Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Шляпа – лучший друг на свете, Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, наблюдения учителя |
II. Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Н. Н. Носов «Затейники». К шляпе дружно подойдем, Ее взглядом обведем! С нами, шляпа, не шути, Ты не прыгай, не скачи! Поскорей открой секрет – Ты живая или нет? – Прочитайте стихотворение медленно, вполголоса; быстро на выдохе; с радостным настроением; обиженно | Пересказывают по плану. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуще-ствляют смысловое чтение в соответствии с целями и задачами, структурирование знаний, работу с информацией, выполнение логических операций, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; активно используют речевые средства для решения учебных задач; проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
III. Постановка темы, цели урока | – По прочитанным стихотворениям определите название рассказа | Прогнозируют название рассказа | Фрон-тальная | Устные ответы | ||
IV. Работа по теме урока | 1. Словарная работа. 2. Чтение учителем, прогнозирование развития сюжета | Комод– низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей. Кочерга – железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи. Треснуть – ударить. Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. Читают учитель и хорошо читающие дети. В ходе чтения учитель делает остановки. Читают 1-ю часть (до слов «увидели возле комода шляпу»). – Что произойдет дальше? Читают 2-ю часть (до слов «Вовка за ним»). – Как далее будут развиваться события? – Что шляпа будет делать в дальнейшем? – Смогут ли ребята преодолеть свой страх? Читают 3-ю часть (до слов «Ну, пойди посмотри»). – Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха? Какое выражение использует писатель? – Как далее будут развиваться события? – Возвратятся ли ребята в комнату? – Как будут защищаться, если шляпа набросится на них? Читают 4-ю часть (до слов «шляпа как подскочит кверху»). – Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы? Рассказывает о событиях 5-й части | Объясняют значение слов с помощью словаря. Следят по тексту. Думают над тем, как дальше будут развиваться события, отвечают на вопросы | Фронтальная | Работа со словарной статьей. Выполненные задания, устные ответы | |
Физкультминутка | См. Приложение | Выполняют упражнения | Фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу | Выполнение движений | |
V. Закрепление знаний и способов действий | Анализ произведения, выборочное чтение | – Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков? – Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста. – А читатели? – Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? – Какие они были по характеру? – Что же испугало мальчиков? – Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом. – Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, когда было страшно, а затем смешно? – Как можно побороть свой страх? – Определите идею (главную мысль рассказа). – Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу? – Найдите слова, характеризующие их поведение. – Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу? – Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение? Прочитаем диалог на кухне. – Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы? – Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его? – Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения? – Как автор относится к своим героям? – Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа? • Волков бояться – в лес не ходить. • Семь раз отмерь – один раз отрежь. • У страха глаза велики | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; поиск необходимой информации; построение логической цепи рассуждений, доказатель- ство. Регулятивные: осуществляют контроль; коррекцию; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей | Устные ответы |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал? – Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему? – Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему? – Оцените свою работу на уроке. – Продолжите предложение: • Мне было интересно… • Мне захотелось… • Я узнал, что… • У меня получилось… | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Прочитать текст по ролям | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | Выполненные задания |
3 класс
Урок 61. Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина»
(учебник, с. 57–59; рабочая тетрадь, с. 65)
Тип урока: постановка учебной задачи | ||
Педагогические задачи: способствовать развитию умения прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций; составлять план и пересказывать текст по этому плану; определять основную тему и главную мысль произведения; создать условия для формирования навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения с соблюдением норм | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением М. М. Пришвина «Моя Родина»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; последовательно воспроизводить содержание рассказа о писателе | Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей; предлагают варианты устранения причин неудач на уроке; коммуникативные: оформляют 3–4 слайда, письменно фиксируя основные положения устного высказывания | Личностные: ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет писателя М. Пришвина; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |