другим людям.

3.7. Корректировать нежелательные черты характера и поведения.

Принципы реализации программы:

· Принцип целенаправленности педагогического процесса.

· Принцип научности.

· Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

· Принцип наглядности.

· Принцип систематичности и последовательности в обучении.

· Принцип сознательности и активности в обучении.

· Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения.

· Принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.

Специальным условием для реализации программы является наличие коррекционно-развивающей среды.

Особенности программы: в основу курса «Культура общения» легла программа Шипицыной Л.М «Навыки общения». Программа включает в себя несколько разделов. Тип данной программы – спирально-концентрический.

Возраст учащихся: 7-11 лет.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 4 учебных года.

Формы и режим занятий: Программа включает 34 (33 для 1 класса) часа, из них 33 (32) урока и 1 сезонная экскурсия. Уроки проходят 1 раз в неделю согласно школьному расписанию.

Основные методы обучения:

· Словесные: беседа, объяснение, рассказ.

· Наглядные: иллюстрации, демонстрация различных презентаций.

· Практические: упражнение, сюжетно-ролевые игры, практические работы, моделирование различных жизненных ситуаций, составление устных текстов на определенную тему, подбор загадок, пословиц и поговорок, наблюдение в общественных местах, экскурсия.

Основные виды и формы контроля знаний: основным видом контроля знаний является текущий контроль. Основные формы контроля знаний: устный опрос, практические индивидуальные и групповые задания, ситуационные задачи.

Обратная связь строится на каждом уроке по–разному. Используются различные виды опросов: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, устный и письменный. Проверка знаний может проводиться в моделировании различных ситуаций и ролевых играх.

Обратная связь осуществляется по следующим направлениям:

1. При изложении нового материала постоянная опора на ранее полученные знания.

2. Систематическая проверка знаний текущего материала в различных формах.

3. Комплексная проверка знаний и умений в виде викторин, опросов, кроссвордов, ролевых игр.

Типовые задания курса

1. Подбери загадки, пословицы и поговорки на заданную тему.

2. Составь рассказ на заданную тему.

3. Понаблюдай за поведением окружающих в общественных местах и проанализируй его.

4. Найди лишнее слово.

5. Реши кроссворд, ребус.

6. Объясни смысл пословицы.

7. Нарисуй рисунок.

Интеграция: в ходе реализации программы осуществляется интеграция со следующими учебными предметами:

· окружающий мир;

· изобразительное искусство;

· развивающие экскурсии;

· русский язык;

· литературное чтение.

Ожидаемые результаты освоения учащимися учебной программы:

В результате работы по программе учащиеся должны знать и уметь:

· научиться анализировать эффективность коммуникации с помощью органов чувств;

· уметь видеть, понимать коммуникацию животных и использовать полученные знания в общении с людьми;

· уметь наблюдать за поведением людей, животных и понимать их особенности для успешности процесса социализации и адаптации;

· уметь анализировать себя как субъект коммуникации (индивидуальные особенности внешности, речи, выразительности эмоций, поведения);

· уметь использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в общении;

· учиться справляться с собственными отрицательными эмоциями;

· уметь рассказывать другим людям о себе, делая это достаточно подробно и обстоятельно в ситуациях первого знакомства и последующего личностного общения;

· уметь описывать функциональное и содержательное назначение различных частей тела, внешности при создании образа «Я»;

· понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать;

· уметь осуществлять самоконтроль над своими желаниями на основе дифференцирования рациональных (реальных) желаний от нерациональных (нереальных);

· учиться наблюдать за поведением, эмоциональным состоянием сверстников, учитывая их в общении;

· учиться анализировать ситуации общения, поступки сверстников;

· уметь оказывать друг другу помощь, поддержку; понимать её значение в общении;

· уметь замечать собственные поступки, анализировать их с точки зрения эффективности общения;

· уметь устанавливать взаимоотношения со сверстниками, получать радость от общения с ними;

· умение осуществлять самоконтроль в общении с людьми;

· умение придерживаться общепринятых правил культуры и этики общения;

· умение дифференцировать ситуации общения и избегать различных сложных ситуаций;

· умение выполнять свои социальные роли в общении;

· умение в социально приемлемых формах выражать свою индивидуальность;

· навыки культурного, вежливого обращения;

· навыки культуры поведения;

· умение перенимать образцы культурного поведения и общения.

Учебно-тематический план.

