Условия функционирования разговорной речи.
Особенности устной разговорной речи.
4) Роль внеязыковых факторов в общении.
5) Стилистический анализ текста.
Упражнения
Проанализируйте отрывки разговорной речи. К устной или письменной форме общения они принадлежат?
Отметьте особенности использования лексики, построения синтаксических конструкций. Назовите средства выразительности.
1) Вы, которая в зелёном платье, я за вами.
2) Конечно они, всё такие, у власти-то. На то она и власть, чтобы пожить всласть.
3) – Когда ты только сходишь к...? Я уже была.
– ?( Подняла брови, выразив удивление).
– А ведь идти-то всё равно придётся!
– !( Тяжёлый вздох).
4) Золото, солнышко, сыночек! Сядь рядышком, расскажи.
Исправьте стилистические ошибки в приведенных ниже предложениях.
1) (О Прометее) А орел клюёт-ненаклюётся. 2) С.А. Есенин очень любил и понимал родную природу: овечек, лошадок. 3) Маяковский мотался по всей России, выступал перед почитателями футуризма. 4) Лично я терпеть не могу нигилистов. 5) Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна - «новые люди». И таких лопуховых, кирсановых, вер павловн было в России немало. 6) Блок дружил со своей, как говорится, женой. 7) Чацкий имел связь с министрами, а потом переругался с ними. 8) Перед нами семья Туркиных. По мнению жителей города, это очень образованная и талантливая семейка. 9) Сколько много было грибов – только успевай собирать. 10) Я, так как и Гоголь, с презрением отношусь к чиновникам. 11) Всё происходящее с Катериной переполняет чашу бытия, и она бросается в Волгу. 12) Этот «экземпляр особой породы» мог даже проспать всю ночь на гвоздях. 13) Плюшкин, как старая дворняжка, ходил по двору и всё собирал. 14) О! Как чудесны и прекрасны стихи А. Блока! Это великолепно! Изумительно! Неповторимо! 15) А как ни зачитываться есенинскими стихами о родине, о родной рязанщине! Сколько красок, живости, весёлости в строках о родной природе! 16) В семинарии Коля пишет стихи о народе (о Некрасове). 17) Мне нравится Гоголь, потому что он всех мерзавцев и прохвостов вывел на чистую воду. 18) Когда у Александра Андреевича произошла личная драма, он не растерялся и осмеял людей фамусовского общества. 19) Крестьяне считают счастливыми таких людей, как поп, помещик, купчина толстопузая, министры, царь. 20) Жажда наживы, прибыли довела русских помещиков до ничтожного вида. По сути говоря, они превратились в «мёртвых душ».
Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов.
Ахиллесова пята, ломать голову, попасть впросак, с коломенскую версту, тертый калач, тяжелый на подъем, уши вянут, фиктивный капитал, вещь в себе, загребать жар чужими руками, командировочное удостоверение, первая ласточка, попасться на удочку, семь пятниц на неделе, ходить на задних лапках, час от часу не легче, добрососедские отношения, мы, ниже подписавшиеся, вещевое довольствие.
4. К следующим фразеологизмам подберите синонимичные:
Вывести на чистую воду, трубить во все трубы, попасть в переплет, втирать очки, содрать шкуру.
Подберите антонимы к следующим фразеологизмам:
Кровь с молоком, рукой подать, не покладая рук, точить лясы.
Из каждой группы синонимов выпишите разговорные слова.
1) Просить, молить, хлопотать, канючить, бить челом, ходатайствовать.
2) Думать, размышлять, предаваться раздумью, мозговать.
3) Спрятаться, затаиться, укрыться, схорониться, притаиться.
4) Изучить, освоить, пройти, постичь, проработать.
5) Превзойти, перегнать, опередить, обставить, затмить.
6) Сделать, совершить, смастерить, свершить, предпринять.
7) Отвратительный, ужасный, противный, поганый, мерзкий.
8) Толстый, солидный, пузатый, грузный, дородный, упитанный.
9) Грустить, печалиться, вешать нос, скучать, горевать.
10) Давний, древний, незапамятный, давнишний, старый, прежний.
Определите, какими экспрессивными качествами обладают приведенные в синонимическом ряду слова, чем определяется различие в стилистической окраске каждого из синонимов.
Сообщать, возвещать, доводить до сведения, выкладывать; вкушать, есть, принимать пищу, уплетать; глаза, зеницы, очи, зенки, глазенки; уста, губы, губки; послание, письмо, письмецо; зачинатель, инициатор, зачинщик, запевала.
7. Разделите данные слова на две группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый – масляный.
Бак, бумага, взгляд, глаза, голос, запах, картина, краска, лак, лампа, лицо, лужа, пейзаж, пленка, полотенце, портрет, пятно, речь, руки, слова, улыбка.