Критерии оценки итогового сочинения
№ | Критерий | Что проверяют? | За что поставят «незачёт»? |
Соответствие теме | Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. | Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания. Автоматически будет «незачет» по работе в целом! | |
Аргументация | Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. | Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик. Автоматически будет «незачет» по работе в целом! | |
Композиция | Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. | В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений. | |
Качество речи | Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. | Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов. | |
Грамотность | Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. | Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения. |
Достаточно получить «зачёт» по первым двум критериям. Это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
Структура сочинения
Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:
Вступление | Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части. | |
Основная часть | Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения | |
2-й тезис и аргументация | ||
3-й тезис и аргументация | ||
Заключение | Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др. |
Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:
Укажите автора и полное название произведения.
Опишите очень кратко ситуацию, которая соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
Подведите промежуточный итог.
Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.
Список произведений
№ | Направление | Примерный список литературных произведений |
«Верность и измена». | М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" А. Н. Островский. «Гроза» Л. Н. Толстой. «Война и мир» Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». А. И. Куприн. « Гранатовый браслет» М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» М. Шолохов. «Судьба человека». «Тихий Дон» А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | |
«Равнодушие и отзывчивость». | А.П. Чехов «Тоска» В. Астафьев. «Людочка» К. Паустовский. «Телеграмма» | |
«Цели и средства». | Л. Н. Толстой. «Война и мир» 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» 5. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» 6. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» 7. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» | |
«Смелость и трусость». | В.В. Быков «Сотников» Лев Николаевич Толстой "Война и мир" А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» | |
«Человек и общество». | А.С. Грибоедов "Горе от ума" А.С. Пушкин "Евгений Онегин" И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско" А.И. Куприн "Олеся" М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" И.А. Гончаров "Обломов" А. А. Чехов. «Крыжовник». «Человек в футляре». «Ионыч» |
"Верность и измена"
Верность и измена - это два сложных социальных концепта, которые имеют огромное значение для человечества. Верность является положительной характеристикой. Измена, в свою очередь, наделена отрицательной коннотацией. Стоит рассматривать верность и измену не только в призме любовных отношений двух людей. Эти концепты универсальны.
Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Нарушение верности — измена. "Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности. Похожие качества: неизменность, твёрдость, непоколебимость. Противоположности: вероломство, предательство, неверность, измена, коварство.
1. Верность/ измена в широком смысле.
2. Верность/ измена в любви.
3. Верность (измена) Родине, государственному долгу
4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.
5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.
6. Верность животных своим хозяевам.