33/34 часа (1 час в неделю)

Тема раздела 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.
1. Общение с окружающим миром. 4ч. 5ч. 5ч. 5ч.
2. Образ жизни. 7ч. 7ч. 7ч. 7ч.
3. Общение с друзьями. 3ч. 3ч. 3ч. 3ч.
4. Общение со взрослыми. 4ч. 4ч. 4ч. 4ч.
5. Этикет. 5ч. 5ч. 5ч. 5ч.
6. Развиваем речь. 10ч. 10ч. 10ч. 10ч.
  Итого 33 ч. 34ч. 34 ч. 34 ч.

Примерное тематическое планирование

Содержание программы.

Практический курс «Культура общения» для умственно отсталых школьников представлен шестью разделами, включающими различные темы уроков. Материал построен таким образом, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми в зависимости от их психофизических возможностей, а также усложняя и расширяя, повторять для детей более старшего возраста.

Основные разделы:

1. Общение с окружающим миром.

Цель: познакомить умственно отсталых школьников с окружающим их миром и научить способности ориентироваться в нем.

Все занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют особенности общения с окружающей природой.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение умственно отсталых детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого зачастую является причиной страха, отчужденности, враждебности. Язык движений лежит и в основе общения животных. Выразительные движения животных позволяют нам понимать их. Наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении общению умственно отсталых младших школьников. Наряду с этим, раздел направлен на развитие умений рассказывать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений, видеть красоту окружающей природы, различать диких и домашних животных, составлять рассказ-описание животных и растений.

Общение с окружающим миром
Тема Содержание ЗУН Виды работ
1. 1кл Какая бывает погода?   Элементарные представления об изменениях в природе в различное время года, наблюдения за атмосферными явлениями (солнце, дождь, облака, снег, ветер, гроза).Сезонные изменения в природе: времена года и их простейшие признаки, труд в природе по сезонам. Различение изменений в природе в разные времена года, навыки общения с природой, умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений. По развитию устной речи: Активизация вербального и невербального общения. Умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук. Развитие фонематического слуха и произнесение звуков речи.
2кл Сезонные изменения в природе.    
3кл Явления природы.  
4кл Время года.
2. 1кл Экскурсия в парк.     Элементарные представления о живой природе. Знакомство с дикими животными и птицами, деревьями, кустами, травами. Правила бережного отношения к природе, практические действия. Знакомство с «Красной книгой». Экологические запреты. Лекарственные растения, правила сбора. Знания правил поведения в природе (лесу, парке, саду). Умение видеть красоту окружающей природы, чувствовать как она влияет на настроение. Навыки поведения в лесу. По развитию общения: невербальное общение: жесты, подражание, пантомимика. Активизация словаря. Составление рассказов, участие в беседе.
2кл Экскурсия в парк.  
3кл Экскурсия в парк.    
4кл Экскурсия в парк.
3. 1кл Фрукты и овощи.     Название овощей, фруктов, грибов, ягод, их внешний вид, назначение, форма, цвет, вкус, запах, особенности употребления в пищу. Цветы: уход за ними. Знание овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, которые растут в огороде, саду, лесу. Умение ухаживать за ними и готовить из них с помощью педагога и родителей несложные блюда. По развитию речи: уточнение обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «ягоды», «грибы», «цветы». Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений.
2кл Дары леса (грибы и ягоды).    
3кл Цветы.    
4кл Мои зеленые друзья.
4. 1кл Домашние животные: кошка, собака.     Домашние животные и птицы: внешний вид, место обитания, питание, польза для жизни человека. Звукоподражание, пантомимические движения, передающие особенности животных и птиц. Умение различать диких и домашних животных и птиц. Навыки ухода за домашними животными. По развитию общения: развитие возможностей детей видеть общие и специфические особенности животных и птиц, умение понимать их по повадкам, движениям, голосовым реакциям. Активизация словаря. Координация речи и движения.
2кл Домашние животные: корова, лошадь.  
3кл Домашние птицы: гусь, утка, курица.    
4кл «Мой ласковый и нежный зверь».
5. 2кл Живая и неживая природа.     Понятия «живая» и «неживая» природа, различение живой и неживой природы. Знание и понимание понятий «живая» и «неживая» природа, умение дифференцировать предметы, относящиеся к живой и неживой природе. По развитию речи: Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений.
3кл Живая и неживая природа.    
4кл Живая и неживая природа.

2. Образ жизни.

Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам.

