Особенности творчества писателей-демократов 1860-х гг. (Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов, Ф.М. Решетников, Г.И. Успенский).
Особенности творчества писателей-демократов 1860-х гг. (Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов, Ф.М. Решетников, Г.И. Успенский).
Конец 50 – начало 60 –х гг. - складывается оригинальное течение в русской литературе, ее «демократическое крыло», представителей которого называют беллетристами шестидесятниками. Творчество писателей окрашено преимущественно в мрачные тона.
Успенский: В литературу вошел как автор небольших рассказов, сценок с натурой, повествующих о быте и нравах хорошо известного с детства чиновничества и мастеровщины.. Сочетание трагического и комического – черта, которая на долгие годы сохраняется в творчестве писателя. «Нравы растеряевой улицы» принесли широкую известность писателю. Растеряевка живет по своим особым законам, противоречащим здравому смыслу («по законам джунглей»). Автор не только живописно рисует картины растеряевского уродства, но и пытается объяснить причины, его породившие, по мнению Порфирыча – это «полоумство» и «перекобыльство». Реалистичность и натуралистичность изображения сочетается с гротескными приемами и символичностью образа (кабак). Литературная деятельность делится на 2 периода: 60-е – перв. половина 70 – х гг. пишет о городе, городских людях. Со 2-ой половины 70 – х гг. тема деревни.
Помяловский: Одна за другой появляются повести «Мещанске счастье» и «Молотов», составившие своеобразную дилогию, объединяющую рассказы о герое-разночинце Молотове. Проблема общего призвания становится центральной. Маленький человек Помяловского не вызывает умиления, восхищения, не нуждается в жалости. Маленький человек противостоит обществу. Сюжет довольно традиционный. Помяловский не просто констатирует, а пытается постичь причину общественного неравенства и находит ее в экономической зависимости. В повести «Молотов» вполне сформировавшаяся личность, которая отчетливо видит свой путь, борется за счастье. За 10 лет службы он достиг материального комфорта и нравственной независимости, однако эта свобода понимается Молотовым в узком мещанском смысле, эту свободу он предлагает и своей невесте Наде Дороговой. Иногда осознает ничтожность своего существования, но потом успокаивается и оправдывает свое мещанское счастье.
Решетников: «Подликовцы» - повесть поражающая своей страшной жизненной реалистичностью о жизни народа. Трагизм автор видит в том, что поэзия народной жизни, о которой говорит все – это лишь возможность, которой не дано осуществиться. Изменив бесчеловечную ситуацию раскроются природные задатки народа, а условия жизни, которые рисует автор невероятно античеловечны. Нищета, забитость, невежество жителей деревни. Люди никогда не называют по имени друг друга, некоторые даже не знают своего имени, только прозвища (пила, сысойка). Хотя в городе их обокрали, обманули, бросили в тюрьму, все же здесь было интереснее. За месяц они очень многое узнали, преобразились. По мнению Решетникова, знание меняет человека к лучшему.
Слепцов: Разрушительные тенденции, критика пореформенного социального уклада — самая сильная сторона в творчестве Слепцова. Его внимание поглощено характером роста новых городов и связанных с ним классовых противоречий. Основное произведение, посвященное этим проблемам, — «Трудное время». Щетинин, в прошлом подвергавшийся поверхностному влиянию гуманистических настроений по отношению к «меньшому брату» — мужику, в своей дворянской хозяйственной практике быстро освобождается от «гуманства», становясь на позиции последовательной защиты своих сословно-классовых интересов. И тем не менее все мероприятия Щетинина идут под маской заботы о мужике, о его интересах и «счастьи». Важно было разоблачить «гуманствующую» деятельность Щетининых. Это и делает писатель Рязанов, в лице к-рого С. дал образ нигилиста. Рязанов не проповедует никаких позитивных идеалов. Он наблюдает, присматривается к окружающему и беспощадно разоблачает все ложное, напускное и лицемерное в поведении Щетинина. Разоблачения Рязанова объективно способствуют углублению общественных противоречий: Щетинина, усвоив логику классовых противоречий, уезжает из дворянского поместья в другую жизнь, а муж ее, освободившись от «гуманских» иллюзий, превращается в дворянина-буржуа, последовательного защитника своих классовых интересов.
Творчество А.Н. Островского как этапное явление в русской драматургии XIX века. Социальные мотивы в пьесах Островского 1840-1870-х гг. («Свои люди – сочтемся», «Бедность – не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница»).
