Вопрос 45. Исследования творческого воображения. Методы стимуляции творчества.

Художественное творчество- преобразование реальности в конкретно образной форме с точки зрения раскрытого в нем идейного содержания. Этим оно отличается от научного, в котором полает абстрактно-понятийное формализованное выражение. Наглядно-художественный образ- пластичный носитель идейного содержания. Художественное творчество- не просто поиск образов, это поиск образов при условии сохранения их жизненной реальности. Неверно считать, что признаком творчества является причудливость, фантастичность. В художественном образе всегда есть пропорция между реализмом выражения и фантастичностью воображения. Чем больше реалистичность, понятность образа, тем мощнее должно быть воображение.

Реалистичные образы пещерных изображений считались признаками разума, однако, есть гипотеза, что эт не так, эт копии эидейтических образов. Художественная композиция появилась значительно позже.

Творчество начинается с примитивных форм, только потом уже возникает реализм. Сила художественного воображения выделяет из случайности единичного характерное существенное содержание. Художественный продукт- образ иного восприятия. Преодолением случайного.

Научное творчество тож предполагает развитое воображение. Рибо говорил, что если количественно оценить воображение, затраченное в продуктах художественного творчества и научно-технического, результат будет в пользу научного. Воображение тут необходимо как средство преобразования, представления реальности, как средство, содействующее разрешению научной проблемы. Понятие- система определения изучаемой реальности. Научное значение понятия в том, чтобы его отвлеченное содержание могло найти выражение в конкретной действительности. В последнее время часто говорится о том, что в теоретической деятельности существенную роль играет эстетический компонент. Пенроуз сказал: «я уверен что значимость и смысл внезапного озарения тесно связаны с его эстетическими свойствами, у красивой идеи больше шансов оказаться правильной, чем у безобразной»

Экспериментальное исследование предполагает постановку гипотезы и постановку экспериментальной ситуации, а тут нужно воображение. Цель эксперимента сделать неочевидное очевидным гипотеза- некоторый итог мысленного эксперимента. Итог, требующий эмпирической проверки.

М. Вертгеймер

Одной из самых замечательных черт мышления Галилея была его способность достигать предельно ясного структурного понимания (insight) на чрезвычайно сложном и запутанном фоне. Галилей стремился глубже проникнуть в суть вещей. Его постоянно не удовлетворяло существующее положение вещей, картина казалась неполной.

Пуанкаре

Творить — это означает не создавать бесполезных комбинаций, а создавать полезные, которых ничтожное меньшинство. Творить — это уметь распознавать, уметь выбирать такие факты, которые открывают нам связь между законами, известными уже давно, но ошибочно считавшимися не связанными друг с другом.

Среди выбранных комбинаций наиболее плодотворными часто оказываются те, которые составлены из элементов, взятых из очень далеких друг от друга областей. Изобретение — это выбор; Бесплодные комбинации даже не придут в голову изобретателю. В поле зрения его сознания попадают лишь действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он затем отбросит. Комбинации, приходящие на ум в виде внезапного озарения после длительной бессознательной работы, обычно полезны и глубоки.

Г. Гельмгольц

Идеи охотнее всего приходят в период отдыха, спиртное их отпугивает

Во многих исследованиях, которые проводятся требуются результаты. Но их нет. И тут требуется стимуляция творческого воображения. В определенный период произошло формирование творческих способностей в индивиде.

Эта таблица рассматривает творчество на 3-х уровней. На уровне операций, деятельности…

  Понимание творчества Стимуляция Метод
Операции (с точки зрения объекта, цели) Порождение оригинальных идей Повышение продуктивности творческий идей. Выделение механизмов создания средств повышения творчества.
Действия (с точки зрения субъекта) Решение нестандартных задач Расширение творческих способностей, умений. Создание «теорий» решения задач (соотнесение средств с целями)
Деятельность (с точки зрения единства субъективного и объеквного) Преобразование представлений о нашей реальности Выявление условий, которые обеспечивают процесс. Познавание внутренней мотивации выполняемой деятельности.

Стимуляция в этой таблице – это формирование условий. Условий внешний и внутренних, субъективных. Ну а методом, если можно тут говорить о методах будет сознавание внутренней мотивации выполняемой деятельности. Таблицу читать слева направо, сверху вниз, чтобы понять.

Другая точка зрения на стимуляцию творчества является выявление воображения. Тут нужно смотреть методы стимуляции что есть на семинарских занятиях. Когда Фрейд писал свои работы о толковании сновидений он придерживался конструктивисткого подхода. Сновидение смоделировать нельзя. То что делает толкователь сновидения – это преобразование процесса по его результату. А что делает конструктор? Он предполагает обратных ход, формируя процесс, конструируя результат.