Образ жизни
Тема Содержание ЗУН Виды работ
1. 1кл Моё любимое занятие.   Обучение детей понимать своё поведение и управлять им с учетом норм общения между людьми. Овладение приемами общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях. По развитию общения: уточнение, расширение словаря. Развитие связной речи. Составление рассказа по теме.
2кл Мои таланты.  
3кл Преодоление трудностей.  
4кл Что я умею.
2. 1кл Моя школа.     Школа как составляющая часть окружающего мира ребенка. Название, номер, адрес школы. Профессии работников школы. Школьные помещения и их назначение. Правила поведения учащихся в школе. Поведение во время перемен, приема пищи в столовой. Соблюдение личной гигиены в школе, пользование туалетом. Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, воспитателей. Четкое соблюдение режимных моментов и требований. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. По развитию общения: углубление и расширения словаря по теме «школа», обучение грамматически правильному оформлению речи, умение принимать участие в беседе.
2кл Правила поведения учащихся в школе.    
3кл Профессии работников школы.    
4кл Я и школа.
3. 1кл Манера поведения.   Учить детей правильно ходить, сидеть, вставать, держать руки; находить выход из конфликтных ситуаций, считаться друг с другом, управлять своим поведением.   Умение держать себя, навыки правильного поведения. По развитию общения: участие в беседе, анализ жизненных ситуаций общения, предложенных педагогом.
2кл Манера поведения.  
3кл Манера поведения.    
4кл Манера поведения.
4. 1кл Что такое «Вежливость». Формирование представлений о знании мимики при приветствии и других формах вежливого обращения к людям.   Навыки вежливого поведения. По развитию общения: невербальное общение: жесты, мимика, пантомимика.
2кл Будь вежлив.
3кл «Привет – значит приветливый».
4кл Я вежлив и внимателен.
5. 1кл Волшебные слова. Какие слова мы называем волшебными, в чем их волшебство. Научить детей уместному употреблению различных слов благодарности в зависимости от ситуации. Знание и употребление вежливых слов в речи. По развитию речи: составление предложений с использованием волшебных слов.
2кл Волшебные слова.
3кл Волшебные слова.
4кл Волшебные слова.
6. 1кл Путешествие по стране добра и зла. Формировать у учащихся представление о добре и зле. Анализ поступков людей. Показать детям возможные варианты хороших, добрых поступков. Представление о добре и зле, умение высказаться. Навыки культуры поведения, доброго отношения к окружающим. По развитию общения: составление рассказа. Участие в беседе.
2кл Добро побеждает зло.
3кл Доставляй людям радость добрыми делами.
4кл Ваши добрые поступки.
7. 1кл Какими бывают привычки. Формирование у учащихся представления о плохих привычках, привитие положительных привычек, обучение преодолению отрицательных черт характера. Умение преодолевать дурные привычки. По развитию общения: составление рассказа. Участие в беседе.
2кл Дурные привычки.
3кл Дурные привычки.
4кл Дурные привычки.

3. Общение с друзьями.

Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу.

Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместных играх с другими детьми, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых. Уроки также позволяют формировать навыки использования вербального и невербального общения, коротких диалогов в разных жизненных ситуациях.

Общение с друзьями
Тема Содержание ЗУН Виды работ
1. 1кл Слова – приветствия. Обучение учащихся уместному употреблению различных словесных форм приветствия и прощания. Умение благодарить сверстников за оказанную помощь. По развитию общения: вербальные и невербальные средства общения: слова и жесты употребляем вместе.
2кл Давайте поздороваемся.
3кл Приветствуем весело и бодро.
4кл Приветствуем друг друга.
2. 1кл Мои друзья.   Формирование понятий «друг», «дружба». Оценка чувств и поступков детей в совместных играх и жизненных ситуациях. Различия между мальчиками и девочками. Умение участвовать в совместной игре с другими детьми, адекватно вести себя в обществе других детей и взрослых. По развитию общения: короткие диалоги. Активизация словаря по теме.
2кл Что такое «дружба»?
3кл Уроки улыбки.  
4кл Дружба мальчиков и девочек.
3. 1кл День рождения.   Сюжетно-ролевая игра «День рождения». Визиты друг к другу на день рождения. Подарки, как дарить и принимать. Знание форм этикета. Умение выбрать и принять подарок. По развитию общения: составление поздравления.
2кл День рождения.  
3кл День рождения.  
4кл День рождения.

4. Общение со взрослыми.

Цель: помочь младшим школьникам с умственной отсталостью, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях.

Младшие школьники с умственной отсталостью почти полностью зависят от родителей, особенно характерны тесные симбиотические связи с матерью. Необходимо развивать контакты с другими взрослыми людьми, окружающими этих детей. Важно показать им взрослый мир, научить понимать хорошие и плохие поступки и самим вступать в общение с окружающими, уметь правильно вести себя не только со знакомыми, но и незнакомыми людьми.

Общение со взрослыми
Тема Содержание ЗУН Виды работ
1. 1кл Общение со взрослыми.   Тон разговора. Обращение, тема беседы, правила ведения беседы. Анализ ситуаций, предложенных учителем. Знание правил поведения в коллективе, культура общения, умение применять в речи соответствующие слова и обороты. По развитию общения: разговор со взрослыми. Беседа, ответы на вопросы.
2кл Общение со взрослыми.
3кл Общение со взрослыми.
4кл Общение со взрослыми.
2. 1кл Поговорим о профессиях.   Ознакомление с профессиями взрослых. Значение труда в жизни. Уважение к труду взрослых. Умение соотносить действия людей с их профессией. Навыки уважительного отношения к труду взрослых и умение оказывать им посильную помощь. По развитию общения: расширение и активизация словаря по теме. Участие в беседе, умение отвечать на вопросы и строить простые предложения.
2кл Разнообразие профессий.  
3кл Профессии моих близких.  
4кл Как выбрать профессию?
3. 1кл Незнакомый взрослый. Изучение простых правил, которые необходимо знать, чтобы не стать жертвой преступления. Знание ситуаций, в которых нужно быть предельно внимательным. По развитию общения: участие в беседе.
2кл Опасные ситуации.
3кл Один дома.
4кл Не всем людям можно доверять.
4. 1кл Мой адрес.   Для чего необходимо знать свой домашний адрес, что делать, если ты заблудился в городе, лесу. Умение обладать собой в критической ситуации. По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по картинке с оценкой происходящего.
2кл Я заблудился.  
3кл Я заблудился.  
4кл Я заблудился.

5. Этикет.

Цель: научить умственно отсталых младших школьников формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками, по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения.

Данный раздел позволяет развивать культуру поведения за столом, на улице, в транспорте и в других жизненных ситуациях, формировать умения соблюдать правила поведения во время разговора, участвовать в беседах, обращаться с просьбой к знакомым и незнакомым людям.

этикет
Тема Содержание ЗУН Виды работ
1. 1кл Как вести себя во время разговора?     Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого поведения во время разговора. Разговор и поведение в общественных местах. Формы выражения извинения, благодарности. Знание правил поведения во время разговора, умение соблюдать их, навыки правильного поведения в общественных местах. По развитию общения: умение коротко и полно ответить на поставленный вопрос, обратиться с просьбой, вопросом или предложением, умение передать просьбу, распоряжение указанному лицу.
2кл Вежливая просьба.  
3кл Словарь вежливых слов.    
4кл Поведение во время разговора.
2. 1кл За столом.   Сюжетно-ролевая игра «за столом». Сервировка стола, правила поведения за столом, правила использования столовых приборов. Умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно пользоваться ложкой, ножом и вилкой. По развитию общения: активизация словаря по теме, составление рассказа по картинке.
2кл Хорошие манеры за столом.  
3кл Игра «За столом».    
4кл Беседа «кушать лапой».
3. 1кл Игра «телефонный разговор».   Правила ведения разговора по телефону. Назначение телефона, таксофона. Телефонная книга, справочник, номера телефонов некоторых служб. Умение самостоятельно вести телефонный разговор, навыки общения по телефону. По развитию общения: активизация словаря по теме, составление рассказа по картинке.
2кл Номера, которые нужно знать.
3кл Разговор по телефону.
4кл Таксофон.
4. 1кл На улице.   Движение по тротуару. Приветствие знакомых, помощь инвалидам, старикам. Неприличное поведение на улице. Опасность на улице.   Знание правил поведения на улице, умение применять их в практической жизни. По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по вопросам учителя.
2кл Наш город.  
3кл Путешествие по городу.
4кл Как вести себя на улице.
5. 1кл Поведение в театре.   Правила поведения в театре, покупка билета, чтение билета, тренировка в нахождении своего места в зале. Знание правил поведения в театре, умение их применять. По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по вопросам учителя.
2кл Одежда для театра.
3кл Театральная касса.
4кл Идем в театр.

6. Развиваем речь.

Цель: учить умственно отсталых младших школьников навыкам грамотного построения фразы; учить составлять различные рассказы; учить основным правилам и нормам общения; дать понятие о необходимости правильно выражать свои мысли, а также формировать представление о формах речи.

