Феноменальные проявления памяти.
Раджан, специалист по числу «пи». В 5 лет мог легко запомнить множество телефонных номеров и расписание движения поездов». В 81г под наблюдением представителей книги рекордов гинеса повторил более 31тыс знаков числа Пи и потратил на это 150 мин, что исключает использование какого-либо мнемического приема.
Взрослый эйдетик – ЭЛИЗАБЕТ. Преподавательница в Гарварде, она может по своему желанию мысленно спроецировать точное изображение какой-то картины или сцены на свое полотно или на другую поверхность. Этот галлюцинаторный образ содержит все детали текстуры и цвета оригинала. Как только образ сформирован, он остается неподвижным, и Элизабет может перемещать по нему свой взгляд, чтобы исследовать детали. Она никогда не путает эйдетические образы с реальностью, и ее редко беспокоят спонтанные мысленные образы. Через годы после прочтения стихотворения на иностранном языке она может извлечь из памяти образ печатной страницы и воспроизвести стихотворение с нижней строки до верхней со скоростью, с которой она обычно пишет.
В экспериментах Стромейера использовали сгенерированные на компьютере стереограммы. Каждая стереограмма состоит из пары паттернов, образованных случайными точками. Когда человек смотрит через стереоскоп, в котором один паттерн предъявляется правому глазу, а другой — левому, то видит объемное изображение некоторой фигуры. Когда он смотрит на паттерны случайных точек без стереоскопа, то не может видеть ни фигуры, ни глубины изображения.
С помощью только правого глаза Элизабет рассматривала образованный 10 тысячами точек паттерн в течение 1 минуты. После 10-секундного отдыха она смотрела на другой паттерн, состоявший из 10 тысяч точек, левым глазом. Ее просили наложить эйдетический образ паттерна, увиденного правым глазом, на фактический паттерн, увиденный левым глазом. Она без колебаний сообщила, что видит букву Т, ориентированную в пространстве обычным образом.
Затем ей показывали Элизабет одновременно оба паттерна через стереоскоп, и она сказала, что Т идентична ее эйдетическому образу.
Эти эксперименты – доказательство существования эдейтизма. Когда эйдетический образ начинает исчезать, он не расплывается, подобно послеобразу, а тускнеет и распадается на части.
Современные обладатели феноменальной памяти
Боб Петрелла помнит даты знакомства со всеми своими друзьями и практически все разговоры, которые вел на протяжении последних 53 лет и т.д.
Уильям Клайн помнит таблицу умножения до 100000,а также квадраты чисел до 150.
Слюсарчук Андрей легко запоминает произвольные последовательности чисел и легко может проделывать в уме арифметические операции с большими числами. Недавно попал в Книгу Рекордов Гинесса: он запомнил 30 миллионов цифр после запятой в числе “ПИ”.
Феноменальная память имеет и отрицательные стороны. Например, зрительные образы, возникающие у людей с феноменальной памятью, могут мешать усваивать другого рода информацию. У них возникают большие проблемы с забыванием. В итоге там, где обычный человек может быстро ответить на лёгкий вопрос, человеку с феноменальной памятью потребуется гораздо больше времени.
Виды, уровни и типы памяти: критерии классификации и их характеристики.
Виды памяти
Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится.
Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам.
В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т. д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание.
Память и ее виды
Существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют кратковременную и долговременную, а иногда и промежуточный вариант – оперативную, память. Во втором случае говорят о двигательной (память движений), зрительной, слуховой, словесно-логической (смысл события, логика доказательства и т.п.), эмоциональной (переживания).
Кроме названных существуют и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.
Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в за поминании и воспроизведении материала память делят на произвольную (ставиться задача на запоминание и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную (запоминание происходит автоматически, без особых усилий, без постановки задачи на запоминание).
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. Это объясняется тем, что память обслуживает все формы многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):
• объект запоминания, то есть то, что запоминается;
• степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память);
• длительность сохранения в памяти.
В соответствии с этими критериями бывают' следующие виды памяти:
• образная память;
• словесно-логическая память;
• двигательная (моторная) память;
• эмоциональная память.
