Суть общего направления в развитии русского литературного произношения заключается в(продолжите)

 
 
 
 
 
 
 
 

11. Почему это происходит (обоснуйте самостоятельно, т.е. сделайте вывод)

 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3.Распределите слова на 2 группы в соответствии и произнесением согласных перед -Э, например, бассейн [с/э], Дели [дэ].

Музей, академия, свитер, партер, антенна, дефект, декан, детектив, купе, цитадель.

 
 
 

Задание 4.Распределите слова по 4 группам в соответствии с тем, как произносится ЧН, ЧТ, например, молочный [чн], скворечник [шн], мечта [чт], чтобы [шт].

Закусочная, яичница, скучно, почта, нечто, ничто, подсвечник, сливочный, игрушечный, нарочно, конечно, горчичник, Ильинична, Никитична, прачечная, горчичница, двоечник, порядочный, ни за что.

 
 
 

Задание 5. Расставьте ударения в приведенных словах, выписав отдельно те, которые имеют различную семантику в зависимости от постановки ударения. Подтвердите разницу значения с помощью предложений.

Атлас, документ, алфавит, договор, квартал, лавровый, маркировать, дозировать, начать, трусить.

 
 
 

Задание 6. Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить на соответствующие им глухие и наоборот:обрызгать, круп, толк? Приведите два-три подобных примера.

 
 
 
 

Задание 7. Составьте слова из следующих звуков[а, д', т, э, л'], [ш, а, л', п, у, к], [п, р, п, и, г, о].

сделайте их орфографическую запись.

 
 
 

А из всех букв этих слов составьте другие слова и выполните их фонетический разбор.

 
 
 

Сравните звуковой состав новых слов со звуковым составом слов, из букв которых они были образованы.

 
 
 

Отметьте случаи несовпадения.

 
 
 
1) А) Расставьте ударение в следующих словах. Средства, углубить, шарфы, щекотно, дочиста, намерение, обеспечение, жалюзи, тефтели. Б) Укажите слово, ударение в котором возможно только на одном слоге: замок, статуя, орган, квартал.

2)Составьте слова из следующих звуков и запишите их.

 
 
 
 
 
 

[а] [к] [й'] [ы] [з]

[о] [б] [з] [р]

[л'] [э] [п] [т']

[л] [о] [ш] [к]

[о] [ы] [к] [ж] [й]

Задание 8. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.

Инженер, бухгалтер, кондитер, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, профессор.

Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

Иногда на ш…(с,сс)е у пирами…ки щебня над которым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный столб облупивш…йся сизыми струпь…ми он ост…навл…вался и оп…раясь на велос…педгл…дел через поля на одну их тех лесных опуш…к что бывает только в России д…лекую ч…рную. На ней золотой запад был пересеч…н одним только л…ловатымобл…ком из(под) которого ве…ром расходились лучи.

(По В. Набокову)

Выпишите все случаи:

- на произношение звонких согласных как глухих;

- на непроизносимую согласную в корне;

- на чередование гласных в корне.

 
 
 
 
 

Задание 10. Разделите слова на 3 группы:

- с ударением на первом слоге,

- с ударением на втором слоге,

- с ударением на третьем слоге.

Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, карлица, кислица, перекупщик, страховщик, танцовщица, роженица, ядрица, часовщик, баловница.

 
 
 
 
 
 

Задание 11. Распределите приведенные примеры по двум группам в соответствии с приемами звуковой организации речи (ассонанс – повторение гласных, аллитерация– повторение согласных).

АССОНАНС АЛЛИТЕРАЦИЯ
   
   
   
   
   

- У Ч…рного моря ч…нара стоит молодая…

- Быстро л…чу я по рельсам чугу (нн)ым

Думаю думу свою…

- Вечер. Взморье. Вздохи ветра

Вел…чавый возглас волн.

- Задр…мали звезда з…л…тые

Задр…жало зерк…ло затона…

- М…розомвып…тые лужи

Хрустят и хрупки как хрусталь.

Задание 12.Затранскрибируйте текст: транскрипцию располагайте, продолжая строку текста (см. 1 строфу)

 
 
 
 
 

Ребята, надо верить в чудеса! [ ….]
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном...
____________


Не три глаза, ведь это же не сон



 
 
 
 
 

И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей

нашел своюАссоль, в той бухте,

где Ассоль
Дождалась Грея
____________

С друзьями легче море переплыть,

 
 
 
 
 


И есть морскую соль,
Что нам досталась,
А без друзей на свете было б очень

трудно жить,
И серым станет даже алый парус!
____________

Узнаешь зло.. Без этого нельзя,

 
 
 
 
 

Ведь люди не всегда бывают правы...
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус...
____________


Когда-то, где-то счастье ты найдешь..

 
 
 
 
 

Узнаешь Грея. И Ассолью станешь,
В свою мечту ты веришь, и ее ты не предашь...
Гори, гори под солнцем АЛЫЙ ПАРУС!
____________

Кол-во верных ответов ______________________________________

Кол-во неверных ответов_____________________________________

Оценка преподавателя_________________________________________

Часть IV

Наши рекомендации