До Островского литература дала театру несколько сильных пьес, но этого было недостаточно для создания национального репертуара. Именно А.Н. Островскому удалось создать его.
Комедия в русской литературе – универсальный жанр, выполняющий несколько функций, сколько сосредотачивающей критику действительности. А.Н. Островский имел дело со специфическим жизненным материалом (купечества) что наложило отпечаток на выбор жанра.
Исследователи отмечали некоторое однообразие сюжетов, образов, драм его, считая, что писатель повторяет сам себя. Однако это свойство комического жанра. Персонажи А.Н. Островского – средние люди. Ситуации, в которые они попадают типичны для российских условий.
А.Н. Островский стремится свести изображаемых людей к профессиональным сословным типам.
Герой А.Н. Островского – герой многих страстей. Речь играет особую роль. Она служит раскрытию психике персонажа А.Н. Островского, изображает то, как они мыслят, заставляя их выбалтывать, что они думают.
А.Н. Островский – с одной стороны продолжитель традиций европейской и русской драматургии, новатор с другой
Этапы творчества
1847-1851 – период исканий и обретения своего творческого «я». Итог – комедия «Свои люди – сочтёмся» (1849).
Самсон Силыч Большов – купец, жулик, самодур, король лир, отец, привлекающий сочувствия.
2 поколения: старое патриархальное и новое: алчное, бесчувственное..
Островский обращался прежде всего к массовому зрителю, «свежей публике», «для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм
1851 – возглавляет журнал «Москвитянин» (молодая редакция) + Аполлон Григорьев, Евгений Дальсон, Борис Алмазов и т.д, провозгласившую 2 принципа своей деятельности:
А) демократизм (народность)
Б) непосредственность (объективность). Идеолог редакции – Григорьев. А.Н. Островский воплотил эту концепцию искусства.
1852-1854 – славянофильский период. Писатель противопоставил литературу созидательности (свой идеал)
А.Н. Островский прибегает для себя в новой манере. Драмы этого периода:
1853 – «Не в свои сани не садись»
1854 – «Бедность не порок»
1855 – «Не так живи как хочется».
А.Н. Островский снимает заострённость, свойственные ранней его пьсе. Образ купцов приобретает позитивное значение.
В «Бедность не порок» уже критикуется старшее поколение, требующее беспрекословного повиновения от детей, его право на непререкаемый авторитет ставится под сомнение.
Апофеоз Любима Торцова в конце пьесы, вызывавший восторг у публики, навлек на писателя немало упреков и даже насмешек литературных критиков. Роль носителя благородных чувств и проповедника добра драматург поручил человеку, не только падшему в глазах общества, но к тому же «шуту». Для автора черта «шутовства» в Любиме Торцове была чрезвычайно важна. Образ Любима Торцова объединил в себе две стихии народной драмы — комедию, с ее балагурством, острословием, фарсовыми приемами — «коленцами», шутовством, с одной стороны, и трагедию, порождающую эмоциональный взрыв, допускающую обращенные к публике патетические тирады, прямое, открытое выражение скорби и негодования — с другой.
Третий период – отход А.Н. Островского от славянофильства. Уход из «Москвитянин». 1856 г. – сближение с Некрасовым. С Журналом «Современник» заключает контракт.
А.Н. Островский возвращается к традиции «Свои люди – сочтёмся» на новом уровне от натуральной школы через нравственный идеализм к синтезу.
Согласно новой концепции характер становится многогранен и сложен в его социальной противоречивости, утрачивая однозначность оценок.
Этап завершается написанием драмы «Гроза». В 60-е гг. обращается к историческому прошлому России.
Главное место в поздних пьесах Островского занимает образ женщины, причем если прежде она изображалась как жертва семейной тирании или социального неравенства
В лучшей драме писателя этого периода «Бесприданница» (1878) современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Находясь под обаянием сильного человека, яркой личности, она не сразу осознает, что обаяние его неотделимо от могущества, которое ему придает богатство, и от беспощадной жестокости «собирателя капиталов». Смерть Ларисы — трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени. Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности.
Островский отрицательно относился к пьесам сенсационно «актуальным», к ораторским декларациям их героев и театральным эффектам.
Особенности творчества писателей-демократов 1860-х гг. (Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов, Ф.М. Решетников, Г.И. Успенский).