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. В образной памяти различают следующие подвиды: зрительную; слуховую; осязательную; обонятельную; вкусовую.
Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Животные обладают остальными тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессиональных навыков). Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц.
Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Пережитые человеком положительные и отрицательные эмоции не исчезают бесследно. Они запоминаются посредством эмоциональной памяти. Эмоциональная память имеет очень большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению и отказу от того или иного поступка. Эмоциональная память - важнейшее условие духовного развития человека.
Уровни памяти
В отношении разных проявлений и видов памяти можно установить некоторую генетическую последовательность их возникновения. Узнавание — во всяком случае в онтогенезе — генетически предшествует свободному воспроизведению представлений, выделенному из восприятий. Точно так же моторная память предшествует памяти на образы и мысли; по несомненным данным целого ряда исследований, привычки или элементарные навыки имеются уже на очень ранних ступенях филогенетического ряда, на которых о памяти на мысли не может быть и речи. Однако установление такой генетической последовательности ни в коем случае не должно быть истолковано так, будто генетически более ранняя форма в дальнейшем остается процессом более низкого уровня (узнавание, например, будто бы есть процесс более низкого уровня, чем репродукция, или моторная память — процесс более низкого уровня, чем аффективная, образная и логическая память). Отдельные стороны и виды памяти существ, поднявшихся на высшую ступень развития, не застывают на предшествующих ступенях развития, на которых они впервые возникли. По мере того как человек в процессе развития поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и каждая разновидность его памяти, хотя, конечно, они могут функционировать у него и на низших уровнях; эти последние тоже сохраняются.
Узнавание, которое сначала является лишь элементарной адекватной реакцией на привычный раздражитель (см. выше), в своих высших проявлениях превращается в познавательный акт отожествления — в акт мышления. Несмотря на генетически раннее происхождение, оно поднимается у человека до уровня высших проявлений сознания. Точно так же и моторная память может реализоваться на разных уровнях. Начинаясь с очень элементарных реакций, автоматически воспроизводящихся при однородных раздражителях, в своих высших формах она проявляется в виде очень сложных навыков, требующих для своего образования сложной умственной работы, понимания принципа или метода действия и сознательной воли. О таких навыках меньше всего можно говорить, что они продукт низшей ступени или низшего уровня памяти. Таким образом, на основании того, что тот или иной вид памяти в своих элементарных проявлениях является генетически более ранним образованием, никак нельзя относить его к более низкому уровню или низшей ступени.
Именно такую концепцию развил в последнее время П. П. Блонский. Он различает 4 генетические ступени памяти, а именно: 1) моторную, 2) аффективную, 3) образную (по преимуществу зрительную) и 4) вербальную память. В нашем понимании моторная, аффективная, образная и вербальная память — виды памяти. При этом мы не определили бы высший вид памяти как вербальную память. За вербальной формой скрывается смысловое содержание, и именно этим прежде всего охарактеризовали бы мы специфически человеческую память — как смысловую память, память мысли в вербальной (словесной) форме. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, Блонский ошибочно рассматривает их как различные ступени или уровни памяти.
Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней памяти можем выделить следующие:
1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому, как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования), и
2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение. На основе такого осознания впервые становится возможным сознательное регулирование процессов памяти, перестройка основных «мнемических» функций в сознательно регулируемые операции: переход от непосредственного непроизвольного запечатления к сознательному запоминанию и к организованному заучиванию и от непроизвольного всплывания представлений к сознательному припоминанию того, что нужно для настоящего.
Типы памяти:
В настоящее время все больше считается, что память не является единым психическим образованием, как полагают сторонники концепции единой "активной памяти". Более того, в зависимости от последовательности во времени от начала поступления информации на чувствительные входы до перевода ее на длительное хранение, существует по крайней мере три совершенно различных типа памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная.
