Долитературный период (римский фольклор)
Римские историки приурочивают основание Рима к середине VIII в. до н. э. (753 г.). К этому времени относятся остатки поселения на Палатине и Некрополь, обнаруженный археологами. Однако заселено это место было значительно раньше (X—IX вв.) и вряд ли можно думать, что основание города было единовременным актом, как об этом свидетельствует римская историческая традиция.
На римских холмах жили первоначально латиняне и сабиняне, которые впоследствии объединились и создали единую общину. В древнейший период, согласно сведениям римских историков, во главе общины стояли цари. Во время правления царей этрусской династии Рим занимал ведущее положение среди городов Лация — области, расположенной у западного побережья Италии. Латиняне были связаны между собою общностью языка и единством культуры и религии. Латинский язык, которым они пользовались, стал позднее официальным языком обширного римского государства. Он принадлежит к группе италийских и входит в индоевропейскую языковую семью.
Этруски, с которыми связано становление римского государства в древнейший период, жили в северо-западной части Апеннинского полуострова и были в VII — в начале VI в. до н. э. могущественным народом.
Археологические находки доказывают, что уровень экономического и социального развития у этрусков был высоким. У них было развитое земледелие, города, выстроенные из камня и расположенные в неприступных местах. Этруски славились высокой техникой обработки металла и искусной керамикой. Социальный строй у них, насколько можно судить по скудным данным, был строго аристократическим, с сохранением пережитков родового
строя. Господствующей прослойкой являлась военно-жреческая знать (лукумоны). Вопрос о происхождении этрусков до сих пор не решен. Существуют теории об их восточном происхождении, о том, что они пришли в Италию со стороны Альп, но отдельные ученые склонны считать их древнейшим населением Италии, позднее смешавшимся с переселенцами из восточных стран.
Сохранившиеся от этрусков памятники: скульптурные изображения на саркофагах, статуи, фрески, керамические изделия — могут дать некоторое представление об общественной жизни народа, об их зрелищах, танцах и пирах. Женщины занимали у них, по-видимому, почетное положение и принимали деятельное участие во всех развлечениях. На гробницах часто изображаются фантастические животные и растения. Встречаются и сценки мифологического характера, свидетельствующие о далеко идущих связях с греческим искусством. Так, например, на одном саркофаге (VI в. до н. э.) из города Тарквиний (отсюда родом были два римских царя) показаны приключения Одиссея: пребывание его в подземном царстве и ослепление Полифема. Терракотовая статуэтка из Вей (V в. до н. э.) изображает троянского героя Энея, выносящего из горящей Трои своего старого отца Анхиза. Однако самый характер греческого искусства с его гармоничным идеалом человека не оказал существенного влияния на искусство этрусков. Божества, которых они почитали, имеют вид демонов, полуживотных-полулюдей. Современные ученые склонны сближать культуру и искусство этого народа с древневосточной культурой. Благодаря этрускам Рим в «царский период» впервые соприкоснулся с греками. Осколки греческих коринфских ваз, найденных в Риме, датируются VI в. до н. э. (правление Тарквиния Гордого), при этрусках на капитолийском холме был сооружен храм в честь Юпитера, Юноны и Минервы. Он стоял по этрусскому обычаю на возвышении, а фронтон его был украшен квадригой (колесницей, везомой четырьмя лошадьми), сделанной из терракоты (обожженной глины). Статуи из терракоты очень характерны для древнего искусства этрусков, куски таких статуй до сих пор продолжают находить в римской земле. Мрамор сравнительно долго не использовался в искусстве Рима, он стал широко применяться лишь с конца I в. до н. э., с «века Августа».
Следы известного влияния этрусской религии и культуры можно заметить в разных сферах жизни римлян. К этрускам восходит обряд гадания по полетам птиц и внутренностям животных, гладиаторские игры, различные атрибуты римских магистратов, отдельные виды актерского мастерства и даже самое слово «актер».