Конец 50 – начало 60 –х гг. - складывается оригинальное течение в русской литературе, ее «демократическое крыло», представителей которого называют беллетристами шестидесятниками. Творчество писателей окрашено преимущественно в мрачные тона.
Успенский: В литературу вошел как автор небольших рассказов, сценок с натурой, повествующих о быте и нравах хорошо известного с детства чиновничества и мастеровщины.. Сочетание трагического и комического – черта, которая на долгие годы сохраняется в творчестве писателя. «Нравы растеряевой улицы» принесли широкую известность писателю. Растеряевка живет по своим особым законам, противоречащим здравому смыслу («по законам джунглей»). Автор не только живописно рисует картины растеряевского уродства, но и пытается объяснить причины, его породившие, по мнению Порфирыча – это «полоумство» и «перекобыльство». Реалистичность и натуралистичность изображения сочетается с гротескными приемами и символичностью образа (кабак). Литературная деятельность делится на 2 периода: 60-е – перв. половина 70 – х гг. пишет о городе, городских людях. Со 2-ой половины 70 – х гг. тема деревни.
Помяловский: Одна за другой появляются повести «Мещанске счастье» и «Молотов», составившие своеобразную дилогию, объединяющую рассказы о герое-разночинце Молотове. Проблема общего призвания становится центральной. Маленький человек Помяловского не вызывает умиления, восхищения, не нуждается в жалости. Маленький человек противостоит обществу. Сюжет довольно традиционный. Помяловский не просто констатирует, а пытается постичь причину общественного неравенства и находит ее в экономической зависимости. В повести «Молотов» вполне сформировавшаяся личность, которая отчетливо видит свой путь, борется за счастье. За 10 лет службы он достиг материального комфорта и нравственной независимости, однако эта свобода понимается Молотовым в узком мещанском смысле, эту свободу он предлагает и своей невесте Наде Дороговой. Иногда осознает ничтожность своего существования, но потом успокаивается и оправдывает свое мещанское счастье.
Решетников: «Подликовцы» - повесть поражающая своей страшной жизненной реалистичностью о жизни народа. Трагизм автор видит в том, что поэзия народной жизни, о которой говорит все – это лишь возможность, которой не дано осуществиться. Изменив бесчеловечную ситуацию раскроются природные задатки народа, а условия жизни, которые рисует автор невероятно античеловечны. Нищета, забитость, невежество жителей деревни. Люди никогда не называют по имени друг друга, некоторые даже не знают своего имени, только прозвища (пила, сысойка). Хотя в городе их обокрали, обманули, бросили в тюрьму, все же здесь было интереснее. За месяц они очень многое узнали, преобразились. По мнению Решетникова, знание меняет человека к лучшему.
Слепцов: Разрушительные тенденции, критика пореформенного социального уклада — самая сильная сторона в творчестве Слепцова. Его внимание поглощено характером роста новых городов и связанных с ним классовых противоречий. Основное произведение, посвященное этим проблемам, — «Трудное время». Щетинин, в прошлом подвергавшийся поверхностному влиянию гуманистических настроений по отношению к «меньшому брату» — мужику, в своей дворянской хозяйственной практике быстро освобождается от «гуманства», становясь на позиции последовательной защиты своих сословно-классовых интересов. И тем не менее все мероприятия Щетинина идут под маской заботы о мужике, о его интересах и «счастьи». Важно было разоблачить «гуманствующую» деятельность Щетининых. Это и делает писатель Рязанов, в лице к-рого С. дал образ нигилиста. Рязанов не проповедует никаких позитивных идеалов. Он наблюдает, присматривается к окружающему и беспощадно разоблачает все ложное, напускное и лицемерное в поведении Щетинина. Разоблачения Рязанова объективно способствуют углублению общественных противоречий: Щетинина, усвоив логику классовых противоречий, уезжает из дворянского поместья в другую жизнь, а муж ее, освободившись от «гуманских» иллюзий, превращается в дворянина-буржуа, последовательного защитника своих классовых интересов.
Творчество А.Н. Островского как этапное явление в русской драматургии XIX века. Социальные мотивы в пьесах Островского 1840-1870-х гг. («Свои люди – сочтемся», «Бедность – не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бесприданница»).
До Островского литература дала театру несколько сильных пьес, но этого было недостаточно для создания национального репертуара. Именно А.Н. Островскому удалось создать его.