Сенсорная (мгновенная) память (ультракратковременная, эхоическая, иконическая) осуществляет сохранение информации на уровне рецепторов. Она обладает очень коротким временем хранения "отпечатка" (0,3-1,0 сек), воздействующего объекта. Некоторые ее формы получили специальные названия: «коническая (зрительная) и эхоическая (слуховая) сенсорная память. Если информация из рецепторного хранилища не переводится в другую форму хранения, то она необратимо теряется.
У некоторых людей полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается не долями секунды, а гораздо дольше—до 10 минут. Эти особенности во многом объясняют явления эйдетизма у некоторых людей. При этом они обладают способностью "видеть" картину или предмет, который находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Эта инерционность информационных входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, обеспечивает непрерывность восприятия и для обычных людей (при моргании, движении глаз или просмотре кинофильмов). Эйдетические способности более выражены в детстве и снижаются у взрослых.
Функции:
-стабильность восприятия
- речь,музыка(эхоическая)
-стабильность работы зрит.системы (иконическая)
Кодирование: модально-специфическое
Объем: 9-12 (иконическая), большой объем
Длительность: 0,3-0,5 сек., 3 сек
Воспроизведение: полное при наличии инструкции (а так, частичное)
Причины забывания: интерференция и время
Кратковременная память
Функции:
- удерживание инф.с целью перевода в ДП
- обеспечивает текущую деятельность(рабочая)
-распознает,кодирует
Кодирование: акустическое
Объем: 7±2 (сейчас считается,что больше)
Длительность: 20-25 сек.
Воспроизведение: (в основном) полное
Причины забывания: интерференция и время
Таким образом, кратковременная память является подсистемой памяти, обеспечивающей оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти.
Все формы организации материала требуют для улучшения запоминания сжатия информации в меньшее число структурных (оперативных) единиц.
В кратковременной памяти продолжается процесс консолидации, упрочнения изменений в нейронах, обеспечивающих дальнейшее сохранение информации, а для этого требуется какое-то время. В первой фазе после поступления информации след ее сохраняется в динамической форме, и любое внезапное отвлечение человека в первые секунды после поступления информации нарушает запоминание.
Долговременная память обеспечивает длительное (дни, месяцы, годы) сохранение информации.
Функции:
- постоянное хранение инфы
Кодирование: в любой форме
Объем: не ограничен
Длительность: не ограничена
Воспроизведение: частичное и полное
Причины забывания: очень много. Основные: травмы, вытеснение, интерференция и время.
Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи — двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого — такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего — двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоминания предметов и словесно-двигательный — при запоминании словесного материала. Встречаются, однако, люди с ярко выраженным зрительным типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к «эйдетическому» типу памяти.
Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания может быть различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти.
Известны случаи исключительной специальной памяти в какой-либо одной определенной области.
Очень яркий и психологически интересный случай феноменальной памяти замечательного счетчика С. Шерешевского описан А. Н. Леонтьевым [1].
Далее, память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности. В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого.
Наконец, нужно различать более непосредственный, иногда приближающийся к эйдетическому, тип памяти (как, например, у 3. Фрейда) и более опосредованный, основанный на хорошей организации навыков умственной работы. Первый по большей части ярче, второй — прочнее. Первый по преимуществу образный, второй — речевой.
Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т. д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.
КРАТКО:
Классификация видов памяти
Содержание: образная память, словесно-логическая память, сенсорная память, эмоциональная память
Время: кратковременная память, долговременная память, оперативная,промежуточная
Организация запоминания: эпизодическая память,семантическая память, процедурная память
три основных критерия (признака):
• объект запоминания, то есть то, что запоминается;
• степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память);
• длительность сохранения в памяти.
В соответствии с этими критериями бывают' следующие виды памяти:
• образная память;
• словесно-логическая память;
• двигательная (моторная) память;
• эмоциональная память.
что запоминается или воспроизводится.
виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т. д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную).
Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней памяти можем выделить следующие:
1) элементарные процессы, когда воспроизведенные данные прошлого опыта не осознаются в своем отношении к прошлому, как их воспроизведение (эти процессы протекают как «стихийные», «самотеком», помимо всякого сознательного регулирования), и
2) такое воспроизведение прошлого опыта, которое осознается как его воспроизведение.