Механизмы творческого воображения по Фрейду. Методы стимуляции творчества.
1. Сгущение. Концентрация, драматизация. В сознании обостряются противоречия. Сновидный образ – это сгущение, концентрация различных объектов, ситуаций, их наложение друг на друга. В процессе сгущения объект помещается в новый контекст и появляется сопоставление разных аспектов, в том числе и новых. Чем неожиданней такое сгущение тем оно эффективнее. Но, как считает Фрейд, тем оно ближе к смыслу в котором содержится продукты сгущения. Если наложение вызвало тревогу, то произошла драматизация, обострился конфликт. Сновидение – это комплекс в котором сочетается и аффект, и представление. Если воспользоваться терминологией выготского то можно сказать что сновидение – как продукт сгущения – это такой ядерный комплекс. Образец к которому по разным аспектам присоединяются другие объекты и ситуации, которые между собой связи не имеют. По Фрейду эти элементы накладываются друг на друга и мы получаем такой концентрированный сон. 1. Синектика (Гордон). Тут решается задача как перейти от образа к смыслу. Одним из таких решений является Синектика Гордона. Это есть совмещение разнородных элементов. Основная идея синектики формулируется следующим образом: помещение в новую ситуацию дается качественный ноль-продукт, оригинальную идею. И этот синектический штурм предполагает выполнение четырех приемов, аналогий. Прямая аналогия, подумайте, вообразите как решаются задачи, похожую на данную. Поместить предмет в другой конткест. Предмет природы в технический контекст, контекст техники в исскустве и попытаться понять какие аспекты могут следовать. Эмпатия, вживание в образ. рассуждаем с точки зрения объекта. Символическая аналогия. Попробуйте суть задачи выразить в наглядной форме. Это не всегда просто. Фантастическая аналогия, представьте что вы волшебник, вы можете все. С другой стороны представьте что ВСЕ может случиться. Синектика – сложная деятельность. Творческое воображение предполагает использование едениц особого рода.
2. Смещение, сдвиг. Это наложение, смещенное во времени. Выделяем в образце какой-нибудь аспект и делаем сдвиг. Следующую зацепку делаем по другому аспекту, примерно по схеме (0-0-0-0-0) Главное не терять связь с продуктом. Если о снах – то это сны о путешествиях. Объект в разных ситуациях получает новое свойство. Если теперь говорить о методах стимуляции творчества то здесь будет …. 2. Метод, двойной ассоциации. (А. Кестлер) интересовать А. Кеслер, писатель, драматическая судьба. Он как и многие психологи был коммунистом, потом был депресняк после падения коммунизма и плохой политике коммунистической партии. Он разработал метод бисоциации. Для получения свежего впечатления объект можно воспроизвести минимум дважды, сдвинув контекст, чуть чуть хотя-бы, но сохраняя связь с контекстом исходным. Этот метод лежит в основе современных принципах юмора, современных принципов составления комиксов и анекдотов. Одна связь сейчас мало кого удивляет, смешит. Нужно этот элемент воспроизвести несколько раз в разных контекстах. У Хэллоу Бисквута, в комиксах изображены различные ситуации.
3. «Метафора» Модальное воплощение смысла. По Фрейду обобщенное содержание, смысл должен иметь наглядное воплощение. Метафора – это перенесение характеристик одного объекта на наглядные характеристики другого. Геркулес – это лев. Общая содержание – это сила 3.1. Метод ампификации. . В символе содержится не только решение но и реализация этого принципа. Этот метод разработан Юнгом, и заключается в усиление и расширении значения. Все новые и новые определения нанизываются на объект чтобы усилить определение смысла. По Юнгу нужно позволить творчеству захватить себя. Новые сочетания, и может тут что-то обнаружится. Меняем модальности. Попытаемся зрительное содержание перевести в звуковую модальность. 3.2. Методы ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер) Методы изменения сноимости мнения. ТРИЗ, Теория Решения Изобри=етательских Задач – в основе которой лежит простая идея о закономерностях по которым развивается техническая система. Но для того, чтобы эти закономерности выявить и уметь с ними работать требуются очень богатое воображение. Тут недостаточно стереотипности сознания. Представить техническую систему в образе чеовечков – значит построить техническую систему более понятную человеку. Нужно менять размерность, разрушать привычные пространственные образы. И может быть в этих связях, контекстах мы увидим новое видение проблемы. Разрушим энерцию, перестанем воображать в стереотипах. Обострим противоречия до невозможности. Надо представить ситуацию как неразрешимую и начать с ней работать. Включить воображение.

Сгущение - явное сновидение содержит меньше, чем скрытое, т. е. является своего рода сокращенным переводом последнего. Сгущение происходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообще опускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторых комплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, в явном сновидении соединяются, сливаются в одно целое.

Смещение - проявляется двояким образом, во-первых, в том, что какой-то скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т. е. намеком, а во-вторых, в том, что психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным.

Третий результат работы сновидения состоит в превращении мыслей в зрительные образы.

Наши рекомендации