Комедия в русской литературе – универсальный жанр, выполняющий несколько функций, сколько сосредотачивающей критику действительности. А.Н. Островский имел дело со специфическим жизненным материалом (купечества) что наложило отпечаток на выбор жанра.
Исследователи отмечали некоторое однообразие сюжетов, образов, драм его, считая, что писатель повторяет сам себя. Однако это свойство комического жанра. Персонажи А.Н. Островского – средние люди. Ситуации, в которые они попадают типичны для российских условий.
А.Н. Островский стремится свести изображаемых людей к профессиональным сословным типам.
Герой А.Н. Островского – герой многих страстей. Речь играет особую роль. Она служит раскрытию психике персонажа А.Н. Островского, изображает то, как они мыслят, заставляя их выбалтывать, что они думают.
А.Н. Островский – с одной стороны продолжитель традиций европейской и русской драматургии, новатор с другой
Этапы творчества
1847-1851 – период исканий и обретения своего творческого «я». Итог – комедия «Свои люди – сочтёмся» (1849).
Самсон Силыч Большов – купец, жулик, самодур, король лир, отец, привлекающий сочувствия.
2 поколения: старое патриархальное и новое: алчное, бесчувственное..
Островский обращался прежде всего к массовому зрителю, «свежей публике», «для которой требуется сильный драматизм, крупный комизм
1851 – возглавляет журнал «Москвитянин» (молодая редакция) + Аполлон Григорьев, Евгений Дальсон, Борис Алмазов и т.д, провозгласившую 2 принципа своей деятельности:
А) демократизм (народность)
Б) непосредственность (объективность). Идеолог редакции – Григорьев. А.Н. Островский воплотил эту концепцию искусства.
1852-1854 – славянофильский период. Писатель противопоставил литературу созидательности (свой идеал)
А.Н. Островский прибегает для себя в новой манере. Драмы этого периода:
1853 – «Не в свои сани не садись»
1854 – «Бедность не порок»
1855 – «Не так живи как хочется».
А.Н. Островский снимает заострённость, свойственные ранней его пьсе. Образ купцов приобретает позитивное значение.
В «Бедность не порок» уже критикуется старшее поколение, требующее беспрекословного повиновения от детей, его право на непререкаемый авторитет ставится под сомнение.
Апофеоз Любима Торцова в конце пьесы, вызывавший восторг у публики, навлек на писателя немало упреков и даже насмешек литературных критиков. Роль носителя благородных чувств и проповедника добра драматург поручил человеку, не только падшему в глазах общества, но к тому же «шуту». Для автора черта «шутовства» в Любиме Торцове была чрезвычайно важна. Образ Любима Торцова объединил в себе две стихии народной драмы — комедию, с ее балагурством, острословием, фарсовыми приемами — «коленцами», шутовством, с одной стороны, и трагедию, порождающую эмоциональный взрыв, допускающую обращенные к публике патетические тирады, прямое, открытое выражение скорби и негодования — с другой.
Третий период – отход А.Н. Островского от славянофильства. Уход из «Москвитянин». 1856 г. – сближение с Некрасовым. С Журналом «Современник» заключает контракт.
А.Н. Островский возвращается к традиции «Свои люди – сочтёмся» на новом уровне от натуральной школы через нравственный идеализм к синтезу.
Согласно новой концепции характер становится многогранен и сложен в его социальной противоречивости, утрачивая однозначность оценок.
Этап завершается написанием драмы «Гроза». В 60-е гг. обращается к историческому прошлому России.
Главное место в поздних пьесах Островского занимает образ женщины, причем если прежде она изображалась как жертва семейной тирании или социального неравенства
В лучшей драме писателя этого периода «Бесприданница» (1878) современная женщина, ощущающая себя личностью, самостоятельно принимающая важные жизненные решения, сталкивается с жестокими законами общества и не может ни примириться с ними, ни противопоставить им новые идеалы. Находясь под обаянием сильного человека, яркой личности, она не сразу осознает, что обаяние его неотделимо от могущества, которое ему придает богатство, и от беспощадной жестокости «собирателя капиталов». Смерть Ларисы — трагический выход из неразрешимых нравственных противоречий времени. Смерть героини «Бесприданницы» и Катерины в «Грозе» знаменуют приговор обществу, не способному сохранить сокровище одухотворенной личности, красоты и таланта, оно обречено на нравственное оскудение, на торжество пошлости и посредственности.
Островский отрицательно относился к пьесам сенсационно «актуальным», к ораторским декларациям их героев и театральным эффектам.