РЛЯ домонгольского периода (н. 11 - сер. 14 вв.)
Причины и предпосылки возникновения РЛЯ
Литература:
1. Срезневский. Мысли об истории РЯ.
2. Обнорский С. П. Очерки по истории РЛЯ старшего периода. 1946. (глава о языке «Моления Даниила Заточника»; введение и первые разделы других глав)
3. Филин Ф.П. Истоки и судьбы РЛЯ. М., 1981. (I гл.)
4. Шахматов А.А. РЯ. (не обязательно)
Почему стоит проблема происхождения РЛЯ? В решении этого вопроса до сих пор нет единства у ученых.
Чехи: РЛЯ по происхождению - не русский, а старославянский, ассимилированный на русской почве. Эта точка зрения была высказана еще в 19 в. русскими учеными. Это традиционная точка зрения (Срезневский, Шахматов, а также Унбегаун).
Любой ЛЯ возникает в обществе тогда, когда есть письменность и литература; но они являются не причинами возникновения ЛЯ, а лишь предпосылками. Причина предполагает следственную связь двух явлений, одно из которых неизбежно определяет другое; предпосылка - необходимое условие, без которого не может осуществиться какое- либо явление.
Предпосылки
1. Появление письменности.
2. Наличие фольклора.
3. Принятие христианства на Руси (с которым связано появление литературных памятников), и отсюда -
4. Появление литературы.
Фольклор.
В 50-60-е гг. была популярна точка зрения, что ЛЯ - совокупность текстов фольклора, что ЛЯ - язык устного народного творчества (особенно популярна среди ученых, изучающих малые народы). Так ли это? Конечно, фольклор появляется раньше письменности и литературы, сразу, как только образуется этнос и его собственный язык. В произведениях фольклора передаются мысли не самого автора, а всего этноса. Автор употребляет такие языковые средства, которые общепонятны. Основные начала общенародного языка складываются в произведениях устного народного творчества, поскольку у автора есть установка на всеобщее употребление. В самом бытовании произведений фольклора – из поколения в поколение, из уст в уста - происходит обработка языковых средств (по признаку выразительности и понятности), процесс стихийной нормализации языка фольклорного текста.
Фольклорные произведения входили в летописные своды. Таким образом, произведения устного народного творчества имели большое значение для возникновения РЛЯ.
Но все-таки язык произведений фольклора не есть ЛЯ, поскольку не соответствует многим требованиям, предъявляемым к ЛЯ:
• Фольклор значительно менее стабилен, чем ЛЯ, так как произведения фольклора не закреплены в письменности, поэтому их язык из меняется из поколения в поколение, язык текста следует за языком поколений.
• Как бы ни был богат язык фольклора, он ограничен, так как ограничена человеческая память; отражает только часть языка данной эпохи.
• Он не является общим, не наддиалектен.
• Язык произведений фольклора узкожанровый, то есть определяет отбор языковых средств, а не отражает все языковые средства. Фольклор важен в истории ЛЯ, он также обработан, но он не есть ЛЯ.
Письменность.
Наиболее существенная предпосылка.
Средство накопления и закрепления знаний в текстах. Письмо освобождает энергию, намять, общество в целом; записанный текст можно передавать во времени и пространстве. Его можно обрабатывать. Накопление письменных средств прежде всего и проявляет себя в письменных текстах.
Но письменный текст не равен ЛЯ. На Руси — сначала примитивное письмо («черты и резы»), потом (10 в.) Кирилловская письменность — в надписях на камнях (узко-прикладное значение; это не литературные тексты)- ЛЯ появляется, когда появляется литература.
Возникновение письменности связано с принятием христианства.
Принятие христианства.
Стало еще одной предпосылкой возникновения ЛЯ. Оно появляется в к. 10 в. и провоцирует появление текстов.
Язычество | Христианство |
Не могло быть предпосылкой возникновения письменности, так как у каждого племени был свой бог, что препятствовало их объединению в одну народность. | Как монотеистическая религия, было лишено местных и племенных различий, что способствовало объединению племен. |
Не позволяло укрепить семью - устои государства, его основу. Не было нравственной религией (наличие гаремов у богатых людей, князей; кровная месть...). | Христианство воспитывает добродетель (благоразумие, милосердие) и укрепляет роль семьи. |
Причины появления ЛЯ.
• Появление государства как органа власти, единение племен. Происходит интеграция племенных диалектов, создается единая основа для формирования РЛЯ.