Суть общего направления в развитии русского литературного произношения заключается в(продолжите)
11. Почему это происходит (обоснуйте самостоятельно, т.е. сделайте вывод)
Задание 3.Распределите слова на 2 группы в соответствии и произнесением согласных перед -Э, например, бассейн [с/э], Дели [дэ].
Музей, академия, свитер, партер, антенна, дефект, декан, детектив, купе, цитадель.
Задание 4.Распределите слова по 4 группам в соответствии с тем, как произносится ЧН, ЧТ, например, молочный [чн], скворечник [шн], мечта [чт], чтобы [шт].
Закусочная, яичница, скучно, почта, нечто, ничто, подсвечник, сливочный, игрушечный, нарочно, конечно, горчичник, Ильинична, Никитична, прачечная, горчичница, двоечник, порядочный, ни за что.
Задание 5. Расставьте ударения в приведенных словах, выписав отдельно те, которые имеют различную семантику в зависимости от постановки ударения. Подтвердите разницу значения с помощью предложений.
Атлас, документ, алфавит, договор, квартал, лавровый, маркировать, дозировать, начать, трусить.
Задание 6. Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить на соответствующие им глухие и наоборот:обрызгать, круп, толк? Приведите два-три подобных примера.
Задание 7. Составьте слова из следующих звуков[а, д', т, э, л'], [ш, а, л', п, у, к], [п, р, п, и, г, о].
сделайте их орфографическую запись.
А из всех букв этих слов составьте другие слова и выполните их фонетический разбор. Сравните звуковой состав новых слов со звуковым составом слов, из букв которых они были образованы. |
Отметьте случаи несовпадения.
1) А) Расставьте ударение в следующих словах. Средства, углубить, шарфы, щекотно, дочиста, намерение, обеспечение, жалюзи, тефтели. Б) Укажите слово, ударение в котором возможно только на одном слоге: замок, статуя, орган, квартал. | ||||||
2)Составьте слова из следующих звуков и запишите их. [а] [к] [й'] [ы] [з] [о] [б] [з] [р] [л'] [э] [п] [т'] [л] [о] [ш] [к] [о] [ы] [к] [ж] [й] |
Задание 8. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.
Инженер, бухгалтер, кондитер, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, профессор.
Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Иногда на ш…(с,сс)е у пирами…ки щебня над которым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный столб облупивш…йся сизыми струпь…ми он ост…навл…вался и оп…раясь на велос…педгл…дел через поля на одну их тех лесных опуш…к что бывает только в России д…лекую ч…рную. На ней золотой запад был пересеч…н одним только л…ловатымобл…ком из(под) которого ве…ром расходились лучи.
(По В. Набокову)
Выпишите все случаи:
- на произношение звонких согласных как глухих;
- на непроизносимую согласную в корне;
- на чередование гласных в корне.
Задание 10. Разделите слова на 3 группы:
- с ударением на первом слоге,
- с ударением на втором слоге,
- с ударением на третьем слоге.
Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, карлица, кислица, перекупщик, страховщик, танцовщица, роженица, ядрица, часовщик, баловница.
Задание 11. Распределите приведенные примеры по двум группам в соответствии с приемами звуковой организации речи (ассонанс – повторение гласных, аллитерация– повторение согласных).
АССОНАНС | АЛЛИТЕРАЦИЯ |
- У Ч…рного моря ч…нара стоит молодая…
- Быстро л…чу я по рельсам чугу (нн)ым
Думаю думу свою…
- Вечер. Взморье. Вздохи ветра
Вел…чавый возглас волн.
- Задр…мали звезда з…л…тые
Задр…жало зерк…ло затона…
- М…розомвып…тые лужи
Хрустят и хрупки как хрусталь.
Задание 12.Затранскрибируйте текст: транскрипцию располагайте, продолжая строку текста (см. 1 строфу)
Ребята, надо верить в чудеса! [ ….]
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном...
____________
Не три глаза, ведь это же не сон
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей
нашел своюАссоль, в той бухте,
где Ассоль
Дождалась Грея
____________
С друзьями легче море переплыть,
И есть морскую соль,
Что нам досталась,
А без друзей на свете было б очень
трудно жить,
И серым станет даже алый парус!
____________
Узнаешь зло.. Без этого нельзя,
Ведь люди не всегда бывают правы...
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус...
____________
Когда-то, где-то счастье ты найдешь..
Узнаешь Грея. И Ассолью станешь,
В свою мечту ты веришь, и ее ты не предашь...
Гори, гори под солнцем АЛЫЙ ПАРУС!
____________
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Часть IV