Вопрос 3. Феномены отсутствия и искажения памяти. Клинические исследования памяти. Феноменальные проявления памяти.
Понятие эффекта и феномена памяти.
Четких границ между понятиями эффект и феномен не существует. Мнемический эффект—закономерные зависимости оцениваемые с помощью конкретных процедур. Феномен памяти- определенное переживание, субъективное состояние, которое прежде, чем быть исследованным в лаборатории, должно быть обнаружено в самонаблюдении в повседневной жизни.
Феномены памяти.
Терминология феноменов заимствуется из клинической психологии, но все их наблюдается в повседневной жизни у норм людей. Выделяют 4 класса:
1. феномены отсутствия памяти =амнезии.
2. феномены искажения памяти =парамнезии.
3. феномены усиления памяти =гипермнезии
Амнезии- естественный феномен, проявляющийся в забывании материала. Одна из первых концепций амнезии Рибо. Рибо установил закон обратного развития памяти или закон регрессии памяти. Согласно этому закону нарушение памяти начинается с неустойчивых воспоминаний и заканчивается самыми стойкими.
Парамнезии =феномены искажения памяти.
Парамнезии- ошибочные =ложные воспоминания. Происхождение неизвестно. Есть две гипотезы:
1. физиологическая- нарушены временные связи.
2. психологическая. Причина- механизм ошибочной…
феномен конфабуляции- достройка воспоминаний за счет новых элементов, не присутствующих в момент запечатления.
Криптомнизии- нарушение способности идентифицировать источник воспоминаний. В психопатологии чел рассказывает о событии прошлого, вспоминает все правильно, но…к примеру, приписывает себе авторство чего-то.
Феномен усиления памяти =гипермнезия.
Гипермнезия как клинический синдром- неспособность к регуляции памяти.
Феномен ослабления памяти =гипомнезии.
Причина чаще всего физиологическая. Может быть при беременности.
Проблема истинности и устойчивости воспоминаний.
Память является продуктивным процессом. При этом наши воспоминания сильно подвержены манипуляции, проявляющейся в том, что есть расхождения между реальными характеристиками события и нашими воспоминаниями об этих характеристиках. Первыми, кто установил неточность воспоминаний были: Бинэ, Штерн, Фрейд, Мюнстерберг, Кони. Целенаправленное экспериментальное изучение истинности и устойчивости воспоминаний пришлось на последние годы двадцатого века. Сформировалось новое направление =корреспондентный подход, представители которого развивают методологию экологической психологии памяти. Расхождения между реальными событиями и воспоминаниями могут в себя включать:
1. потеря доступа к информации о событиях;
2. ошибки времени;
3. конфабуляция;
4. искажение значения события;
5. контаминации- перепутывание фрагментов различного воспоминания;
6. ошибки в установлении источника информации.
Потеря доступа к информации о событии.
Эксперимент Э. Лофтус
Участвовали 150 испытуемых. Смотрели видеоролик. Сюжет: пять автомашин столкнулись на перекрестке из-за того, что водитель первой проигнорировал сигнал «стоп». Затем испытуемым дали анкеты, которых было два видов, отличаясь одним вопросом: 1-я группа: как быстро первая машина проехала мимо сигнала; 2-я группа: как быстро ехала первая машина до того, как повернуть направо(а она не поворачивала). Затем было много вопросов, а в конце: Видели ли вы сигнал «стоп»на видео. Из первой группы сказали, что видели 70 %, а из второй- 30.
Исследования конфабуляции.
В основе конфабуляции лежит эффект веера- чем больше фактов мы знаем о явлении, тем сильнее мы подвержены риску искажений воспоминания. В основе эффекта веера лежат два механизма: механизм проспективного означивания; механизм ретроспективного означивания.
Эксперимент салина и Дулинга на проспективное означивание.
Две группы испытуемых. Зачитывается одинаковый рассказ с разным названием: 1- «потребность Керол Харрис в профессиональной помощи», 2- «потребность Эллин Келлера в профессиональной помощи». Спустя неделю проводился тест на узнавание. Задавался вопрос: была ли в тексте фраза была ли она слепо-глухо-немой. Испытуемые первой группы- 5 %, второй- 65 сказали ,что да.
Проспективное означивание- влияние имеющихся знаний на запоминание материала.
При ретроспективном означивании искажающая информация дается после запоминания.
Эксперимент Московича, вообще-то направленный на конформизм, но использовались искаженные воспоминания.
Группа из шести испытуемых, где двое помощники экспериментатора. 4 об этом не знают. Им демонстрировали слайды разных оттенков голубого цвета.. Эти двое заявляли, что это зеленый цвет. Через некоторое время, остальные четверо хотя бы раз согласились ,что это зеленый, и в ходе опроса после показа большинство сказали, что им предъявлялись разные оттенки зеленого. Провели дополнительную серию на проверку реальности искажений воспоминаний. Им демонстрировали серию из 5 голубых слайдов. Задача: назвать цвет слайда и цвет послеобраза(последний должен был быть желтым). Сначала каждый испытуемый выполнял задание в одиночку. Все было правильно. Затем их ставили в разные условия6 одну половину помещали в ситуацию давления большинства другая в ситуации давления меньшинства. В обоих случаях помощники настаивали, что слайды зеленые. В обоих случаях часть испытуемых соглашалась, но…послеобразы отличались. Оказалось, те, что изменили свое мнение под давлением большинства, называли неправильный цвет слайда, но правильный послеобраза те, которые изменили мнение под влиянием меньшинства называли неверный цвет слайда и неверный послеобраз.
Ошибки в установлении источника информации.
«как проснуться знаменитым»
Изучение памяти в классической психологии сознания.
Классическая психология сознания- первая экспериментальная область психологии, где изучалась память. В рамках ассоцианизма были установлены основные закономерности запоминания, а также законы запоминания, были установлены основные факторы, влияющие на успешность заучивания.
Эйдетикой называют учение о субъективных наглядных образах, наблюдающихся у детей и подростков в определенный фазе их развития, а также сохраняющиеся иногда, большей частью в виде исключения, и у взрослых.