Фонетические и акцентологические нормы

1. Сильной позицией для гласных фонем является позиция под ударением. В безударном положении гласные подвергаются изменению (качественному или/и количественному), т.е. редуцируются. Следует обратить внимание на трудные случаи редукции. После твердых шипящих [ж] и [ш] и звука [ц] безударная гласная апроизносится как короткий [а]: жаргон, цари. Но перед мягкими согласными - как звук [ы]: жалеть, тридцати. В редких случаях [ы] произносится и перед твердыми согласными: ржаной, жасмин.

2. После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, япроизносится звук [иэ]: часы. Это так называемое «иканье». Оно встречается в нейтральном разговорном стиле. «Эканье» (произнесение в данной фонетической позиции звука [эи] характеризует сценическую речь: в в[эи]нец т[эи]рновый). Произношение ч[и]сы - устаревшее, ч[а]сы - диалектное.

3. Поскольку согласные ц, ж, шобозначают только твердые звуки, после них на месте буквы ипроизносится [ы]: револю[цы]я.

4. В немногих словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, на месте буквы о, в отличие от русской орфоэпической нормы, в безударном положении произносится ослабленное [о], то есть без редукции: радио. Слишком отчетливое [о] воспринимается как манерное, с другой стороны, отчетливое произнесение [а] в «обрусевших» книжных словах (соната, новелла) тоже нежелательно, так как придает произношению просторечный оттенок.

5. Букву ёпредложил использовать русский историк Н.М. Карамзин, упростив сложный рисунок существовавшей ранее в алфавите буквы. Однако букву ё сейчас мы можем встретить лишь в букварях и в учебниках для начинающих изучать русский язык. Отсутствие этой буквы в книгах и периодике приводит к неправильному произношению слов. Следует обратить внимание на слова, в которых гласный [о], обозначенный буквой ё, иногда ошибочно подменяют ударным [э]: белёсый, манёвры произносят как белесый, маневры.

Иногда, наоборот, ударный [э] ошибочно подменяют [o] (ё): гренадер, афера произносят, как гренадёр, афёра. Такое произношение не является нормативным.

6. На месте буквы я в начале слова произносится сочетание звуков [йиэ], например, [йиэ]понец. Произнесение [йа] считается ненормативным.

7. В существительных м.р. на -изм согласный [з] произносится твердо во всех падежах, в том числе и при смягчении конечного согласного в Д. и П. п.: при капитализме.

8. Мягкий [к’] не влияет и на произнесение твердого [с] в слове сосиски. Неразличение твердых и мягких согласных, являясь нарушением орфоэпической нормы, может использоваться как художественный прием: Когда любо[ф] волнует кро[ф]...

9. Звонкие согласные в абсолютном конце слова и перед глухими согласными оглушаются: акци[с], пре[т] приятие.

10. Согласная г может произноситься как [г] - год, [к] враг, [γ] - Господи, [х] - Бог, [в] - кого.

Звук [γ] в пределах современной литературной нормы произносится в ограниченном числе слов, но произношений [γ]осподи, а[γ]а, о[γ]о можно считать вариантом нормы.

11. В связи с тем, что в русском языке действует тенденция к приспособляемости звукового облика заимствованных слов с е после твердого согласного, многие такие слова «обрусели» и произносятся теперь с мягким согласным перед -е: музей, крем, академия; но целый ряд слов сохраняет твердый согласный: бизнес, тест.

Твердое или мягкое произношение согласного определяется в словарном порядке.

12. По старомосковским нормам орфографическое сочетание чндолжно было произноситься как [шн]. В настоящее время [шн] сохраняется лишь в некоторых словах: конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, пустячный и в женских отчествах на -ична (Фоминична). В ряде слов допускается двоякое произношение було[чн]ая и було[шн]ая, хотя последнее устаревает.

13. По старомосковским нормам сочетание чтпроизносилось как [шт] в слове что и словах, производных от него: ничто, кое-что и т.д.

В настоящее время это правило сохраняется для всех указанных слов, кроме нечто [чт]. Во всех других словах орфографическое чт произносится всегда как [чт]: мечта.

14. Сочетание ждв слове дождь и производных от него произносилось по старомосковским нормам как [жж’] (на конце слова - [ш’ш’]). Современное произношение [жд’] (на конце слова - [шт’]) оценивается как вариант литературной нормы.

15. По старомосковским нормам орфографические зж и жж (дрожжи, позже) произносились как [ж’ж’] – долгий и мягкий шипящий. В настоящее время на месте зж и жж произносится долгий твердый шипящий [жж]

16. Ударение- выделение слога в слове различными средствами: интенсивностью (например, в чешском языке), длительностью (например, в новогреческом), движением тона (во вьетнамском и других тональных языках).

В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона. В некоторых языках ударение фиксированное (например на последнем слоге - во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное(перемещается в разных грамматических формах одного слова: доска - доски). Из-за этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое - ударение, встречающееся в профессиональной речи (компас - компас) или в просторечии (свёкла - свекла) и др.

17. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах могут быть два: одно - основное, другое – побочное, второстепенное: картофелекопалка.