этикет
Тема Содержание ЗУН Виды работ
1. 1кл Звуковая культура речи: - речевое дыхание, голос; - развиваем фонематический слух; - темп речи.     Формирование плавного длительного выдоха, голосовые упражнения; определение последовательности звуков, определение места звука в слове. Учить говорить громко, выразительно, шёпотом, тоненьким голосом. Умение говорить плавно, четко, проговаривая все звуки. По развитию речи: заучивание скороговорок.
2кл Звуковая культура речи: - речевое дыхание; - голос, темп речи.
2. 1кл Мой словарь.   Расширение словарного запаса по основным лексическим темам: посуда, одежда, игрушки и т.д. Развитие ассоциаций. Умение объединять слова в группы по лексическому значению. По развитию речи: активизация и расширение словаря.
2кл Мой словарь.  
3кл Мой словарь.  
4кл Мой словарь.
3. 3кл Грамматический строй речи: - Один - много; - Названия детенышей животных; - Строим фразу правильно. Формирование системы словоизменения слов, обозначающих предметы, признаки предметов и действия предметов. Словообразование. Построение правильной фразы: предмет + действие, признак + предмет. Употребление предложно-падежных форм. Умение грамматически правильно строить фразы и предложения, употреблять различные формы слов в зависимости от контекста. По развитию речи: составление предложений, работа с деформированными текстами и предложениями.
4кл Грамматический строй речи: - Один - много; - Строим фразу правильно.
4. 1кл Связная речь: - Разучивание стихотворений. - Рассказывание по серии сюжетных картин. - Рассказ-описание по предметной картинке. Формы речи, их основные признаки. Анализ наглядной ситуации, изображенной на картинке, составление различных видов рассказов с опорой на наглядность и без. Пересказ небольших текстов по плану, по вопросам и самостоятельно. Умение составлять, рассказывать и пересказывать небольшие тексты, знать некоторые стихотворения наизусть. Развитие связной устной речи.
2кл Связная речь: - Разучивание стихотворений. - Рассказывание по сюжетной картинке. - Рассказ-описание по предметной картинке с изображением 2х и более предметов.
3кл Связная речь: - Работа над пересказом; - Составление рассказов.
4кл Связная речь: - Работа над пересказом; - Составление рассказов.

Литература

1. Байбурин А. К., Топорков А.П. У истоков этикета. – Л.: Наука, 1990. – (Научно – популярная литература).

2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеинбург: «ЛИТУР», 2000. – 192 с.

3. Волина В. В. Как себя вести/Худ. А. Ю. Котова. – СПб: Дидактика плюс, 2001. – 224 с, ил.

4. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы – занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Мозайка - Синтез, 2000.

5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

6. Речь, речь, речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.

7. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2003. – 79с.

8. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. – 288 с., ил.

9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.- 384 с.

10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Основы коммуникации. Классный журнал 5+. №12/2000, №1/2001, №2/2001, №4/2001, №5/2001, 7-8/2001, №10/2001, №12/2001, №1/2002.

11. Шипицына Л.М., Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб.: Издательство «Союз», 2004.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс

Наши рекомендации

названия тем уроков задачи словарь межпредметные связи оборудование Обратная связь
I Общение с окружающим миром
1. Какая бывает погода? 1) Сформировать элементарные представления об изменениях в природе в зависимости от времени года. 2) Дать понятие погода. Время года, погода, снег, дождь, солнце, тепло, прохладно, холодно, морозно, жарко, дождливо. Окружающий мир, изобразительное искусство. Сюжетные картинки с изображением времен года. Дидактическая игра «Какая бывает погода?» Беседа. Игра.
2. Экскурсия в парк. 1) Формирование элементарных представлений о живой природе. 2) Знакомство с дикими животными средней полосы России (по картинкам), деревьями, кустарниками, травами. 3) Знакомство с правилами поведения в природе. Животные, птицы, деревья, кусты, трава, природа, поведение, правило, помощь животным и птицам. Окружающий мир, развивающие экскурсии. Предметные картинки животных и птиц, обитающих в средней полосе России. Игра-имитация «Перевоплощение» Беседа. Опрос.
3. Фрукты и овощи. 1) Дать понятие фрукт, овощ. 2) Научить отличать фрукты от овощей по характерным признакам. 3) Познакомить с внешним видом некоторых овощей и фруктов. Фрукты, овощи, вкус, форма, цвет, размер, сад, огород, фруктовый салат, овощной салат, овощное рагу, компот, варенье, маринад. Окружающий мир, изобразительное искусство Предметные картинки некоторых овощей и фруктов, макеты фруктов и овощей. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». Беседа. Игра.
4. Домашние животные: кошка, собака. 1) Дать понятие домашние животные. 2) Формировать представления о внешнем виде, питании, уходе за животными, их пользе для человека. Кошка, собака, шерсть, лапы, усы, ласковый, сторожевой, умывается, питание