Во время правления этрусских царей Рим занимал господствующее положение в Лации. После изгнания их в начале VI в. до н. э. он утратил свою гегемонию, и на некоторое время в истории Рима наступает «темный период». В это время римляне ведут непрерывные войны с соседями и теряют свои контакты с этрус-
ками и греками. Когда же Рим выходит из кризиса и становится постепенно могущественным государством Италии, а потом и всего Средиземноморья (III—II вв. до н. э.), в Греции уже начинается период эллинизма. С эллинистической культурой и литературой и вступают в контакт римляне в середине III в. до н. э., когда в Риме возникает художественная литература. С эллинизмом римляне знакомятся прежде всего в той его форме, которую он имел в Южной Италии (так называемой «Великой Греции») и в Сицилии, с которой они имели непосредственные контакты. Сицилия и Южная Италия были покрыты сетью греческих колоний еще в VIII—VII вв. до н. э. В VIII в. до н. э. были основаны Кумы, а в конце VI в. в этом городе были воздвигнуты величественные храмы Зевсу и Аполлону, в конце же VI в. был построен грандиозный храм Зевсу и в Агригенте (Сицилия). Таким образом, культы греческих богов начинают проникать в Италию, сливаясь подчас с местными культами. Издавна в Италии знали Деметру, Артемиду, Персефону, Диониса. Однако в VII—VI вв. до н. э. эти боги почитались еще в догомеровской, неочеловеченной форме. Так, Деметра имела вид лошади, Артемида считалась прежде всего владычицей диких зверей и напоминала Малоазийскую богиню Кибелу и т. п.
Вторая волна греческого влияния, начавшаяся с конца IV в. до н. э., уже способствовала изменению прежних архаических представлений о богах и привела к сближению римских и греческих религиозных представлений.
У римлян не было столь богатой мифологии, как у греков, но греческие мифы были издавна известны в Италии, а сама Италия уже упоминается у Гомера и Гесиода и называется Гесперией (Вечерней страной). Одиссей во время странствий, описанных в «Одиссее» Гомера, не раз оказывается вблизи Италии и Сицилии. Согласно греческим легендам, в Италийской земле были погребены многие прославленные герои греческих мифов: Филоктет, Диомед, Эней, Калхас и др.
Не создав мифологии, подобной греческой, римляне явились творцами множества исторических легенд, сохраненных историками и поэтами. Героями этих легенд были древние цари Рима, выдающиеся воины, полководцы, смелые юноши, мужественные и добродетельные женщины. Предания о Ромуле и Реме, Тарквинии Гордом и Бруте, Кориолане, о похищении сабинянок вошли в сокровищницу мировой культуры.
Особый интерес к исторической легенде был связан, по-видимому, с тем обостренным чувством важности каждого момента в жизни общины, который был характерен для римского миропонимания, отразившегося в древнейшей религии римлян. Этой религии свойственна исключительная конкретность. Для каждого акта деятельности человека существовали свои божества: почитались, например, боги первой вспашки земли, посева, жатвы, хранения семян и т. п.
В религиозных формулах и молитвах эти божества перечисляются в строгом порядке, в соответствии с последовательностью тех действий, которыми каждый из них управлял. Так, одна из древнейших коллегий жрецов — Арвальские братья — во время рубки деревьев в священной роще обращалась поочередно с молитвой к богиням: Деферунде (падения дерева), Коммоленде (рубки) и Адоленде (сжигания). Богини перечислялись в строгой последовательности, в соответствии с этапами производимой работы.
Чтобы достигнуть успеха в том или ином деле, нужно было, согласно верованиям римлян, обратиться к богам в правильно угаданный, наиболее важный момент, чтобы во время получить помощь. Каждый день обладал как бы своим особым обликом, и каждый человек имел свою собственную богиню судьбы (Фортуну). Так, существовали: Фортуна Цезаря, Красса, Помпея и т. д. Очень рано (в IV в. до н. э.) в Риме появились скульптурные портреты, лишенные идеализации, столь свойственной греческому искусству. Появление подобных бюстов объясняется существовавшим у римлян обычаем снимать восковые маски с умерших. Эти маски хранились в знатных семьях и выносились во время траурных процессий. Предки, таким образом, как бы следовали за прахом своих умерших потомков.
Рано появились у римлян и рельефы на исторические темы, на которых изображались различные боевые эпизоды.
Возможно, что у древних римлян существовали и застольные песни, «кармина конвивалиа», о которых, по словам Цицерона, рассказывал Катон. В этих песнях, исполнявшихся на пирах, также прославлялись деяния великих предков. Песни эти, однако, рано были утрачены в самом Риме.