18. Чаще всего ударение падает на знаменательные слова.

19. В глаголах прошедшего времени и кратких страдательных причастий женского рода чаще всего ударение падает на окончание (брал – брала, взял – взяла, взят – взята и т.д.). Исключение составляют слова на –бранный, -дранный, -званный (собрана, изодрана)

20. В глаголах на –ировать продуктивным считается ударение на и.

Составьте свой фонетический портрет, ответив на следующие вопросы:

1. Как вы произносите безударные гласные звуки в словах беда, молоко, пятак, часы, жена?

2. Какой согласный звук – г или γ (среднее между г и х)– вы произносите в словах гам, город, град, гул?

3. Как вы произносите последний согласный в словах Бог и благо?

4. Даны слова: бокал, конгресс, ноктюрн, оазис, поэма, поэт, прогресс, революция, рояль, сонет. Подчеркните слова, в которых вы произносите гласный о, а не а.

5. Мягкий или твердый звук вы произносите на месте н в данных словах: бантик, бензин, вонзить, десантник, Индия, консилиум, мундир, пенсия.

6. Какие звуки вы произносите на месте сочетаний ндск, нтск, нтств?

Голландский, ирландский, интендантство, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский.

7. Подчеркните слова, в которых вы произносите сочетание чн.

булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, что, яичница, яблочный.

Сопоставьте свой фонетический портрет с орфоэпическими нормами литературного языка?

Упражнение 1. Определите, в каком стиле возможно произношение следующих слов: сонет, Александр Александрович, Мария Ивановна, здравствуйте, когда, человек, частенько, возмездие, восславить, дерзать, взбелениться, рассердиться, мороз, воздвигнуть, построить, земля, зерно, сбрендить, века, тогда, что.

Упражнение 2. Используя словарь, поставьте правильно ударение в следующих словах:

альков, аноним, аргумент, арест, астролог, астроном, бармен, благовест, блудница, бунгало, бюрократия, вероисповедание, вечеря, взапуски, втридорога, газопровод, гражданство, диспансер, догмат, договор, донельзя, досуг, досыта, дотронуться, доцент, еретик, жалюзи, завидно, заговор, запломбировать, знамение, издревле, изобретение, иконопись, иначе, инструмент, инсульт, искони, исстари, каталог, квартал, корысть, купина, магазин, мельком, менеджер, мизантроп, молох, мышление, начать, некролог, новорожденный, облегчить, ободрить, огниво, ограничение, оптовый, понял, портфель, премировать, приговор, принудить, принять, процент, псевдоним, пуловер, рефлексия, роженица, свекла, сегмент, созыв, столяр, танцовщица, туфля, углубить, феномен, хвоя, ходатайство, христианин, цыган, щавель, эксперт, ядрица.

Упражнение № 3. Выберите правильный вариант в приведенных ниже парах.

арахис – арахис, догмат – догмат, фортель – фортель, форзац – форзац, эпиграф - эпиграф, кетчуп - кетчуп, колледж - колледж, коклюш - коклюш, щавель - щавель, пасквиль - пасквиль, генезис - генезис, фетиш - фетиш, безудержный - безудержный, каталог - каталог, украинский - украинский, отрочество - отрочество, надолго - надолго.

Упражнение № 4. Поставьте правильно ударение в наречиях:

донага, донельзя, завидно, загодя, задолго, издавна, искони, искоса, исподволь, мастерски, мельком, назло, наискось, наотмашь, отчасти, щегольски.

Упражнение 5. Поставьте правильно ударение в прилагательных и причастиях:

августовский, айвовый, альтовый, атомный, гладильная, грошовый, грушевый, держащий, домовая, дышащий, забалованный, завороженный, захламленный, зубчатый, исковой, каталожный, кормящий, курящий, кухонный, митинговый, могущий, нормированный, оптовый, пломбированный, побеленный, сливовый, суповой, уведомленный, уткнутый.

Упражнение № 6. Поставьте правильно ударение в глаголах:

вручат, включит, звонят, избаловать, кашлянуть, клеить, кровоточит, начать, недозвонится, нормировать, облегчить, одолжит, осведомить, плесневеть, позвонит, помирит, разминуться, расхитить, скрепит, сорит, углубить, усугубить, утрудит, ходатайствовать.

Упражнение №7. Расставьте ударение в глаголах и образуйте от них страдательные причастия, при необходимости добавляя приставку:

глаголы на –ировать глаголы на –ировать
баллотировать - бальзамировать - блокировать - гарантировать - дебатировать - иллюстрировать - компрометировать - копировать - инсценировать - утрировать - бомбардировать - гофрировать - гравировать - гримировать - группировать - запломбировать - премировать - формировать -    

Упражнение № 8.Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения являются семантическими.

1. Прикус – прикус.

2. Ирис – ирис.

3. Кирка – кирка.

4. Флейтовый – флейтовый.

5. Языковой – языковый.

6. Броня – броня.

7. Вязанка – вязанка.

8. Казаки – казаки.

9. Допитый – допитый.

10. Искра – искра.

Наши рекомендации