Древнейшими дошедшими до нас памятниками являются сакральные гимны.
Один из них — гимн жреческой коллегии Арвальских (полевых) братьев был обращен к богу войны Марсу, хранителям очага Ларам, богам плодородия Семонам. Жрецы просят в нем Марса и Ларов отогнать от общины войны и болезни:
Помогите нам, Лары.
Не дозволь, Map-Map, мору-пагубе обрушиться на многих.
Будь сыт, свирепый Марс! Вскочи на порог, Стой там!
Попеременно призовите всех Семенных духов. Триумфе (5 раз).
(Пер. Я. В. Вулих)
Сами римляне в историческую эпоху уже плохо понимали архаический язык этих старинных текстов, которые они называли кармина. Слово в этих ритмизированных молитвах еще не отделилось от пения и сопровождавших его телодвижений. Конец гимна Арвальских братьев содержит призыв к исполнению какой-то фигуры древнего сакрального танца.
Другая коллегия жрецов салиев (прыгунов) исполняла свои гимны в честь бога Марса, шествуя по городу. Одетые в шлемы, с копьями и щитами в руках, они танцевали и пели свои молитвы.
Для словесного оформления этих старинных песен характерен ряд моментов, которые найдут отражение позже в памятниках ранней поэзии римлян: ассонансы и аллитерации, особая насыщенность и значительность каждого слова, строгая симметрия в расположении предложений, образующих метрическую строку.
Составлены гимны так называемым сатурновым стихом. Вопрос о природе этого древнего размера еще не решен окончательно. Несомненно, однако, что это еще метрически слабо упорядоченный стих, напоминающий древнейший фольклорный стих, имевшийся у многих народов (древнегреческий фольклорный стих, русский былинный и т. п.).
Наряду с гимнами у римлян был и фольклор, существовали рабочие и обрядовые песни.
Римский ученый Варрон рассказывает, что на похоронах исполнялись траурные песни (нении), их пели специальные наемные плакальщицы (префики). Во время погребения видных римлян их ближайшие родственники произносили над прахом речи, называвшиеся э л о г и и. На могильных памятниках высекались торжественные надгробные надписи — эпитафии. Многие из них и до сих пор можно прочитать на памятниках, стоящих вдоль старой Аппиевой дороги в Риме.
На римских свадьбах исполнялись свадебные песни. Пели их во время веселой свадебной процессии, когда невесту из дома отца вели в дом ее будущего мужа. Насмешки над молодыми, остроты и смелые шутки составляли обязательный элемент этих песенок.
Насмешливая поэзия была вообще широко распространена в Риме и во всей Италии. Песенки, в которых высмеивали отдельных лиц, пелись под окнами домов, их писали на стенах и заборах. Древнейшее римское законодательство — законы XII таблиц— грозят наказанием за «песни-поношения», и тем не менее они существовали до конца империи.
Насмешливые песенки исполнялись и во время празднования триумфа. Полководец, одержавший крупную победу, получал от римского сената разрешение на празднование триумфа. В расшитой тоге, с атрибутами Юпитера, с лицом, выкрашенным в красный цвет, он проезжал по дороге, ведущей на Капитолий, на колеснице, запряженной белоснежными конями. Перед ним везли награбленные в захваченных городах сокровища и вели пленных, а позади шествовали воины победоносных легионов и осыпали своего полководца насмешками. Так, во время триумфа Цезаря его солдаты пели: «Горожане, храните своих жен! Мы ведем к вам лысого любодея!».
Обряд римского триумфа — этрусского происхождения, и самый обычай исполнения насмешливых песенок также восходит, вероятно, к далекой древности.
В древнем Риме были также и зачатки драмы: на праздниках земледелия выступали ряженые и исполнялись насмешливые песенки «фесценнины». Литературное оформление, однако, драма получила позднее под влиянием греков.
Историк Тит Ливий рассказывает, что сценические игры были устроены впервые в 364 г. до н. э. во время эпидемии, для умилостивления богов. По этому случаю в Рим пригласили танцоров из Этрурии, которые танцевали без всякого словесного сопровождения, под аккомпанемент флейты. Такого рода танцы часто изображаются на этрусских саркофагах. По словам Ливия, это представление понравилось римской молодежи, которая стала подражать этрускам, но присоединила к танцам насмешливый диалог и песенки. Постепенно отсюда развился особый вид зрелища, которое получило название «Сатура» («Смесь»), Разнообразные песенки сопровождались в древней Сатуре жестикуляцией и танцами.
Первая драма по греческому образцу была поставлена в 240 г. до н. э. поэтом Ливием Андроником, но обилие музыкального элемента, столь характерное для римской трагедии и комедии, связано, вероятно, с традициями этой древней драматической Сатуры.
Древнейшая римская проза представлена записями, которые вели жрецы и магистраты, отмечавшие в своих «фастах» (календарях) особо важные случаи. Наряду с государственной хроникой (анналами) существовали и семейные хроники, в которые заносились сведения о деятельности членов данного рода.
Первые римские поэты
Ливий Андроник – пленные грек, вольноотпущенник. Был учителем, перевёл на латинский язык «Одиссею» - «Латинская Одиссея». Это - первый художественный перевод в европейской литературе.
Как показывают фрагменты, Ливий позволял себе упрощение подлинника, пересказы, пояснения, изменение образов. Имена греческих богов переделываются на римский лад. Этот принцип вольного перевода был воспринят и последующими римскими переводчиками (обогащение собственной литературы и собственного литературного языка с помощью чужого материала).
Он переводил «Одиссею» сатурновым стихом, примыкая, таким образом, к римской поэтической традиции (До введения стиховых форм греческого образца первые римские поэты пользовались древним размером - сатурновым, по имени бога Сатурна, мифического владыки древнейшей Италии. Сатурнов стих состоит из двух полустиший, по 3-4 повышения в каждом. Он короче гекзаметра).
С 240 г. Ливий Андроник работает для римской сцены, обрабатывая греческие трагедии и комедии. Трагедии имели греческую мифологическую тематику; Ливий особенно охотно выбирал сюжеты из троянского цикла, мифологически связанного с Римом.
Опираясь на римские фольклорные размеры, Ливий создал формы драматического стиха, приближавшегося к греческим.
Ливий положил начало всем основным жанрам ранней римской литературы
Гней Невий
Вскоре после 240 г. начал свою драматическую деятельность второй римский поэт, Гней Невий. Он был уроженцем Кампании, участником первой Пунической войны. Невий работал в тех же жанрах, что и Ливий Андроник, но он всюду шел оригинальными путями, стараясь актуализировать литературу, обогатить ее римской тематикой. В его комедиях звучала карнавальная вольность, он не останавливался перед издевкой по адресу римских государственных деятелей, с открытым называнием имен. За такое Невий был выставлен у позорного столба и изгнан из Рима.
Большое распространение получил другой прием, применявшийся Невием при обработке греческих комедий. Это - контаминация, привнесение в переводимую пьесу интересных сцен и мотивов из других комедий. (Римская публика требовала более сильных комических эффектов, чем греческая).
Как трагический поэт Невий не ограничивался переделками греческих драм. Он составляет оригинальные трагедии с римским сюжетом. Трагедии эти назывались у римлян «претекстатами».
В соответствии с характером римских сказаний «претекстаты» писались на историческийсюжет, нередко черпая материал из современной истории.
Наиболее оригинальное достижение Невия - созданный им исторический эпос «Пуническая война». Тема - историческое событие недавнего прошлого, первая Пуническая война; но исторической части у Невия предшествует мифологическая, с участием богов по образцу греческих поэм. Невий начинал с гибели Трои, рассказывал о странствиях покинувшего Трою Энея, о буре, которую послала на него враждебная троянцам Юнона (Гера?), о прибытии Энея в Италию. С земным планом чередовался олимпийский: мать Энея, Венера (Афродита), заступалась за своего сына перед Юпитером (Зевс). Это повествование Невия, напоминающее некоторые эпизоды «Одиссеи», было впоследствии использовано Вергилием для «Энеиды».
Излагалось также сказание о Ромуле, которого Невий представлял себе внуком Энея. Эпос Невия, разделенный позднейшими римскими издателями на семь книг, был написан, как и «Латинская Одиссея» Ливия Андроника, сатурновым стихом.